Слово Ректора на начало учебного года

1 (1)По сложившейся в Высших Духовных Школах традиции, учебный год в Семинарии начинается Божественной Литургией, молебном и торжественным академическим актом, на котором ректор обращается с напутственным словом к преподавателям и студенчеству. Представляем вниманию наших читателей приветственное слово на начало учебного года ректора Минских Духовных Академии и Семинарии Архимандрита Леонида.

Ваше Высокопреосвященство, Ваши Преосвященства, многоуважаемые наставники и студенчество!

Сегодня мы молитвенно начали новый учебный год Минской Духовной Семинарии. Сердечно поздравляю с этим событием коллег-преподавателей, студентов и сотрудников нашей Школы. С особенно теплым поздравлением я обращаюсь к нашему пополнению – студентам первого курса, которые только переступили порог Высшего Духовного Учебного Заведения с тем, чтобы приобрести богословские знания и навыки, необходимые для пастырского и миссионерского служения.

Став студентами Минской Духовной Семинарии, вы вступили на тот путь, которым прошли многие выдающиеся люди нашей Церкви и нашего общества. Среди прославленных в лике святых белорусских новомучеников четырнадцать человек были выпускниками или преподавателями Минской Духовной Семинарии. Их свидетельство о Христе и Церкви, их мученический подвиг должен для всех нас быть примером христианского терпения и мужества, примером самоотверженного пастырского служения. Вспоминая людей, прославивших нашу Духовную Школу своим подвигом, будем помнить, что их непоколебимую христианскую позицию во многом определило то образование и воспитание, которое они получили в Семинарии. Несомненно, что именно в годы студенческой молодости в их души было заложено и начало вызревать то благодатное семя, которое принесло славный плод мученичества. Их небесные венцы – это и венцы Духовной Школы, взрастившей этих досто-славных мучеников Христовых.

Пример наших предшественников – напоминание о том, что мы должны ревностно совершать наше христианское делание, ибо Церковь Христова никогда не перестает вести брань против «духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12). И мы, как члены этой Церкви, получившие особый статус Её доверия и надежды, должны быть примером в этой борьбе, должны находиться в первых рядах воинов Христовых. Особого усердия в брани против «духов злобы поднебесной» от нас требуют те глобальные перемены, которые происходят в современном мире и разрушительно Действуют на духовное состояние человеческого общества. Динамика развития человечества ставит перед Церковью, а значит и перед всеми нами – студентами и преподавателями Семинарии — все новые и новые вопросы, требующие ясного и последовательного, искреннего и глубоко духовного христианского ответа.

Осознание этого побуждает нас, наставников Духовной Школы, постоянно думать о том, каким должно быть богословское и духовное образование будущих священнослужителей. Только высокообразованные и глубоко духовные пастыри Церкви смогут нести свет Христовой веры современному обществу и противостоять секуляризации его. Думается, что богословское образование в современных условиях нашей жизни призвано быть не только процессом подготовки к священническому служению в будущем, а как сегодня сказал Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Филарет, митрополит Минский и Слуцкий, крестом и духовным подвигом. Приобретение знаний не должно происходить в отрыве от жизни Церкви и общества. Все знания, которые вы приобрели и приобретете в стенах Духовной Школы, не должны оставаться только вашим личным достоянием. Уже теперь, будучи студентами, учитесь реализовывать свой духовный, интеллектуальный и творческий потенциал в плодотворных инициативах во славу Святой Матери Церкви. На вас уже лежит большая ответственность перед Церковью и обществом. От вас уже теперь немало людей ждёт, по словам апостола Петра, отчета о вашем христианском уповании (1 Пет. 3, 15). И, в первую очередь, о Христе Воскресшем должны услышать ваши сверстники, современная молодёжь – будущее нашей Церкви. Донести до людей секулярного мира евангельскую истину можно только учитывая все проблемы этого мира, зная симптомы его болезни. А это возможно лишь через непосредственное соприкосновение с ним, что для каждого из нас небезопасно, как небезопасно для здорового человека общение с инфекционно-больным. Сохранить в себе чистоту веры и духовную неповреждённость в контакте с греховным миром есть весьма сложная задача, это – искусство из искусств. Но Господь Иисус Христос ободряет нас, говоря: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте» (Ин. 14, 1); и ещё: «Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»(Мф. 26, 41).

Нужно сказать, что утверждение Церкви в мире всегда сопровождалось напряженной духовной и умственной работой апологетов и отцов Церкви, равноапостольных мужей и жен. Среди подвижников во все времена были люди выдающегося образования и огромного духовного потенциала. Назовем лишь несколько общеизвестных имен: святой мученик Иустин Философ, небесные покровители нашей Семинарии — святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, равноапостольный Кирилл — учитель славян, ещё при жизни названный философом, и многие другие.

Поэтому духовное образование – это, по преимуществу, труд, созидающий Церковь как Тело Христово. В этом заключается его исключительность и значимость. Ни одно другое учебное заведение не ставит целью духовное и нравственное перерождение своих воспитанников. По этой причине уклад жизни и учебный процесс в Духовной Семинарии отличается от образовательных и воспитательных стандартов светских учебных заведений.

Образование и весь распорядок в Семинарии должны определяться подлинным христианским духом, охватывающим жизнь студенчества во всех ее формах: чувственной и духовной, интеллектуальной и нравственной, личной и общественной. При этом мы должны основываться на примере Спасителя и Его апостолов, на богатом наследии святоотеческого учения. Богословское образование должно осуществляться с учетом традиций Духовной школы, переживаться в Таинстве Евхаристии и молитве.

Задача нашей Духовной Школы состоит в том, чтобы в одно и то же время и в одном и том же образовательном процессе связать восприятие знаний, формирование духовности, воспитание веры. Семинария должна стать местом слияния ценностей, содержащихся в ней и вокруг нее. Подобная атмосфера позволит осмыслить непреходящее значение евангельских добродетелей: милосердия, смирения, послушания и, тем самым, поможет каждому из нас понять свое призвание в жизни Церкви и мира.

Пастырство в Церкви Христа – это венец духовного образования. Поэтому студент Семинарии, как будущий священник, должен быть в каком-то смысле особым человеком, который думает, судит, действует открыто и последовательно, осознанно следуя по прямому пути, освещенному светом жизни и учения Христа.

В заключение своих размышлений хочу привести слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго о роли и значении духовного образования:

«Состояние Русской Православной Церкви в новом веке, — пишет патриарх, — во многом будет зависеть от того, какими станут наши пастыри, чему они будут учить людей, какой пример будут подавать окружающим…Общество требует от священнослужителя гораздо большего, чем только способность без ошибок совершить богослужение и произнести проповедь. Священник стал общественной фигурой, его приглашают на радио и телевидение, в тюрьмы и воинские части, он выступает в средствах массовой информации, встречается с людьми разных профессий, различного интеллектуального уровня. Сегодня от пастыря требуется, помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности, еще и способность говорить языком современного человека…

В связи с этим увеличивается и значение богословских школ: они призваны стать подлинными очагами духовной культуры, где будущие пастыри соприкасались бы с православным Преданием во всем его многообразии. Прошло то время, когда главной задачей Духовных учебных заведений было подготовить как можно большее число священнослужителей в максимально сжатые сроки».

Поставленная первоиерархом Русской Православной Церкви задача нелегка. Может быть, особенно трудно она в наших условиях, когда приходиться совмещать образовательный процесс с реставрационно-строительными работами по восстановлению учебного корпуса нашей Семинарии, но, тем не менее, мы все, и преподаватели и студенты, должны неустанно стремиться к намеченным целям.

Еще раз поздравляю всех с началом нового учебного года в нашей Семинарии и молитвенно желаю всем нам помощи Божией и успехов на поприще богословского образования!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.