Трудно представить небо без звезд и мир без Бога

1 (1)Наше знакомство со священником Александром Шимбалевым произошло несколько лет назад. Отец Александр был приглашен в Семинарию прочитать лекцию, посвященную вопросам библейской космологии. Начав выступление, он сразу же оставил печатный текст, вышел из-за кафедры в аудиторию, и буквально в течение нескольких минут заинтересовал и увлек слушателей. Позже мы узнали, что отец Александр—преподаватель астрономии на физическом и математическом факультетах Белорусского Государственного Педагогического Университета им. М. Танка. Кроме того, священник Александр Шимбалев является одним из соавторов учебника по астрономии для 11-го класса средней школы.

—Отец Александр, позвольте начать наш разговор с такого вопроса, вокруг которого в последние годы искусственно раздувается нездоровый интерес. Допускаете ли вы как ученый, как богослов возможность существования внеземных цивилизаций, возможность контакта человека с пришельцами?

—Эту проблему мы с вами должны разделить на две. Первая—это то, что мы наблюдаем и видим (собственно, научный подход, который основывается на фактах), а вторая—это проблема веры. И поэтому, если говорить языком науки, то фактов того, что есть инопланетяне, нет. Поэтому, если у ученого спрашивают: «Есть ли жизнь на других планетах?», он должен ответить: «Не знаю, потому что фактов нет».

Однако часто журналисты задают ученому вопрос: «Верите ли Вы, что еще где-нибудь есть жизнь во Вселенной». И ученый говорит: «Конечно, верю. Да и как может быть иначе?» Опять мы с вами встречаемся с проблемой веры. Можно верить, что есть жизнь где-нибудь, можно верить в то, что космические туманности светятся, потому что там холодильники летают. Но насколько эта вера согласовывается с действительностью, трудно сказать.

—Вы затронули вопрос взаимоотношения веры и знания. А насколько в Вашей жизни занятия астрономией повлияли на Вашу веру, или как вера повлияла на формирование Ваших научных интересов?

—Верующим человеком я был еще в школе, и, учась в университете, я посещал храм. А занятия астрономией постоянно свидетельствовали и свидетельствуют для меня о том, что наша Вселенная устроена по некоему очень мудрому замыслу Творца. Красота и удивительное гармоничное устроение мироздания подчеркивает именно то, что Вселенная—это чудо и является делом рук Божиих. Не чудо ли то, что из маленького зерна вырастает дерево? Задумайтесь о том, насколько гармонично и функционально создан человек, насколько согласован его организм. Не свидетельствует ли все это об удивительном творческом плане, о Божественной Воле и руке Творца в мире? Гораздо необоснованнее, на мой взгляд, вера в то, что природа и материя могли бы так самоорганизоваться. Эта точка зрения противоречит тому, что мы наблюдаем в мире материи. Материя сама по себе склонна к разрушению, если к ней не приложим некий творческий акт. Поэтому сегодня мы даже можем сказать, что с точки зрения теории вероятностей, идея Творца более вероятна, чем идея слепой самоорганизации материи.

Даже современная наука показывает, что материалистическая парадигма, которая господствовала в Советском Союзе и вообще в науке конца XIX-начала XX вв., несостоятельна, потому что есть очень много вопросов, на которые наука не дает ответов вообще. Пытается давать, но это не ответы, а лишь предположения.

Мы можем познать Творца через личный опыт, через Откровение, через Священное Писание. Но есть и другой путь Богопознания—путь изучения сотворенного Богом мира. Знания о космосе показывают нам величие Божиего замысла, они показывают нам красоту и гармонию Вселенной.

—По-Вашему, насколько основательно космологическое доказательство бытия Божия?

—Я считаю, что не нужно впадать в такие крайности, потому что мы должны разделять науку и нашу веру. Наука занимается устройством мира, а вера занимается вопросами спасения души. Христианство учит, как попасть на небо, а не как небеса устроены, и многие наши апологеты, мне кажется, совершили большую ошибку, решив смешать то и другое, попытавшись найти в Пятикнижии Моисея современную космологическую картину мира. Но космология в XVIII веке была одна, в XIX другая, в XX—третья, в XXI—четвертая. Ученые до сих пор ломают головы, а Пятикнижие Моисея одно и то же.

Проблема в том, что одну и ту же фразу расценивают на разных стадиях развития науки по-разному. Например, как расценивали фразу: «И сказал Бог: да будет свет» (Быт. 1:3)? В XIX веке над этим смеялись: «да будет свет», а Солнце и Луна созданы на несколько дней творения позже. А сегодня говорят, что, согласно модели большого взрыва, первоначально было излучение, то есть фотоны света и кванты света, а потом уже появился водород, гелий и другие химические элементы, из которых состоит нынешний мир. Поэтому современные апологеты говорят, что, возможно, это и был тот самый свет, который, согласно гипотезе большого взрыва, появился в первые мгновения жизни во Вселенной.

—Как Вы могли бы прокомментировать то, что некоторые святые отцы запрещали своим ученикам часто смотреть на звезды?

—Я помню историю, когда иноки спорили об устройстве неба, пришли за советом к старцу, и спрашивают у него: «Как устроено небо? Из чего оно состоит?» А старец сказал: «Ну, братья, душу вы спасли, и занялись устройством небес…» Я думаю, такой запрет был необходим, чтобы не будить у людей праздных каких-то представлений, воззрений, размышлений, поскольку, в древности мало разумного было сказано о небе.

В древности астрономия была связана с астрологией, и в то время не было еще фундаментальных исследований, финансируемых государством. Поэтому ученый, если бы его искусство не было востребовано народом, не смог бы заработать себе на жизнь своими научными знаниями.

Сегодня же, когда есть фундаментальная наука, астрономия и физика, куда совсем не вписываются никакие астрологические влияния, попытки полуобразованных людей, какими являются астрологи, спекулировать на науке, для образованного человека выглядят, мягко выражаясь, неубедительно.

—Известно, что Вы участвуете во многих проектах, направленных против астрологии.

—Да, я выступал на телевидении и на радио. Кроме того, я занят теперь написанием работы, в которой подвергаю астрологию тщательному анализу. Ее методы я изучил достаточно хорошо, и могу сказать Вам о том, кто занимается астрологией, и как она сегодня выглядит, и как она работает, и что сбывается, а что не сбывается. Все астрологические предсказания основываются на психологии. Астрологи пытаются говорить о чертах характера человека, но психологии уже давно известно, что все люди обладают примерно одинаковым набором черт характера, только у разных людей они более или менее ярко выражены.

Ученые провели эксперимент: взяли людей, которые никогда не читали свои характеристики по знаку зодиака, и попросили угадать свой знак. Ничего не получилось. Если человеку сказать, что Вы родились под этим знаком, он согласится, а если не сказать, он себя не найдет в этом многообразии 12 знаков.

—В Евангелии рассказывается о том, как восточные мудрецы, волхвы, следуя за звездой, нашли в Вифлееме Иудейском родившегося Христа-Мессию. Как Вы считаете, явление путеводной рождественской звезды, было исключительно астрономическим явлением, или здесь имело место некое астрологическое предсказание?

—В Евангелии сказано: «И звезда повела их, и остановилась над яслями». Никакое соединение планет не могло так себя вести. Не могла быть это и комета. Значит, это было чудесное явление, чудесное знамение, потому что если звезда привела их и остановилась над яслями, точно указав место—это чудо. И никакая астрология, безусловно, здесь не играет роли. Кто были эти волхвы? Они вполне могли быть вавилонскими астрологами, но отцы церкви говорили, что поклонение волхвов-астрологов Господу показывает, что они с рождением Спасителя сложили свою ветхую мудрость к Его ногам и показали, что она уже не нужна. Это толкование принимает Церковь.

—Отец Александр, последний вопрос: как относятся студенты, которым Вы преподаете астрономию, к тому, что Вы—священник?

У студентов часто возникают вопросы на религиозную тему. Мне часто приходиться отвечать на эти вопросы. Так что астрономия позволяет мне заниматься миссионерской работой среди молодежи, и я рад тому, что, глядя в храм с амвона, я часто вижу знакомые лица своих студентов. Они приходят и на богослужения, и на беседы, приходят и на крещение, и на венчание…

      Беседовал Сергей Орлов,
студент IV курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.