Олимпиада, объединяющая всех

1 (1)«В августе этого года сердце мира будет биться в Греции»,—сказал перед началом Олимпийских игр архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул. Олимпийские Афины встречают гостей улыбками, пестрыми флагами, ярким голубым небом и лозунгом: «Олимпиада, добро пожаловать домой!» Действительно, Олимпийские празднества родились в древней Греции и вновь в Греции возродились примерно сто лет назад. Какой она будет, первая Олимпиада XXI века?

В древности игры в Олимпии происходили в рамках религиозных празднеств в честь Зевса. О точном дне праздника извещали особые посланцы-теоры, отправлявшиеся из Олимпии и доходившие даже до Черного моря, до Египта и Испании. Одновременно они провозглашали священное перемирие—экехейрию (буквально—воздержание рук)—перемирие, объявляемое на период общеэллинских праздников, иногда на продолжительное время—до пятидесяти пяти дней. Спортивные состязания занимали большую часть праздника. Около пятидесяти тысяч человек, собравшихся со всех концов мира, созерцали соревнования борцов или лошадиного бега, испытания в прыжках, в метании диска и дротика, в беге. Эллинов привлекала эстетическая сторона происходящего: восхищение человеком, проявлявшим отвагу в расцвете своей красоты. К этому присоединялись и патриотические чувства: на Олимпийских играх встречались все греческие народы, и каждый мечтал о триумфе родного города. Празднества имели и огромное культурное значение. Ученые объявляли там о своих открытиях, художники выставляли свои произведения. Поэты, философы, историки и ораторы читали свои труды на ступенях храмов. Именно в Олимпии создал свою репутацию Геродот. Сцены спортивных состязаний запечатлены на многих памятниках древней Эллады.

Олимпийские игры были не единственными, имевшими в Греции международный характер. Огромной популярностью пользовались также Истмийские игры, происходившие каждые два года в Коринфе. Апостолу Павлу была хорошо известна программа спортивных состязаний на стадионах его времени. Он нередко использует в своих посланиях образы из греческих спортивных игр. Например, в Первом послании к Коринфянам (1Кор. 9, 24-27) он приводит в пример атлета, готовящегося к состязаниям. Говоря о собственной жизни, он сравнивает себя со спортсменом, стремящимся к наивысшему результату. Чтобы достичь его, нужно приложить немало усилий. «Все подвижники (имеются в виду спортсмены, участники состязаний) воздерживаются от всего: те для получения венца тленного (венка из оливы, символа победы), а мы—нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы проповедуя другим, самому не остаться недостойным»,—говорит Павел. Христианская жизнь предполагает усилие над собой, ограничения, труд и подвиг, как и в спорте,—и только таким может быть путь к радости свободы, к нетленному венку веры, внутреннего мира, любви и счастья во Христе.

В Послании к Филиппийцам (Флп.3,13-14) описывается гонка на колесницах, а в Послании к Евреям (Евр.12,1-2) христианская жизнь сравнивается с бегом на длинную дистанцию, когда атлеты на тренировках сбрасывают лишний вес, а во время самого состязания—и одежду.

1 (1)

Олимпийские игры, как в древности, так и сегодня, являются грандиозным спортивным, общественным, культурным и политическим событием всемирного масштаба. Могла ли наша Церковь остаться равнодушной к Олимпиаде? Православная Церковь Греции активно готовилась к своей миссии. Архиепископ Афинский и всей Эллады Христодул обратился с окружным посланием к духовенству Афинской епархии, в котором обратился с воззванием к священникам использовать все силы и возможности для наилучшего свидетельства о Православии и всесторонней помощи Церкви участникам и гостям Олимпийских игр. Духовенству города Афин было запрещено в августе уходить в отпуск (традиционное в Греции время отпусков), все должны находиться на местах своего служения и исполнять обязанности с полной отдачей сил. «Дорогой гость,—обращается архиепископ к участникам и гостям Олимпиады.—Твое пребывание в стране древних мифов, классической мудрости и глубокой истории, насыщенной духом христианства, не должно было бы привести тебя к упущению возможности познакомиться, кроме памятников древности, византийских и новейших, с современной духовной жизнью Греции, главным носителем которой является Православная Церковь. К ней принадлежит большая часть греческого народа (97 %)».

Православная Церковь Греции организовала богослужения на церковнославянском, английском, румынском и арабском языках в храмах города, ежедневные богослужения в Олимпийской деревне и дежурство священников, владеющих русским, английским, арабским, болгарским, испанским, итальянским, немецким, румынским, сербским и французским языками.

Накануне открытия Олимпийских игр в Афинах Олимпийская команда Республики Беларусь собралась в самом сердце Афин—кафедральном соборе Благовещения Пресвятой Богородицы—для участия в молебне о призывании помощи Святого Духа перед началом доброго дела. По благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, молебен совершили протоиерей Феодор Повный, настоятель Всехсвятского прихода г. Минска, иеромонах Серафим (Белоножко), преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии. В молебне также принял участие протоиерей Николай Соколов, прибывший в Афины с российской Олимпийской делегацией для пастырского окормления спортсменов сборной России.

Появление белорусских спортсменов на площади Митрополии вызвало большой интерес, и развернутый перед фасадом кафедрального собора белорусский национальный флаг привлек внимание горожан и туристов. Здесь же оказалась и группа первого канала греческого телевидения, результатом чего стал репортаж о белорусском мероприятии в центре Афин.

«Едиными устами и единым сердцем с белорусскими спортсменами мы обратились к Господу: «Творче и Создателю всяческих, Боже, дела рук наших, к славе Твоей начинаемая, Твоим благословением спешно исправи, и нас от всякаго зла избави, яко един всесилен и человеколюбец».

С вдохновенным словом приветствия к нашим спортсменам обратился протоиерей Феодор Повный. По окончании богослужения, прошедшего в искренней горячей молитве о белорусских спортсменах и вместе с ними, команде было передано благословение и икона святителя Николая от нашего белорусского архипастыря. Теперь эта икона будет сопровождать наших спортсменов на всех будущих олимпийских состязаниях.. Святой образ с благоговением воспринял двукратный чемпион мира по спортивной гимнастике Иван Иванков. Затем каждый спортсмен получил благословение с окроплением святой водой. Белорусское олимпийское знамя, с которым команда участвовала в параде на церемонии открытия Олимпийских игр, также было освящено. Группа первого национального канала белорусского телевидения прибыла на богослужение и сделала репортаж о событии. Особенно приятным была организационная помощь и пение за богослужением выпускников Минской Духовной Семинарии—В. Кулаги, А. Куценко и Д. Погребенко, продолжающих свое богословское образование на Теологических факультетах Афин и Фессалоник.

Молебен и встреча с белорусскими спортсменами прошли в теплой, сердечной обстановке. Мы прощались с надеждой, что этот молебен, организованный Белорусской Православной Церковью в сотрудничестве с Церковью Греции, духовно укрепит наших спортсменов и вдохновит на успешное участие в Играх и благополучное возвращение домой в здравии. Здесь их ждут с любовью родители, друзья и миллионы болельщиков. Здесь их ждет родная страна и родная Церковь, с проповедью которой созвучны слова спортивной звезды Беларуси гимнаста Ивана Иванкова: «Самое главное—что ты за человек и какая у тебя цель в жизни… Главное—когда внутри хорошо».

    Иеромонах Серафим (Белоножко),
преподаватель Минских Духовных Академии и Семинарии,
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.