Церковь и государство: курс на духовный ренессанс

1 (1)Летом 2003 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между правительством Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Почему государство сотрудничает именно с Православно Церковью? Что принес прошедший год в воплощение этого Соглашения в жизнь и какова его цель? На эти вопросы отвечает председатель Совета по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь Станислав Иосифович Буко.

—Уважаемый Станислав Иосифович, каковы, на Ваш взгляд, основные предпосылки подписания Соглашения между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью?

—Ныне, как никогда, общество нуждается в глубоком и внимательном осмыслении сложных и противоречивых явлений нашей жизни, чтобы увидеть неразрывную связь настоящего и прошлого, постичь суть нашего бытия. Это тем более необходимо в условиях, когда стремительное научно-техническое развитие цивилизации значительно опережает процессы духовно-нравственного порядка. В связи с этим проблемы совершенствования внутреннего мира человека, его духовности и морали становятся главными в обществе. Вот почему так важно сейчас обращение к духовной сокровищнице православия, актуализация православных ценностей и идеалов.

Сегодня влияние Церкви на умы и сердца людей очень велико. Государство особо ценит общепризнанный авторитет Православия в обществе, высокое доверие православных иерархов, к слову которых прислушиваются миллионы наших соотечественников, их патриотическая позиция поддерживается подавляющим большинством граждан Беларуси.

Белорусская Православная Церковь как исторически традиционная конфессия играет важнейшую роль в духовном возрождении белорусского народа. Используя свой многовековой опыт духовного служения, она формирует у людей высокие гражданские и нравственные качества, являясь основой конфессионального мира и стабильности.

Подписание Соглашения между Государством и Церковью—это очередной шаг государства в признании определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа, в реализации конституционных принципов взаимоотношений Государства и Церкви, а также внимания Государства к сохранению историко-культурного и духовного наследия белорусского народа.

—В чем принципиальные особенности Соглашения между Государством и Церковью?

—Следует отметить, что Республика Беларусь—многоконфессиональное государство. Принятый Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» позволяет реализовывать конституционное право граждан и религиозных организаций на свободу вероисповеданий. На это направлена конфессиональная политика нашего государства.

Вместе с тем необходимо учитывать тот факт, что религии в многоконфессиональной стране в реальности не могут быть равновелики ни по мировоззренческим подходам, ни по численности последователей, ни по значимости той или иной конфессии в культурном и историческом развитии нашего государства. Свои взаимоотношения с религиозными организациями государство строит с учетом их вклада в развитие культуры, государственности и национальных традиций. Реализация Соглашения послужит дальнейшему укреплению Церкви как одного из определяющих социальных институтов, позволит развить сотрудничество и взаимодействие Государства и Церкви в области формирования дальнейшей общественной стабильности, гражданского единства и религиозного мира.

Данное Соглашение отражает конституционные нормы взаимоотношений Государства и Церкви, соответствует гражданскому законодательству Республики Беларусь, оно отвечает интересам белорусского народа и не ущемляет ни одну из конфессий, а также граждан республики на свободу совести и свободу вероисповедания.

Республика Беларусь как светское демократическое государство признает Церковь как один из важнейших социальных институтов, сохраняющий духовные и культурные ценности белорусского народа, как составную часть исторического достояния Беларуси и его национального самосознания. Церкви гарантируется свобода внутренней организации, исполнения культовых обрядов и иных видов деятельности, а также право церковной юрисдикции на своей канонической территории в рамках Конституции и законодательства Республики Беларусь.

С другой стороны, Церковью признается роль Государства как гаранта сохранения духовных и культурных традиций белорусского народа, в том числе исторически сформировавшихся под влиянием Церкви. Отношение Церкви к Государству базируется на принципе уважения к нему как социальному институту, призванному обеспечивать общественный порядок, защищать национальные интересы, нравственность, охранять духовные и культурные ценности народа. Немаловажным является и сотрудничество с Государством в духовной и социальной деятельности, в расширении возможностей для совместного противодействия псевдорелигиозным структурам, представляющим опасность для личности и общества.

Не подменяя друг друга, Государство и Церковь обязаны еще много сделать в деле духовного возрождения нашего народа. Соединение усилий Церкви, Государства и общественности позволит сохранить и приумножить великое наследие наших предков, созданное многими поколениями.

—В Соглашении определены приоритетные направления сотрудничества Государства и Церкви. В какой форме они будут реализовываться?

—Приоритетными направлениями сотрудничества Государства и Церкви являются общественная нравственность, воспитание и образование, культура и творческая деятельность, охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, здравоохранение, социальное обеспечение, милосердие, благотворительность, поддержка института семьи, материнства и детства, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы, воспитательная, социальная и психологическая работа с военнослужащими, охрана окружающей среды.

В целях совместной деятельности Соглашением определены республиканские органы государственного управления, ответственные за разработку совместных программ в соответствующих сферах общественной деятельности. Среди них: Министерство образования, Министерство обороны, Министерство культуры, Министерство труда и социальной защиты, Министерство информации, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Национальная академия наук Беларуси, Госкомитет пограничных войск и другие.

Координация деятельности по разработке и реализации мероприятий в соответствии с данными программами возлагается на Комитет по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь.

В соответствии с этим положением Соглашения создан Координационный совет, в состав которого вошли представители от перечисленных органов государственного управления на уровне заместителей министров, начальников ведущих управлений, а также от Белорусского Экзархата.

После подписания Соглашения в целях его реализации в 2003-2004 годах была проведена значительная работа заинтересованными сторонами по подготовке программ сотрудничества. Ход этой деятельности дважды обсуждался на заседаниях Координационного совета и в течение февраля-марта 2004 г. состоялось подписание определенных Соглашением совместных программ сотрудничества между Белорусским Экзархатом и республиканскими органами управления.

Успешность работы в ряде случаев была обусловлена уже имеющимися ранее соглашениями между Церковью и, прежде всего, с Министерством образования, Госкомитетом пограничных войск. Так, Госкомитет пограничных войск на протяжении последних лет успешно сотрудничает с Белорусской Православной Церковью и на основе имеющегося соглашения, подписанного 18.02.2003, совместно осуществляется работа по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию военнослужащих, а также социальная и психологическая работа в погранвойсках и с семьями военнослужащих.

Министерство образования имеет опыт сотрудничества с Церковью на основании соглашения, заключенного в 1996 году, на базе которого проводились совместные мероприятия, научные исследования. В дальнейшем основным содержанием взаимодействия Министерства образования и Церкви станет духовно-нравственное и патриотическое воспитание, организация досуга, профилактическая работа с неблагополучными семьями, пропаганда здорового образа жизни, проведение разъяснительной работы среди школьников по предупреждению распространения влияния псевдорелигиозных организаций.

Следует подчеркнуть, что о сотрудничестве Государства и Церкви в важнейших сферах духовной жизни общества свидетельствует многовековой европейский опыт, который в настоящее время нашел свое правовое отражение в конституциях подавляющего большинства европейских стран. Особенно важно то обстоятельство, что тесное сотрудничество Государства и Церкви является отличительной чертой Православия в целом. Так, в зарубежных странах существует практика взаимодействия Православной Церкви с государственными структурами, особенно там, где она является традиционной (Греция, Болгария и другие). Исторически сложилось так, что отличительной особенностью формирования религиозной идеологии Православия стало тесное сотрудничество с государственной властью уже на самом раннем этапе ее развития.

—Охарактеризуйте основные положения подписанных программ сотрудничества.

—Каждая из подписанных совместных программ представляет интерес прежде всего своей перспективностью, конкретностью, взвешенностью и глубокой проработкой. Их содержание отражает соответствующее законодательство об образовании, здравоохранении, охране труда и т.д. и принципиальные положения Основ социальной концепции Православной Церкви. Разработкой каждой программы занимались созданные для этих целей рабочие группы от Белорусского Экзархата и соответствующего республиканского органа управления.

К примеру, совместная программа с Министерством образования направлена на информационное, организационное, методическое, нормативное, правовое, научное и кадровое сотрудничество Министерства образования и Церкви, воспитание нравственно зрелой, духовно развитой личности, способной осознавать свою ответственность за судьбу Отечества и свой народ, объединение усилий для использования потенциала православных традиций в формировании личности человека, духовно-нравственном и патриотическом воспитании детей и молодежи, содействие развитию гуманитарного, в том числе теологического и религиоведческого образования в республике, проведение совместных научных исследований по духовно-нравственной, религиозно-философской, психолого-педагогической, церковно-исторической и культурологической тематике.

Программа сотрудничества между Министерством обороны и Церковью предусматривает установление взаимоотношений на принципах уважения права военнослужащего на свободу вероисповедания, учета особенностей воинской службы, уважения конфессиональной и военно-профессиональной культуры и традиций Вооруженных Сил и Церкви. Программа в области воспитательной работы предусматривает мероприятия патриотического и духовно-нравственного воспитания, социальной и психологической работы, что благотворно в дальнейшем скажется на укреплении воинской дисциплины и сплоченности воинских коллективов, а в целом на боеготовности и боеспособности частей и соединений.

Программа сотрудничества Министерства культуры и Церкви подготовлена исходя из признания того, что главным критерием оценки в культуре был и остался уровень ее духовности, ее нравственное содержание, так как христианское наследие стало основой формирования просветительства, науки, культуры Беларуси, и она направлена на объединение усилий в деле культурного и духовно-нравственного возрождения общества.

Данная программа учитывает уже имеющиеся направления и формы сотрудничества и предусматривает значительный объем работы и конкретные совместные мероприятия.

Представляет интерес и программа сотрудничества Церкви с Министерством спорта и туризма. Она направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание спортсменов, нашей молодежи, сотрудничество в развитии спорта и туризма, в частности на реализацию совместных проектов по организации туристических маршрутов, связанных с посещением святынь Белорусской Православной Церкви.

Целью сотрудничества Министерства информации и Церкви является объединение усилий для содействия формированию благоприятной информационной среды развития и существования личности и общества в соответствии с духовными, культурными и национальными традициями и ценностями белорусского народа.

Значительны по объему и содержанию другие программы сотрудничества Церкви с Министерством здравоохранения, Министерством труда и социальной защиты, Госкомитетом пограничных войск, Министерством по чрезвычайным ситуациям и другими.

В октябре текущего года на заседании Координационного совета будет рассмотрен вопрос о ходе реализации программ сотрудничества Церкви и республиканских органов управления.

В завершении изложенного полагаю, что государственные органы управления, местные власти, как и представители Белорусской Православной Церкви, должны приложить максимум усилий и проявить понимание, чтобы обеспечить успешную реализацию подписанных программ сотрудничества.

Позвольте пожелать читателям журнала «Ступени» крепкого здоровья, прилежной и успешной учебы, всяческого благополучия в Ваших трудах на благо Отечества нашего.

    С.И. Буко ответил на
вопросы редакционного
совета журнала «Ступени»

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.