Память несуществующей Семинарии

1 (1)В каждом городе есть места, где собирается молодежь. Такими местами, как правило, являются городские парки и скверы. Излюбленным местом для студенческих встреч в Витебске является Покровская горка. Парк на Покровской горке не просто зона отдыха, а место, овеянное таинственностью седого прошлого. «Покровской горкой» возвышенность на левом берегу Двины называется потому, что на ней до 1937 года возвышался величественный Покровский собор. Храм взорвали, но память о нем сохранилась до наших дней. Кроме того, здесь располагался верхний городской замок, которому пришлось выдержать не мало вражеских осад и нападений. Теперь же эти места осаждаются чаще всего студентами: на Покровской горке находятся сразу несколько учебных заведений. Студенчество после занятий не спешит домой, а весело проводит время в тени набережных насаждений, любуясь со смотровой площадки красивой панорамой города с излучиной голубой реки и вереницей транспорта, движущегося по мосту через Двину. На самом видном месте возвышается крест-памятник преподобной Евфросинии Полоцкой. Будучи студентом Витебского Духовного Училища, я также любил гулять здесь. Мое внимание всегда привлекало ветхое трехэтажное здание Витебского станко-инструментального техникума, которое выделялось своей строгостью и простотой среди прочих дореволюционных построек. На фасаде здания прикреплена доска: «Памятник архитектуры XVIII века…» Только несколько лет спустя, будучи уже семинаристом, я узнал, что в здании, так привлекавшем мое внимание, в 19 веке располагалась Витебская Духовная Семинария. Об истории этого учебного заведения я и хотел бы рассказать в своей статье.

В очередной раз убеждаюсь, что в жизни ничего случайного не бывает. Не было случайностью и то, что в руки мне на первый взгляд случайно попал старый дореволюционный журнал, в котором я нашел то, что так давно интересовало меня: отчет статского советника С. Керского о жизни Витебской Духовной Семинарии. Этот отчет является одним из немногих и потому особенно ценных исторических свидетельств второй половины XIX века о несуществующем ныне духовном учебном заведении, сыгравшем важную роль в истории белорусского духовного образования.

Первоначально Духовная Семинария считалась епархиальной Семинарией Полоцкой епархии и, соответственно, располагалась в Полоцке. Духовная Школа была основана митрополитом Ираклием Лисовским. Интересно, что большинство предметов преподавалось на латинском языке. Некоторые лекции читались по-русски и по-польски.

Перемещение Духовной Школы из Полоцка в Витебск последовало в 1856 году и только в 1872 г. семинария была переименована в Витебскую, небесными покровителями которой являлись Святые Кирилл и Мефодий. Во время ревизии в Семинарии обучалось 127 воспитанников, в основном это были белорусы и даже один крещеный еврей, а также учащиеся из Смоленской, Тверской, Орловской и Полтавской губерний, что свидетельствует о широкой известности Витебской Семинарии.

На базе Семинарии действовала воскресная школа, в которой преподавали семинаристы. На занятия приходили ученики уездного училища и гимназии. Для работы с детьми привлекались самые лучшие студенты, которые индивидуально занимались с каждым учеником. За хорошие успехи детям дарили памятные подарки, а их молодых наставников ставили на казенное довольствие.

После издания в 1867 году нового устава православных Семинарий ректор, архимандрит Никанор, немедленно позаботился об улучшении учебно-воспитательного процесса. С начала года было введено преподавание основного богословия в качестве самостоятельного предмета и Нового Завета на греческом языке. Уделялось серьезное внимание певческой подготовке семинаристов и изучению иностранных языков.

С осени 1867 года для поддержания физического здоровья была введена гимнастика, которой студенты занимались в обширной столовой во время перемен, под непосредственным руководством ректора. А с наступлением лета в саду смонтировали гимнастические снаряды. По предложению инспектора архимандрита Арсения, воспитанники Витебской Семинарии обучались живописи в губернской гимназии. Студенты проявили к этому предмету усердие, и с разрешения Святейшего Синода был открыт иконописный класс, для занятий в котором было выделено 2 урока в неделю.

Конечно же, как и в любых других учебных заведениях, в Витебской Семинарии были свои проблемы. В первую очередь—недостаточное количество новых учебников. Некоторые наставники преподавали по нескольку предметов. Инспектор, например, преподавал Священное Писание, гомилетику и педагогику. Преподаватель библейской истории также читал курс общецерковной истории, литургики и канонического права.

Быстро сменяющееся руководство переставало обращать внимание на физическую подготовку студентов и на их самостоятельные занятия по дополнительным дисциплинам. Отмечалось понижение установленного количества уроков. Но после некоторых изменений было введено строгое распределение предметов между наставниками, и окончательно установилось расписание занятий.

Примечательно, что основное богословие изучалось студентами по запискам инспектора архимандрита Арсения. К середине XIX века преподавание в Семинарии было на очень высоком уровне, о чем свидетельствуют воспоминания ее воспитанников.

Немного о самом здании Духовной Школы. Это каменный трехэтажный корпус, построенный во второй половине XVIII века итальянским архитектором Иосифом Фонтаном как здание для монастыря. Некоторое время использовался как общежитие для священников, служивших в Успенском соборе, а потом стал зданием Семинарии. Студенты жили прямо в ней, на третьем этаже. Там были оборудованы спальные комнаты с гардеробной, которая использовалась еще как чайная. Учебные классы находились на втором этаже. Большие и светлые, по вечерам они освещались керосиновыми лампами. На первом этаже располагались комнаты инспекции, столовая, буфет и медпункт. В двухэтажной пристройке находилась семинарская церковь и библиотека. Церковь была достаточно просторная и красивая. В ней хранились подаренные князем Сергеем Александровичем вышитые серебряными и золотыми нитями хоругви. Теперь в помещении храма—спортивный зал и учебные классы техникума.

В библиотеке находилась богатая коллекция книг на древних языках: латинском, еврейском, греческом, датируемых XV-XVI веками. Среди них—творения святых отцов и учителей Церкви, сочинения западных богословов и классических писателей. Часто библиотека пополнялась книжными пожертвованиями монастырей, архиереев и богатых купцов.

Для семинарий Синодального периода было характерно разделение на нормы содержания. Полноказенные получали форму, писчие материалы и питание бесплатно. Полуказенным предоставлялось только питание; пенсионные студенты находились на родительском попечении. Принадлежащие семинарии суммы хранились в местном губернском казначействе в железных сундуках под замками, ключи от которых хранились у ректора и инспектора.

Все эти сухие ревизорские данные рисуют картину жизни витебских семинаристов. Но шло время, менялись нравы, и семинария с вековой историей, встретив свою сто одиннадцатую весну, была закрыта. Это происходило после революции 1917 года, когда студентов разогнали, а наиболее активно отстаивающих духовную школу «успокоили» известными методами. И в осиротевшей Семинарии декретом Ленина был открыт техникум.

С наступлением Великой Отечественной войны техникум был эвакуирован, и древние стены были заняты немцами для архивов СД. Люди, не захотевшие иметь Храм Божий, получили на месте его разрушения газовые камеры. Об этом свидетельствуют многочисленные останки людей, найденные во время подготовки котлована для вновь возрождающегося Успенского собора.

Семинария стала историей, революционное и военное лихолетье разбросало ее студентов по всему миру, но старые сводчатые потолки и стены запомнили каждого, кто учился там. И, наверное, только семинарист в состоянии почувствовать в этом здании дыхание той старой Духовной Школы.

    Рябица Вячеслав,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.