Нет детей, которых некому любить

igorАпостол Павел в одном из своих посланий говорит о различных дарах христиан: кому-то дается дар слова, кому-то—дар мудрости, кому-то—дар любви… Студенты Минской Духовной Семинарии Тимошенков Сергей, Чечукович Игорь и Шиканов Сергей уверены в том, что существует и дар дружбы. Только так могут быть названы те теплые взаимоотношения, которые установились между семинаристами и воспитанниками детского дома.

Как мы познакомились

Знакомство произошло совершенно случайно: во время одного из посещений детьми Жировичского монастыря мы провели для них экскурсию… А когда детям пришло время возвращаться, мы поняли, что не можем просто так расстаться с ними. Дети приезжали в Жировичи уже около 20 раз. Некоторые оставались у нас на несколько дней. Так постепенно и зародилась дружба. Иначе, наверное, и не могло бы быть. Семинаристы в каком-то смысле — особенные люди. Воспитанники детского дома также отличаются от других. Их сердца особенно расположены к общению и жаждут любви, а в каждом человеке они хотят видеть близкого друга. Инициатором всех поездок детей в Жировичи был воспитатель детского дома Сергей Васильевич Стельмах. В самое первое время Сергей Васильевич был еще и связующим звеном между нами, детьми и руководством детского дома.

О детском доме

Клецкий детский дом находится в деревне Домоткановичи, что в семи километрах от г. Клецка. В нем постоянно проживают около ста двадцати детей. Их возраст—от пяти до шестнадцати лет. В шестнадцатилетнем возрасте дети покидают детский дом и поступают на учебу, чаще всего в ПТУ, но некоторым, все-таки, удается поступить и в высшие учебные заведения.

Поначалу руководство детдома не воспринимало нас всерьез. Мало кто верил, что наши отношения будут столь продолжительными. Теперь же в детском доме мы стали практически «своими». Нас просят о помощи в проведении каких-либо мероприятий, просят побеседовать с воспитанниками.

О наших отношениях с детьми

tusaКогда дети приезжали к нам в гости мы старались как можно интереснее организовать их время: ходили на прогулки, учили колокольному звону, пели песни под гитару, играли, знакомили их с каждой мелочью семинарской жизни. Детям было интересно абсолютно все. Поначалу к нам особо привязались малыши и, что совершенно естественно, девушки. Но с каждой новой встречей круг наших друзей становился все шире и шире.

В детском доме у нас не бывает и минуты свободного времени: мы всегда с детьми. Как показал опыт, лучше всего приезжать в гости к детям вдвоем или втроем. Если приезжает кто-то один, то младшие начинают ревновать к старшим, старшие— к младшим, и надо быть одновременно и с теми, и с другими. Вдвоем легче организовывать детей в играх, удается лучше привлечь их внимание в беседах, а рассказ получается намного разностороннее и живее.

Немного о самих детях

Как мы уже отмечали, воспитанники детского дома отличаются от других детей большей душевной восприимчивостью и потребностью в общении. Почти всегда за какой-то внешней, кажущейся грубостью скрывается очень ранимое и чуткое сердце. Дети эти не только прекрасно развиты, но и очень талантливы. Они занимают призовые места на всевозможных соревнованиях. Кроме того, многие из них удивительно хорошо поют, вышивают, рисуют и пишут картины. Например, мы были очень удивлены, увидев висящее на стене изображение Серафима Саровского, выполненное карандашом одним из воспитанников.

О том, что мы делаем

Ребенку намного легче что-то донести, когда в ваших с ним отношениях присутствует любовь. Поэтому, стараясь как можно крепче подружиться, мы устраиваем с детьми игры, помогаем, где можем, вместе ходим гулять, чередуя отдых с живыми и ненавязчивыми беседами. Часто дети сами интересуются чем-то и спрашивают нас. Огромное значение имеет дружеская привязанность между детьми и нами—так каждое наше слово приобретает больший вес и не остается пустым звуком.

В детском доме множество непростых жизненных историй, много сирот при живых родителях. Дети открываются нам как близким людям, а не как тем, кто просто навещает и приносит подарки. Когда нам не удается привезти подарки, это никак не отражается на нашем общении: «Нам не нужны ваши подарки,—признаются дети,—нам нужно ваше внимание, дружба».

С разрешения, а иногда и по просьбе директора нам удается провести беседу в классе с целой группой. Здесь помогает то, что такие беседы проходят вместо чего-то—например, вместо самоподготовки—так охотнее слушается. Очень важны и частные разговоры с одним или несколькими детьми—так можно больше и доходчивее что-то объяснить.

О чем мы беседуем? Говорим о Христе, истории Церкви, Православии, начиная с элементарнейших понятий, при этом особенно стараемся искоренить из их сознания сорняки различных суеверий и предрассудков. Главная тема в наших беседах—это тема любви. Мы стараемся помочь детям найти любовь внутри их самих.

kreschenieО Крещении детей

За время нашего знакомства с детским домом мы помогли креститься более чем 20 детям. Почти все из них стали нашими крестниками, а девочки—крестными дочерями воспитанниц Регентской школы. К Таинству Крещения дети подходят сознательно, причем креститься они захотели еще до нашего знакомства. Перед совершением Таинства мы подолгу беседовали с каждым ребенком наедине, подготавливали детей; не перестаем заботиться об их душах и теперь. Особо надо отметить, что для этих детей крестные родители стали самыми близкими людьми.

Немного о результатах

Со слов воспитателей и по собственным наблюдениям после наших встреч дети перестают курить, сквернословить, у них улучшаются отношения друг с другом и с воспитателями. Они учатся прощать (например, одна девочка никак не хотела написать своей недавно вышедшей из тюрьмы матери, а теперь вот отправила ей письмо), приобщаются к молитве, пусть даже только о том, чтобы встреча с нами состоялась как можно скорее.

Как проходят наши встречи

Для примера, опишем наш последний приезд на Пасху. Приехали мы, правда, не на сам праздник, а на две недели позднее. Нам удалось собрать для детей небольшие подарки. Приехав в детдом, мы полночи фасовали подарки по пакетикам (получилось «скромно, но со вкусом»). На следующий день поздравляли детей. Их вместе с воспитателями собрали в клубе, и мы рассказали об истории праздника Пасхи, о его духовном содержании, о народных традициях. Мы очень хотели преподнести все как можно интереснее, живо и занимательно, стараясь донести до детских сердец всю полноту пасхальной радости. При этом мы не забывали о максимально более глубоком содержании, важности и меткости каждого слова. После беседы мы похристосовались с каждым ребенком и воспитателями и вручили им подарки. Главное: праздник очень понравился детям. Потом мы играли, ходили на озеро, варили уху…

Особо насыщенным оказался последний день пребывания в детском доме. Игры, гитара, песни создали атмосферу, которая позволила многим детям раскрыться, рассказать о своих самых сокровенных мечтах и проблемах. Самым «мокрым» моментом было прощание: малыши, да и не только они, плакали. В тот приезд мы пробыли в детдоме три дня.

Наши трудности

Почти всегда у нас возникают трудности с тем, как найти и доставить в детский дом подарки, вещи первой необходимости и пр. Нашим главным помощником в решении этих вопросов является Свято-Успенский Жировичский монастырь, нам помогают многие наши братья-студенты, семинарские священники, редакция журнала «Ступени» и просто, казалось бы, незнакомые люди.

Мечты и планы на будущее

Мы очень сильно подружились и полюбили этих детей. Порой кажется, что мы—одна семья. Наша мечта—связать дальнейшую свою деятельность именно с детьми-сиротами. В этом, кажется, мы нашли свое христианское призвание. Нами движет исключительно любовь к нашим друзьям и желание стать для них надежными помощниками на жизненном пути.

Сергей Тимошенков, 
Игорь Чечукович, 
Сергей Шиканов, 
студенты IV курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.