Путешествие за пальмовой веткой

gotov-1Люди не склонны находиться все время в одном месте. Большинство из нас чаще или реже путешествуют. Кто-то едет отдохнуть, кто-то—за впечатлениями, кто-то—за покупками или в гости. Но среди путешествующих есть совершенно особая категория людей, которые зачастую выбирают весьма непростые маршруты и преодолевают множество препятствий, чтобы попасть, например, в затерявшийся в провинциальной глуши монастырь. Паломничества—так называются эти необычные путешествия. А люди, соответственно, называются паломниками.

Первоначально паломниками считали людей, совершавших путешествие в Святую Землю для поклонения христианским святыням. Они приносили с собой ветку пальмы—дерева, которое не растет в славянских странах—для подтверждения достижения цели паломничества. Отсюда и происходят слова «паломничество» и «паломник».

История паломничества берет свое начало еще в древнем Израиле, где иудейским законом было установлено посещение жертвенников, а позже—иерусалимского храма. Во время больших религиозных праздников паломники стремились в Иерусалим, чтобы принести жертву или исполнить свой обет Богу. Сам Господь Иисус Христос был участником таких путешествий. Он, еще будучи отроком, ходил в Иерусалим с родителями на праздник Пасхи и остался в храме, беседуя с книжниками и удивляя их своей неотроческой мудростью.

С возникновением Церкви древнейшая традиция посещать святые места распространилась по всему христианскому миру. Особенно почитаемыми у христиан во все времена были места, связанные с евангельскими событиями.

Русское паломничество к святым местам началось еще в IX веке. Посетила Восток великая княгиня Ольга. Одним из первых паломников, ходивших в Палестину, был игумен Даниил, который свое путешествие совершил в XII веке. Он молился в храме Воскресения Господня, оставил жертву от Русской земли и завет молиться о ней. К месту крестных страданий и воскресения Христа русские паломники шли с самыми сокровенными чаяниями. Для многих паломничество становилось целью своей жизни. Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, под конец своей жизни посетила Иерусалим и поклонилась гробу Господню. Преподобная умерла и была погребена в Святом Граде Иерусалиме.

Число русских богомольцев в Святой земле всегда было велико. Однако, большинство верующих все же не имело достаточных средств, чтобы отправиться из России в Иерусалим. Но желание осуществить это было настолько велико, что они стали создавать Иерусалимы у себя на родине. Так возник, например, Ново-Иерусалимский Воскресенский монастырь неподалеку от Москвы.

В период антирелигиозной пропаганды количество паломников уменьшилось, но как феномен русской православной культуры паломничество не исчезло. Люди тайно (иногда даже от своих родных) отправлялись за духовной помощью и утешением в монастыри и храмы, порой рискуя не только своим благосостоянием, но и свободой.

Сейчас, когда возрождаются православные традиции на Руси, люди все чаще и чаще отправляются в паломничества. Как правило, целью таких путешествий становятся монастыри. В Беларуси на сегодняшний день их уже около двадцати, но наибольшое количество паломников привлекают древние монашеские обители—Полоцкий женский Спасо-Евфросиньевский монастырь, Жировичский мужской Свято- Успенский монастырь. Ежегодно эти обители посещают десятки тысяч паломников.

Общие правила паломничества

В любом случае, едем ли мы за тридевять земель на комфортабельном автобусе или идем пешком в храм, расположенный в соседнем селении, мы должны знать, как себя вести в тех местах, куда направляемся. Существуют общие правила, которые могут пригодиться при любом посещении храма.

О храме

gotov-2Храм и монастырь—это места особенного присутствия Бога на Земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни. Здесь нельзя держать руки в карманах и за спиной, громко разговаривать, а во время богослужения лучше вообще молчать.

Входить в храм или на территорию монастыря женщине положено в длинной юбке и с покрытой головой. Мужчины снимают головные уборы. Мужчинам, также как и женщинам, не следует надевать майки с коротким рукавом и шорты.

Войдя в храм, следует трижды перекреститься и поклониться в сторону алтаря. Чтобы правильно совершить крестное знамение, сложенные вместе три первых пальца правой руки (они символизируют Святую Троицу, а прижатые к ладони два оставшихся символизируют две природы в Иисусе Христе—Божественную и человеческую) ставят сначала на лоб—для освящения ума, затем на грудь, в область солнечного сплетения—для освящения чувств, после этого на правое, а затем на левое плечо, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поклон.

Неотъемлемой частью настоящего паломничества является посещение богослужения, во время которого осмотр храма нежелателен. Лучше прийти в церковь до или после богослужения и в спокойной обстановке осмотреть ее, ознакомиться с историей и внутренним устройством. Ставить свечи и прикладываться к святыням желательно не во время богослужения.

Иконы и мощи

Чтобы приложиться (поклониться, поцеловать) к святым мощам или иконе, надо дважды перекреститься, поклониться и поцеловать кивот мощей или иконы. После этого еще раз перекреститься и поклониться. Изображение Спасителя принято целовать в ноги или край одежды, святых и Богородицу—в руку, изображение усеченной главы Иоанна Крестителя—в прядь волос и т.д.

Теперь о свечах

В православных храмах всегда горят свечи. Невозможно представить себе церковь, в которой их не зажигают. Свеча—это свидетельство веры, причастности человека к Божьему свету. Это символы пламенного горения в молитве. Кроме того, свечи являются символом жертв, которые сжигались в древнееврейском храме. Жертвой являются и те деньги, на которые мы приобретаем свечи.

Где и как правильно ставить свечи? В православном храме свечи с молитвой о здравии можно ставить практически перед любой иконой: Спасителя, Богородицы или какого-либо святого, а об упокоении усопших свечи ставят к распятию, на прямоугольный столик-подсвечник, который называется «канун» и находится с правой или с левой стороны храма, а иногда даже в притворе.

Записки и просфоры

В свечном ящике—месте, где продаются свечи—можно подать записки, т.е. списки имен для поминовения о здравии или об упокоении. Имена людей поминаются за различными богослужениями, потому в свечном ящике, как правило, указываются те Богослужения, за которыми будут молиться о здравии или упокоении людей. Человеку, мало знакомому с церковными службами, рекомендуется обратиться за разъяснениями значения поминовения имен на том или ином Богослужении. В записке необходимо писать полные имена в родительном падеже, например: Ольги, Петра, Валентины. Подавшему записку, как правило, дают просфору—небольшой круглый хлебец. Его необходимо съесть натощак, помолясь при этом за тех, кого мы упоминали в записке. Каково значение просфоры? Дело в том, что из этого хлеба вынимаются частички: за каждое имя по одной частичке. Крохи хлеба символизируют собой душу человека. Во время Литургии они собираются в один священный сосуд и затем погружаются в евхаристическую чашу с Кровью Христовой со словами: «Омой, Господи, грехи здесь поминавшихся раб Твоих».

Монастырские ночлеги и гостиницы

Часто бывает, что паломничество продолжается несколько дней. В таком случае вы можете остановиться в специально отведенных для ночлега местах. При этом лучше взять с собой постельные принадлежности, так как монастырские гостиницы не всегда могут обслужить всех прибывших паломников.

Главное—в паломничестве нужно помнить, что мы христиане и должны проявлять смирение, терпение и любовь к ближним. Только так паломничество может принести нам пользу.

Иван Кононович,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.