«У меня не было цели говорить о Боге…»

1 (1)«К нам буквально хлынул поток «трудных» детей, нравственно изуродованных, не получивших достойного воспитания. <…> Лишение родительских прав, помещение ребенка при живых родителях в школу-интернат, в спецшколу для трудновоспитуемых либо в психиатрическую больницу—меры неэффективные, они лишь обостряют проблему. Наиболее результативный путь—это духовно-нравственное врачевание. Главное здесь состоит в возрождении традиционного христианского уклада семьи и религиозного воспитания детей личным примером родителей и педагогов». (Н.А.Дробышевская «Детская правда»)

—Надежда Афанасьевна, Вы— психотерапевт с большим опытом и стажем, хотя методы вашей работы, скажем, не совсем традиционны. Какова на это реакция окружающих и, в первую очередь, Ваших коллег?

—Реакция была разной, в том числе и отрицательной, но я работала открыто, тем более, что очевидно: только такой подход может дать положительный эффект. Единственно, о чем приходится сожалеть, это то, что, пройдя непродолжительный курс лечения и реабилитации, ребенок возвращается в привычную среду семейных скандалов, пьянства, разврата, дизадаптации в общественной среде (например, в школе, с учителями и сверстниками, с которыми не налаживаются отношения).

—На Ваш взгляд, что мешает процессу реабилитации иметь свою завершенность и не только на время, но окончательно помочь «трудным подросткам» перестать быть таковыми. И какой в этом процессе может быть роль Церкви, как социального института?

—Я против слова «трудные подростки», это, прежде всего, «дети-жертвы». А причина в том, что в нашем обществе недостаточно полноценный процесс воспитания.

Сегодня совершенно очевидно, что работа с подростками требует профессионалов и совместной деятельности педагога, врача, психолога, иначе мы недооцениваем роль и значимость воспитания. Этот процесс мы низводим до поверхностного общения детей с педагогом, опирающимся на личный опыт и свои понятия о воспитании, не всегда верные. Сегодня так же актуальны слова К.Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным—даже легким,—и тем понятнее и легче кажется оно, чем меньше человек с ним знаком теоретически или практически». Учитывая духовную основу изначально искаженного воспитания детей в семье, актуально участие в решении этой проблемы священнослужителей, поскольку христианство имеет многовековой опыт по духовно-нравственному воспитанию детей и семьи.

Дочь моей знакомой, например, призналась мне, что в свои одиннадцать лет она уже не хочет жить. На мой вопрос, зачем вообще живут люди, девочка не смогла ответить. Причина ее разочарования в жизни—не в каких-то неразрешимых проблемах, просто в ее существовании отсутствует Жизнеутверждающая Истина.

—В Вашей книге часто описывается явление неких «психов», дети говорят о себе: «у меня были психи» или «меня психи взяли», называя этим словом неконтролируемые приступы агрессии. Можно ли их сравнить с таким духовным явлением, как «беснование»?

—Подобные вопросы следует обсуждать со священником. Я лишь как врач могу сказать, что агрессия—это внутриличностный конфликт, происходящий чаще всего на фоне депривации ( от лат. deprivatio— лишение, в данном случае: отсутствие материнской заботы и ласки — М.Д.). Если раннее детство не обеспечено нормальным воспитанием, то в подростковом периоде мы сталкиваемся уже с последствием этого: девиантным поведением, агрессией, правонарушениями, преступлениями, пьянством и т.п.. Отсутствие любви влечет за собой агрессию, направленную против себя и против общества. Зло—это всего лишь защитный механизм. Но опасность в том, что подобное состояние становится хроническим.

Как следствие депривации формируются называемые в психиатрии социализированное и несоциализированное расстройства поведения. Симптомы этого диагноза хорошо известны педагогам: конфликтность, агрессивность, правонарушения, различные болезни зависимости (алкоголизм, наркомания), распущенность, рост суицидов среди детей и подростков и т. д. Десоциализацию детей после выхода из школ-интернатов можно считать пиком проблемы. На основании отечественного и зарубежного опыта работы психиатров и педагогов есть утверждение, что риск формирования депривации и агрессивного поведения у детей останется до тех пор, пока существует субкультура насилия в СМИ, а также пока родители не станут выполнять свою основную функцию—воспитывать детей. В нашей реальности на почти 2,5 тысячи детей в 29 интернатских учреждениях области работают 19 социальных педагогов и 17 психологов. Ни о какой индивидуальной полноценной работе с детьми говорить здесь не приходится.

—Для верующего человека вопрос одиночества не стоит крайне резко, т.к. есть вера в постоянное присутствие Господа рядом, Который никогда не оставляет Своими заботами и попечением. Может ли вера в Бога стать тем необходимым источником любви и тепла для подростков?

—Тема «духовного одиночества» в этой среде актуальна. Вот пример из жизни. На глазах у Кости убили маму, отец уже давно сидит в тюрьме. Ребенок попадает в больницу в состоянии кризиса, сильно страдает, не улыбается, что в его ситуации неудивительно. Понятно, что никакие лекарства не смогут заменить мать, убитую на глазах мальчика. Поражают рисунки Кости: на них нарисованы зеленые чудовища с хвостами, рогами и страшными мордами. Приглашаю его в кабинет.

—Костя, скажи, пожалуйста, можно ли жить без мамы?

Костя смотрит в окно, и, наклонившись, отрицательно качает головой. В этот момент вся его маленькая фигурка похожа на комок боли. У меня в кабинете есть икона Божией Матери, обращаю на нее внимание мальчика.

—Ты знаешь, Кто это?

—Боженька.

—Знаешь, вот у меня нет мамы, и у тебя ее тоже нет. И даже когда на земле нет мамы, то есть Мама на небе у нас всех—Матерь Божья, которая обо всех нас заботится.

Видно было, как Костя немного оживился.

—Божия Матерь—наша общая Мама, Она любит всех нас, вот Она мне сказала, чтобы я сейчас взяла тебя и помогала. Потом, когда не будет меня— ведь ты не всегда будешь у нас в больнице—Она пошлет тебе другого человека, тетю или дядю. Ты никогда не будешь один.

Ребенок сразу обретает надежду на постоянную защиту. Это отражается в том, каким он выходит после беседы.

—Существуют ли сейчас программы, направленные на повышение профессиональных навыков у работников социальных служб? И какие существуют социальные программы по работе с подростками?

—Начало работы положено в отдельных регионах области: как пример можно отметить г. Молодечно. Руководством исполкома была организована презентация книги, где присутствовали сотрудники городской администрации, педагоги, психологи. Подробно обсуждалось содержание книги, разбирались некоторые особенно актуальные вопросы. Там же проходил семинар, на котором присутствовали представители комиссии по делам несовершеннолетних, психологи, педагоги, священник и сами подростки. Затрагивались наболевшие и важные темы: проблемы разводов, абортов, детей, рожденных вне брака. Данные темы были прокомментированы врачами, психологами, свой взгляд на эти вопросы представила и Церковь. Причем подобные встречи я стараюсь проводить со своей стороны в виде диалога, чтобы это не походило на скучную лекцию, а подростки сами говорили о своих проблемах, сами пытались найти выход из сложных жизненных ситуаций.

Кроме того, сейчас впервые в республике проводится работа во всех регионах области по ознакомлению всех специалистов с медико-психологическим аспектом проблемы агрессивного поведения детей. Темы, остро актуальные сегодня, вызывают огромную заинтересованность аудитории. Очевидно, что здоровая часть нашего общества жаждет именно такой информации, идущей от сердца, из Чистого Источника. Уже положено начало совместной работы врача, педагога, родителей, священника в отдельных регионах области. Польза от такого сотрудничества в деле духовно-нравственного возрождения семьи и воспитания детей-школьников как будущих родителей очевидна. Крепкая, нравственно-здоровая семья будет надежной гарантией против пьянства, других болезней зависимости несовершеннолетних, а также против правонарушений и преступлений.

Резюмируя, стоит сказать, что растущая сегодня десоциализация обусловлена, во-первых, отсутствием правильного семейного воспитания,вследствие утраты нравственных основ семьи, в результате недостаточного развития внутреннего плана личности ребенка и формирующимися внутриличностными конфликтами. Во-вторых—существующей субкультурой насилия в виде деструктивного воздействия на психику ребенка различных СМИ. В-третьих—негативным влиянием улицы, окружения. В-четвертых, как результат всего вышеперечисленного,—искаженным самовоспитанием. По решению этих проблем в течении года областной комиссией по делам несовершеннолетних проводится работа по регионам области (Молодечно, Борисов, Червень, Пуховичи, Солигорск, Узда, Смолевичи) . Предпринимаются попытки, по мере возможностей, положительно влиять на существующую субкультуру насилия с целью оградить детей от разрушающего воздействия на их психику различных СМИ. Преследуется также цель по внушению всем профессионалам, а также родителям давать нравственную оценку всему окружающему, таким образом защищая детей от негативного окружающего воздействия на них. Мы должны помогать детям вырабатывать собственное твердое убеждение в ценности нравственной жизни. Но нравственные понятия им мы можем давать, если сами будем являться примером такой жизни.Без перемен в нас у детей ничего не изменится.

—Спасибо, Надежда Афанасьевна, за то, что нашли время для читателей нашего журнала. Божьей Вам помощи в Ваших трудах.

    Беседовала Мария Дылец

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.