Путешествие за пальмовой веткой

gotov-1Люди не склонны находиться все время в одном месте. Большинство из нас чаще или реже путешествуют. Кто-то едет отдохнуть, кто-то—за впечатлениями, кто-то—за покупками или в гости. Но среди путешествующих есть совершенно особая категория людей, которые зачастую выбирают весьма непростые маршруты и преодолевают множество препятствий, чтобы попасть, например, в затерявшийся в провинциальной глуши монастырь. Паломничества—так называются эти необычные путешествия. А люди, соответственно, называются паломниками.

Первоначально паломниками считали людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы—дерева, которое не растет в славянских странах—для подтверждения достижения цели паломничества. Отсюда и происходят слова «паломничество» и «паломник».

История паломничества берет свое начало еще в древнем Израиле, где иудейским законом было установлено посещение жертвенников, а позже—иерусалимского храма. Во время больших религиозных праздников паломники стремились в Иерусалим, чтобы принести жертву или исполнить свой обет Богу. Сам Господь Иисус Христос был участником таких путешествий. Он, еще будучи отроком, ходил в Иерусалим с родителями на праздник Пасхи и остался в храме, беседуя с книжниками и удивляя их своей неотроческой мудростью.

С возникновением Церкви древнейшая традиция посещать святые места распространилась по всему христианскому миру. Особенно почитаемыми у христиан во все времена были места, связанные с евангельскими событиями.

Русское паломничество к святым местам началось еще в IX веке. Посетила Восток великая княгиня Ольга. Одним из первых паломников, ходивших в Палестину, был игумен Даниил, который свое путешествие совершил в XII веке. Он молился в храме Воскресения Господня, оставил жертву от Русской земли и завет молиться о ней. К месту крестных страданий и воскресения Христа русские паломники шли с самыми сокровенными чаяниями. Для многих паломничество становилось целью своей жизни. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, под конец своей жизни посетила Иерусалим и поклонилась гробу Господню. Преподобная умерла и была погребена в Святом Граде Иерусалиме.

Число русских богомольцев в Святой земле всегда было велико. Однако, большинство верующих все же не имело достаточных средств, чтобы отправиться из России в Иерусалим. Но желание осуществить это было настолько велико, что они стали создавать Иерусалимы у себя на родине. Так возник, например, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь неподалеку от Москвы.

В период антирелигиозной пропаганды количество паломников уменьшилось, но как феномен русской православной культуры паломничество не исчезло. Люди тайно (иногда даже от своих родных) отправлялись за духовной помощью и утешением в монастыри и храмы, порой рискуя не только своим благосостоянием, но и свободой.

Сейчас, когда возрождаются православные традиции на Руси, люди все чаще и чаще отправляются в паломничества. Как правило, целью таких путешествий становятся монастыри. В Беларуси на сегодняшний день их уже около двадцати, но наибольшое количество паломников привлекают древние монашеские обители—Полоцкий женский Спасо-Евфросиньевский монастырь, Жировичский мужской Свято- Успенский монастырь. Ежегодно эти обители посещают десятки тысяч паломников.

Общие правила паломничества

В любом случае, едем ли мы за тридевять земель на комфортабельном автобусе или идем пешком в храм, расположенный в соседнем селении, мы должны знать, как себя вести в тех местах, куда направляемся. Существуют общие правила, которые могут пригодиться при любом посещении храма.

О храме

gotov-2Храм и монастырь—это места особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни. Здесь нельзя держать руки в карманах и за спиной, громко разговаривать, а во время богослужения лучше вообще молчать.

Входить в храм или на территорию монастыря женщине положено в длинной юбке и с покрытой головой. Мужчины снимают головные уборы. Мужчинам, также как и женщинам, не следует надевать майки с коротким рукавом и шорты.

Войдя в храм, следует трижды перекреститься и поклониться в сторону алтаря. Чтобы правильно совершить крестное знамение, сложенные вместе три первых пальца правой руки (они символизируют Святую Троицу, а прижатые к ладони два оставшихся символизируют две природы в Иисусе Христе—Божественную и человеческую) ставят сначала на лоб—для освящения ума, затем на грудь, в область солнечного сплетения—для освящения чувств, после этого на правое, а затем на левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поклон.

Неотъемлемой частью настоящего паломничества является посещение богослужения, во время которого осмотр храма нежелателен. Лучше прийти в церковь до или после богослужения и в спокойной обстановке осмотреть ее, ознакомиться с историей и внутренним устройством. Ставить свечи и прикладываться к святыням желательно не во время богослужения.

Иконы и мощи

Чтобы приложиться (поклониться, поцеловать) к святым мощам или иконе, надо дважды перекреститься, поклониться и поцеловать кивот мощей или иконы. После этого еще раз перекреститься и поклониться. Изображение Спасителя принято целовать в ноги или край одежды, святых и Богородицу—в руку, изображение усеченной главы Иоанна Крестителя—в прядь волос и т.д.

Теперь о свечах

В православных храмах всегда горят свечи. Невозможно представить себе церковь, в которой их не зажигают. Свеча—это свидетельство веры, причастности человека к Божьему свету. Это символы пламенного горения в молитве. Кроме того, свечи являются символом жертв, которые сжигались в древнееврейском храме. Жертвой являются и те деньги, на которые мы приобретаем свечи.

Где и как правильно ставить свечи? В православном храме свечи с молитвой о здравии можно ставить практически перед любой иконой: Спасителя, Богородицы или какого-либо святого, а об упокоении усопших свечи ставят к распятию, на прямоугольный столик-подсвечник, который называется «канун» и находится с правой или с левой стороны храма, а иногда даже в притворе.

Записки и просфоры

В свечном ящике—месте, где продаются свечи—можно подать записки, т.е. списки имен для поминовения о здравии или об упокоении. Имена людей поминаются за различными богослужениями, потому в свечном ящике, как правило, указываются те Богослужения, за которыми будут молиться о здравии или упокоении людей. Человеку, мало знакомому с церковными службами, рекомендуется обратиться за разъяснениями значения поминовения имен на том или ином Богослужении. В записке необходимо писать полные имена в родительном падеже, например: Ольги, Петра, Валентины. Подавшему записку, как правило, дают просфору—небольшой круглый хлебец. Его необходимо съесть натощак, помолясь при этом за тех, кого мы упоминали в записке. Каково значение просфоры? Дело в том, что из этого хлеба вынимаются частички: за каждое имя по одной частичке. Крохи хлеба символизируют собой душу человека. Во время Литургии они собираются в один священный сосуд и затем погружаются в евхаристическую чашу с Кровью Христовой со словами: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся раб Твоих».

Монастырские ночлеги и гостиницы

Часто бывает, что паломничество продолжается несколько дней. В таком случае вы можете остановиться в специально отведенных для ночлега местах. При этом лучше взять с собой постельные принадлежности, так как монастырские гостиницы не всегда могут обслужить всех прибывших паломников.

Главное—в паломничестве нужно помнить, что мы христиане и должны проявлять смирение, терпение и любовь к ближним. Только так паломничество может принести нам пользу.

Иван Кононович,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.