Слабые для Бога—Цари

icon2b2Митрополит Гор Ливанских Жорж (Ходр) родился в 1923 году. Сегодня он—известный православный богослов, видный иерарх Антиохийского Патриархата, который много внимания уделяет социальному служению Церкви. В свое время он выступил одним из основателей православного молодежного движения при Антиохийской Церкви. В настоящее время к изданию на русском языке готовится его книга «Православие и этика современности». Ниже мы публикуем фрагмент из этой книги в переводе с арабского Владимира Волосатова.

У римлян была пословица: «Человек человеку—волк». Она означает, что каждый, чувствуя опасность, готов растерзать другого, дабы уберечь себя. В воспитанном человеке такого стремления можно не заметить, но оно-то и порождает насилие. Не лучший ли способ защитить себя, напав первым? Другой должен умереть, пока он не успел убить меня. В законопослушном обществе другого убивают клеветой и ложью, унижением, обвинениями в бездарности, уродстве и тупости, помехами, доводящими до отчаяния, навязыванием нашего чрезмерно раздутого «Я». Как будто в явлении другого—угроза всему, что мы знаем, и он, если дать ему слово, разрушит наше представление о бытии.

Истина принадлежит только нам. Мы утверждаем это без всяких на то оснований, по интуиции. Истина открылась нашим очарованным душам, либо душам тех, кто очаровал нас. Это—наше достояние или достояние наших кумиров. Оспаривает ее только наш враг. Будь наше превосходство оспорено, рухнет мир.

Чувство такого превосходства только и спасет нас, прячущихся в нем, как в абсолюте. Говоря, мы не слышим другого. От него, дескать, нечего ждать. Он не стоит в истине. С нами же—Бог. Он только для нас и ни для кого другого. В диалоге же ты—под вопросом. Другой изучает твои реакции. Ты служишь для него предметом исследования. Тебе это неприятно. Ты не хочешь раскрывать перед ним свою душу. Сколько бы в нем ни было силы, будь он из стали, ты останешься недоступен для стрел его взгляда и слов, могущих причинить тебе вред.

Дело в том, что человеческое слово столь же действенно, как Слово Господа в начале Творения. Тот, Кто говорит с тобою, учит тебя следовать Ему, ты же в душе только себя видишь богом.

Но социум вынуждает тебя к общению, и ты показываешь, что принимаешь его правила, для виду выходишь из своей раковины и начинаешь играть на поле других, где печешься о своих интересах. В этой комедии для тебя нет счастливого финала. Ты должен показать, что готов к партнерству. По крайней мере, для начала тебе удается убедить в этом окружающих. Отсюда—твоя воспитанная речь и бесконечное лицедейство, хотя в глубине души ты чувствуешь себя жертвой страшного одиночества. Ты рассыпаешься в любезностях и без конца льстишь, пока, к ужасу своему, не убеждаешься в том, что стал всего лишь жалким фигурантом в большой пьесе.

Тогда слово становится твоим пороком. Ты не перестаешь говорить, нагромождая ложь на ложь и обман на обман, и задыхаешься в своем сладкоречии. Беда твоя в том, что ты — одинок, но тебе трудно в этом признаться. Поступить так—значило бы сделать шаг навстречу другому, утвердив его в правах, которые ты всегда старался узурпировать для себя.

Такова одна из сторон твоей сложной, подавленной души. Другая сторона—насилие. Право чинить насилие—показатель успеха для чиновного люда. Таков признак внутренней ущербности. Ее компенсацией служит гнев.

Так ведут себя сильные сего мира. Так унижаются слабые, которых спасет Бог. Гроза для сильных, Он свергает их с престолов, ибо они—бесчувственны; губит их в грехе, лишая полноты бытия, уготованной для слабых. Только слабые для Него—цари. Бог ненавидит сильных, что изощряются в издевательствах над слабыми. Но слабые исполнены покоя. Не отвечая злом на зло, они наносят страшнейшее оскорбление насильнику. Он понимает свою ничтожность в твоих глазах и не может этого вынести. Не может вынести, что сила его для тебя—прах, а слава—мираж. Он лопнет, если увидит, что ты—прост.

Быть простым трудно. Нужно сочетать в себе несколько благородных свойств, прежде всего—мужество и скромность. Будь ты боязлив или исполнен гордыни, между тобой и другими возникнет пропасть, мешающая нашему общению. Если же ты ободрен силой, которую вливает в тебя Бог, тебе не страшно зло. Его обратит в ничто крепость твоего духа, как обращает тебя в ничто величие Бога, которое ты зришь.

К публикации подготовил Н.К. Гаврюшин,
профессор МинДА

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.