Двойной единый праздник

7-1В современном церковном календаре праздники Рождества Христова и Крещения разделяют 11 дней. Это время для православных христиан—Святки—непрекращающееся духовное торжество о Воплощении Спасителя. Краткий экскурс в прошлое приводит нас к удивительному историческому факту: в древности Крещение и Рождество Христово праздновались в один день. Как же воспринимали и понимали древние христиане эти праздники тогда?

Древняя Церковь не знала праздника Рождества Христова до III века. Именно в это время, по словам Климента Александрийского, получает распространение праздник Богоявления, включавший в себя воспоминания о Крещении и Рождестве Господа, причем в III веке акцент скорее делается на первом, чем на втором. Цель всего праздника—подчеркнуть истину явления Бога в материальном мире. Христианский Запад познакомился с праздником Богоявления на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году. Дата празднования (6 января) была перенята у Востока, хотя сперва Церкви Востока праздновали Богоявление в разное время—это могли быть месяцы март, апрель, май, декабрь или январь. К середине IV века на Западе праздник Рождества отделяется от Богоявления. В 354 году в Риме Рождество уже празднуется отдельно. В то же время с понятием Богоявления на Западе можно встретить самые разные ассоциации: поклонение волхвов, чудо в Канне Галлилейской, насыщение хлебами пяти тысяч и даже воскрешение Лазаря—все то, что вместе с Крещением и Рождеством именовалось Богоявлением на Востоке.

Очень скоро, примерно около 378 года, праздник Рождества, отделенный от Богоявления, появляется и на Востоке. В Каппадокии его вводит святитель Василий Великий, в Константинополе—святитель Григорий Богослов, в 386-388 годах в Антиохии—святитель Иоанн Златоуст. Рождество здесь празднуется, как и в Риме, 25 декабря, хотя какое-то время на Востоке Рождество продолжают называть Богоявлением (например, отцы-каппадокийцы). В других восточных центрах христианства римская традиция приживается еще позже: в 30-е годы V века в Александрии, содействием святителя Кирилла Александрийского, и в середине V века в Иерусалиме, с помощью святителя Софрония Иерусалимского. До окончательного принятия римской традиции Рождество в Иерусалиме праздновалось в составе Богоявления 6 января, как свидетельствует в 385 году западная паломница Сильвия Аквитанка и преподобный Иоанн Кассиан Римлянин в 380 году.

И сегодня Православная Церковь совершает Рождество 25 декабря (по юлианскому календарю), следуя традиции, перенятой от Рима во время Древней неразделенной Церкви. Почему же именно в этот день? В действительности никто не знает дня, в который родился Спаситель, и, более того, Церковь не претендует на установление единой даты. В древности в различных Церквях существовали различные традиции, определявшие день Рождества. Так, Климент Александрийский называл дату 18 апреля, святой Ипполит Римский—25 марта, Африканскя Церковь по традиции, восходящей к святителю Киприану Карфагенскому, праздновала Рождество 28 марта, а Восточная Церковь—6 января. И, тем не менее, в таких вопросах, как этот, в Церкви важно единообразие. Чем 25 декабря удобнее для празднования события, точной даты которого никто не знает? На этот вопрос есть два ответа. Во-первых, Церковь приняла наиболее обоснованный вариант из разных. Вот как представляет его святитель Иоанн Златоуст. Если Захария был первосвященником и его каждение в храме во время явления архангела Гавриила—было жертвой очищения (а день очищения приходится на сентябрь), то, по евангелисту Луке, Благовещение Богородицы состоялось на шесть месяцев позже—в марте, а значит родиться Спаситель должен был в декабре.

Нередко Церковь с помощью учреждения новых дат праздников противостояла остаткам язычества в среде новообращенных. Цель подобной замены—помочь неофиту удержаться от влияния той культурной среды, в которой он был воспитан, наполнить старые формы новым содержанием. Неизвестно,—противовесом какому именно празднику выступило Рождество в Риме. Возможно, это была попытка смягчить тяжелое впечатление, вызванное празднованием в Риме Сатурналий (17-23 декабря), посвященных божеству, пожирающему своих детей (это празднование обычно сопровождалось гладиаторскими боями).

Осуществив этот краткий обзор истории возникновения праздников Рождества Христова и Крещения в Древней Церкви, мы увидели на исторических примерах стремление Церкви заменить плохое хорошим, а хорошее—лучшим. Остается лишь пожелать всем заинтересовавшимся данным вопросом удачных изысканий и поздравить всех читателей журнала с Рождеством Христовым и Богоявлением.

 Владислав Богомольников, 
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.