Неизвестная единая Европа

1 (1)Начавшиеся во второй половине двадцатого века перемены, приведшие к созданию Европейского Союза, касались изначально лишь стран Западной Европы, но к концу 90-х гг. в общеевропейские интеграционные процессы все более вовлечены и страны Центральной и Восточной Европы. В связи с процессами объединения, создания широких межгосударственных экономических, технологических, экологических, культурно-образовательных программ, выработкой единых юридических стандартов и общеевропейской политики Православная Церковь стала перед необходимостью формулирования отношения к единой Европе и своей роли в ее созидании.

Является культурное многообразие угрозой единству или, наоборот, преимуществом? И каким образом может на основе этого культурного многообразия развиться европейская идентичность? Какими критериями должен обладать кандидат на вступление в Евросоюз? Только лишь удовлетворительными экономическими и политическими показателями, либо еще социальными и культурными компетенциями? Эти вопросы не являются теоретическими. В том числе и для Беларуси.

С расширением на восток Евросоюз в новой форме наткнулся на границы своей интегративной способности. Он столкнется с границами государств, которые уже не отличаются непреодолимыми системными противоречиями. Перед Беларусью стала проблема, которая незаметна на первый взгляд. То, что для европейского духа является естественным и саморазумеющимся, а именно европейский образ мышления и жизни, как наследия христианских ценностей и христианского гуманизма, греческого полиса, римского права, идей просвещения, научного рационализма и университета, не являются таковыми для Беларуси, которая должна открыть для себя эти общеевропейские ценности и усвоить их на качественно высоком уровне. Более того, христианская традиция Западной Европы также не в полной мере может быть отнесена к Беларуси, история которой в большей степени испытала влияние восточного христианства. Исходя из этого, становится очевидной необходимость более интенсивного диалога Церквей с целью не только церковного, но и общеевропейского единства.

Давайте обратимся к личностям основателей Евросоюза, так как человеческое и духовное измерение европейской интеграции открывается не только в духовных целях европейского сообщества, но еще и в жизни и убеждениях отцов европейского строительства.

Роберт Шуман получил широкое и глубокое гуманитарное образование. После смерти матери он вынашивал идею посвятить свою жизнь служению Церкви в качестве священника, но старый друг семьи, Генри Эшбах, убедил его остаться и бросить вызов миру, обосновывая свою позицию тем, что «святые этого столетия носят уличные костюмы». В 1940 году он был арестован гестапо и взят под особый контроль гауляйтером Бюркель, который хотел переманить Шумана на немецкую сторону. В 1942 году ему удалось с помощью одного немецкого офицера устроить побег. В 1945 году он был избран абсолютным большинством голосов депутатом от Лотарингии в Национальной Ассамблее Франции. Роберт Шуман объединил в своей личности все самое лучшее от верующего христианина, политика и государственного деятеля. Его отношение к Богу остается для нас тайной, которую только он сам и мог постичь. Все люди, знавшие Роберта Шумана, засвидетельствовали устно и письменно его твердую веру, которая наложила отпечаток на его жизнь и деяния. Роберт Шуман был бесстрашным мирским апостолом.

Конрад Аденауэр впервые заявил о себе, как перспективный политик и управленец европейского масштаба, заняв в 1917 году пост бургомистра Кельна. Уже в 1922 году Аденауэр указывает на опасности дехристианизации немецкого общества, на необходимость совместной политической деятельности христиан. В 1926 году он отказался от поста канцлера Германии, будучи уверен в бессилии Веймарской республики. Убежденный христианин, Аденауэр во время Второй мировой войны молился о поражении фашизма и приходе в Германию союзных войск. Американцы, захватившие Кельн, вернули ему пост бургомистра, однако пришедшие позже англичане запретили ему заниматься всякой общественной деятельностью. В ответ Аденауэр создал Христианско-Демократический Союз, партию, представлявшую все слои общества, разделявшие христианские ценности и идейный консерватизм. Таким образом, Аденауэр придал совершенно новый характер политической культуре Германии и Европы в целом.

Альчиде де Гаспари также внес свою лепту в становление послевоенной Европы. Подобно Шуману, он родился в пограничном регионе Италии, который сильно пострадал от европейских войн. Глубокая вера послужила ему неисчерпаемым источником в борьбе с тоталитаризмом во всех его теневых проявлениях, как правых, так и левых. По словам де Гаспари: «Вера дает нам опору; оптимизм является конструктивной силой, когда речь идет о реализации великого политического и человеческого идеала, каковым является европейское объединение». Он без промедления последовал зову Роберта Шумана и присоединился к нему и Конраду Адэнауэру. Конечной целью европейского объединения, по убеждению де Гаспари, является не столько экономическое благополучие, сколько братство, социальная справедливость и единство христиан.

История европейского флага берет свое начало уже во время второй мировой войны. Пол Леви, бельгиец еврейского происхождения, видел железнодорожные вагоны с евреями, которые гестапо отправляло на восток. Тогда Леви дал обет, что примет христианство, если переживет время фашистской диктатуры. Он выжил и стал католиком. В 1949 году Леви был назначен руководителем отделения по культуре Европейского Совета. В 1955 году разгорелись дебаты по поводу общеевропейского флага. Однажды Леви проходил мимо статуи Божьей Матери с венцом из звезд. Звезды ярко сияли на фоне голубого неба. Леви сделал предложение графу Бенвенути, христианскому демократу из Венеции, занимавшему тогда пост генерального секретаря Европейского Совета, выбрать двенадцать звезд на голубом фоне в качестве европейского флага. С тех пор звездный венец Марии украшает флаг Единой Европы. Но почему Божия Матерь изображается в звездном венце? В последней книге Евангелия, Откровении св. Иоанна Богослова, есть слова: «И явилось на небе великое знамение—жена, облеченная в солнце; под ногами ее луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд » (Откр.12, 1). Двенадцать звезд указывают на двенадцать колен Израиля (Быт. 37, 9), т.е. на народ Божий. Венец, как символ успеха и триумфа, указывает на непобедимость Жены. Существует и иное толкование образа Жены, а именно—как символа народа Божьего в его единстве Ветхого и Нового заветов. Число двенадцать имеет особое значение в христианстве: Христос избирает двенадцать апостолов, а в уже упомянутой книге Откровения апостол Иоанн повествует о небесном Иерусалиме, который «имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов, на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» (Откр. 21,11–14).

Со времен Французской революции в Европе наблюдается упорное противостояние Богу, Его Церкви и творениям. Как ощущает себя современный человек в едином экономическом и политическом пространстве Европы? Христиане всех конфессий обеспокоены, встревожены тем, что процессы объединения очень часто носят механический, безличностный характер. Неотложная задача европейцев—отстоять первоначальные цели европейской интеграции, не дать общеевропейскому проекту остановиться исключительно на урегулировании экономических интересов. Упоминание о Боге в общеевропейской конституции является для христиан не только делом благочестия, за этим стоит многовековой опыт: если сожитие людей не содержит в себе подобного отношения к Богу, то вскоре становится невозможным обезопасить все человеческие ценности и права. Гуманизм без Бога превращается в насилие и демонизм. Тоталитарные системы прошедшего столетия дали нам почувствовать, какие ужасные образы может принимать безбожный гуманизм.

Европейская интеграция представляет собой сложный процесс преодоления административных и технических проблем. Уже было неоднократно подчеркнуто, что единая Европа—более, чем единый рынок. Европейский Союз должен определить общие духовные и этические аспекты общеевропейского строительства. Необходимо брать во внимание многообразие конфессий и церквей в Европе и вытекающее отсюда многообразие мнений по некоторым аспектам процесса интеграции. Невольно возникает вопрос о силе, которая была бы способна удержать людей различных национальных, культурных, социальных и религиозных принадлежностей в одном целом.

Хозяйственная и политическая сферы имеют склонность к предметной трактовке человека. Наступила эпоха материализации человека в смысле стремления к постоянно возрастающему потреблению товаров и услуг. Увлечение материальным миром сочетается с равнодушием по отношению к религии. Отрицательные результаты преобладания подобного «одномерного» типа человека легко предсказуемы. С другой стороны, ясно, что разговор с голодными людьми про вторичность потребления материальных ценностей не только не справедлив, но и противен духу Евангелия. Но и исключительно экономические элементы, которые страны-участницы Евросоюза стремятся привести к общему знаменателю, не способны уверенно гарантировать единство. У чисто экономического европейского сообщества нет будущего. Необходимо единство ценностей, моральных и этических. Отцы основатели Единой Европы оставили после себя христианский дух и методы, делающие сближение народов и наций реально осуществимым. Если объединенная Европа не откажется от христианства и античного гуманизма—она сохранит источник творческой силы, инициативности и любви к свободе, она сохранит свою идентичность, свою «узнаваемость». Это, безусловно, скандал, что первая Европейская конституция не соотносится со своими религиозными корнями. Но Европа в ее христианском воплощении не долго будет оставаться неизвестной—в этом мы уверены.

   Довгялло Григорий Анатольевич, 
первый заместитель председателя МОО
«Христианский Образовательный Центр
имени святых Мефодия и Кирилла»

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.