А не спеть ли нам песню…?

1 (1)Недавно я принял участие в удивительном мероприятии, о котором мне и хотелось бы рассказать читателям нашего журнала. Признаюсь, как человеку, плохо разбирающемуся в музыке, да еще неформальной, мне будет трудно дать оценку увиденному, а именно—фестивалю православной бардовской песни под названием «Общий Путь—Одигитрия», который проходил с 1 по 10 августа сего года неподалеку от Витебска в православном детском лагере «Дружба».

Об акции и ее организаторах

Читатели церковной периодики и все следящие за работами отца Андрея Кураева знают о концерте «Рок к Небу», который проводился полтора года назад в Санкт-Петербурге при содействии Православной Церкви и участии известных рок-команд и исполнителей, («ДДТ», «Алиса», «Наутилус»). Акция действительно сделала много шума и вызвала неоднозначную реакцию как в церковных, так и в рокерских кругах. Но, тем не менее, состоялся живой диалог между Церковью и андеграундом—двумя сообществами людей, которые во времена гонений находились по одну сторону баррикад. Завязавшийся между Церковью и субкультурой диалог продолжается, и о его результатах можно судить по тому, что происходило на витебской земле, а именно—на фестивале бардовской песни, который по задумке его организаторов должен был стать продолжением начатого в Петербурге. Следует сказать, что организаторы этих акций—одни и те же люди. Это протоиерей Артемий Скрипкин (председатель отдела по делам молодежи Санкт-Петербургской епархии) и его помощник Сергей Шаров. В 2003 году они делали доклад о деятельности молодежных организаций на слете православных братств в Витебске и представили для оценки собравшихся запись акции «Рок к Небу». А когда гости во время экскурсии по городу увидели сцену Летнего амфитеатра, то предложили провести аналогичную акцию с участием бардов здесь.

Сказано—сделано, и на праздник преподобной Евфросинии Полоцкой проект этого фестиваля был представлен митрополиту Филарету. О готовящейся акции можно было узнать из материалов специального сайта, открытого братством имени Александра Невского, а также во время проведения «Грушинского» фестиваля, в котором есть направление православной бардовской песни (этот фестиваль проходит ежегодно в Самаре).

Диакон Андрей Кураев и барды

На пресс-конференции, посвященной акции «Общий Путь Одигитрия», отец Андрей Кураев отметил: «То, что происходит в храме—это сакральное пространство, и там неуместны какие-то реформы, перемены и прочее, но есть территория, которую можно было назвать территорией церковного дворика, территорией, пограничной между миром и Церковью. Здесь возможны встречи, поиски и ошибки. Поэтому очень важно, чтобы нашлись люди от имени Церкви, которые вышли бы в эти зоны встреч и сказали: «А вы знаете, у нас есть время ответить на ваши вопросы. Побыть с вами, пообщаться, не в интонации проповеди, назидания или исповеди, а в интонации обычного человеческого диалога». Подобного рода встречи, которые в эти дни проводятся в Витебске или рок-концерт в Петербурге – это, помимо всего прочего, попытка донести еще одну весть до людей. Оказывается, между словами «Православие» и «бабушка» не стоит знак равенства, между словами «Православие» и «средневековье» нет ничего общего. Можно быть одновременно человеком современной культуры и православным… На мой взгляд, Православие—это религия меньшинства. А как выйти из этой сравнительно небольшой зоны?

Вот почему Православие имеет перспективы роста только среди думающих людей, и с ними необходимо вступить в диалог, даже если он будет критическим, спорящим. Это уже хорошо — ведь активный оппонент лучше, чем теплохладный. Скажите, кто-нибудь из сидящих здесь вынашивал мечту пригласить сюда Филиппа Киркорова? Конечно нет. Именно поэтому мы говорим о диалоге с миром рок-культуры или бардовской культуры, но не говорим о «попсе». Хотя несколько странно, почему, когда речь заходит о рок-музыке или бардовской, из уст церковных людей звучат слова «это ужасно», «это сатанизм», а про мир «попсы» — какой-то заговор молчания. Хотя разве может быть лучше песенка типа: «У меня букашки от моей Наташки», чем тщательно продуманный текст бардовской песни. Русская рок-культура—это культура мысли и протеста, это культура плавания против течения, это борьба за свою свободу, право на свою боль, на свое одиночество. И вот в этом смысле опыт людей, прошедших через мир рок-культуры, очень созвучен с опытом церковных людей. И то и другое сообщества могут сказать о себе словами Андрея Вознесенского: «Расформированное поколение, мы в одиночку к истине бредем». Я не помню, чье было это стихотворение, но меня поразили несколько строк: «Почему от слова «плачет» перехватывает дух? — Разве это что-то значит на бумаге или вслух». Бардовская песня интересует тех, у кого перехватывает дух от слова сказанного, слова, написанного на бумаге. Понятно, что человек, который умеет сопереживать песне, стиху – это человек, который более соответствует слову «человек», по сравнению с теми, кто остается к этому равнодушен. Мир религии – это мир людей, но сегодня надо честно признать: прежде чем обожиться, надо очеловечиться. И вот мир высокой культуры, в том числе мир бардовской, поэтической культуры – это то, что помогает очеловечиться. А опыт очеловечения предполагает умение чувствовать и понимать другого человека, умение узнавать себя в боли другого, тем более в ясно выкристаллизованной музыкальной, поэтической форме».

О том, как проходила встреча

1 (1)

В первый вечер фестиваля, после регистрации и расселения, члены жюри показали то, на что они способны, спев под постоянно не желающую включаться фонограмму. Знакомство участников с музыкальными интересами своих друзей продолжилось у костра. Вообще администрация лагеря никого ни в чем не ограничивала, хотя постоянно призывала к соблюдению распорядка дня. Первыми на клич отозвались старые барды, побывавшие на многих фестивалях и много повидавшие. Они отмечали атмосферу первенца как очень теплую, по-настоящему православную. И не случайно, ведь отборочная программа второго дня – дня памяти Пророка Божия Илии — началась с Божественной Литургии. И, как подобает в этот день, пошел проливной дождь, освятивший доброе начинание.

У кого-то—отдых, а жюри предстояла нелегкая работа отобрать из сотни выступающих взрослых и детей лучших. Не обошлось и без творческих конфликтов.

Третий день заставил встрепенуться всех: выступали акустические и электронные команды. Конечно, первый опыт—это всегда какие-то трудности и недочеты. Не хочу никого обидеть, лишь повторю слова одного из участников фестиваля студента Алексея: «Я считаю себя рокером, но в то же время я — православный христианин, и если бы я не знал что такое рок, то после прослушанных рок-композиций у меня могло бы сложиться не очень хорошее впечатление об этой культуре». Трудно не согласиться с Алексеем: исполнительскому мастерству некоторых выступавших команд, да и тексту песен хотелось бы пожелать лучшего.

Публика

Публика, участвовавшая в акции была весьма разношерстна. По большей части, конечно, это была верующая молодежь. Но было немало и тех, кого не назовешь в полной мере церковным человеком. Это обстоятельство нисколько не нарушило атмосферу творческого общения. Среди множества участников фестиваля были ребята из Могилева, которые представляли тамошний «Центр живого рока». У их костра по вечерам собиралось больше всего молодежи. Гитара шла по кругу, каждый исполнял свое, и тут же все делились впечатлениями по поводу услышанного. Потом вместе пели КИНО, ДДТ… Наступало утро, все расходились готовиться к новому конкурсному дню. Вечером опять собирались у костра: спорили о Боге, Пресвятой Троице, иконах, потом кто-то пел новую песню. В полумраке, почти не видя лиц, говорили откровенно и на наболевшие темы, но уже не спорили, а внимательно слушали друг друга. В таком кругу человек был принимаем всеми.

В ночь с 3 на 4 августа к нам присоединились участники велопробега «От лавры к лавре». Ребята стартовали из Киево-Печерской лавры с иконой Божией Матери «Одигитрия», прикрепив ее к рулю велосипеда. Конечной целью их паломничества была назначена Москва.

Концерт

Его ждали все с нетерпением, должна была приехать « Алиса», но витебские меломаны не смогли раскупить билеты. Или оттого, что на «Славянке» поистощились, или потому, что Витебск совсем «опопсел» от этого «Базара»? Кинчев не приехал… Может быть, это и к лучшему. Исполнители, вышедшие впервые на большую сцену, выступили перед искушенной витебской публикой не в тени и не под знаменами «Алисы».

Но не все было гладко. На мой взгляд, раз не приехала «Алиса», лучше было бы выстроить програму без рока, так как на концерт пришло много пожилых верующих людей, и не умеющие вести себя рок-команды, только распугали собравшихся. Как всегда, не было понятно ни слов, ни поведения выступавших. Ну, а в целом, судя по заключительной части концерта, когда выступали призеры и лауреаты фестиваля, публика осталась довольна. На обращение к залу Стаса Бартенева, солиста группы «Если», повторившего клич не приехавшей звезды: «Мы православные!», весь зал отозвался единым гласом «Да!»

Во время заключительной части гала-концерта состоялось вручение памятных подарков дипломантам фестиваля. В качестве призов вручались писаные иконы Божьей Матери «Одигитрия».

На следующий день, пятого августа, участники фестиваля отправились Крестным ходом из Витебска в Смоленск к празднику чудотворного образа «Одигитрия». По пути следования барды дали не один концерт.

   Вячеслав Рябица,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.