Образы Рождества

8-1К середине IV века относятся самые ранние дошедшие до нас изображения Рождества Христова. Сохранились они в основном на барельефах раннехристианских саркофагов, которые использовались для погребения умерших. Большинство саркофагов с изображением Рождества Христова датируется серединой IV—V веком. Рассмотрим некоторые из этих изображений и отметим основные тенденции их развития.

Основным источником, содержащим сведения о Рождестве Спасителя, является Евангелие. Евангелист Матфей лишь кратко упоминает об этом событии (Мф. 1, 25), а более подробное описание мы находим у евангелиста Луки (Лк. 2, 4-20), который говорит о рождении Иисуса Христа в Вифлееме, о том, что Мария, спеленав Младенца, положила Его в ясли. Далее следует повествование о явлении ангела вифлеемским пастухам, о многочисленном воинстве ангелов, славословящих Новорожденного, и о поклонении пастырей лежащему в яслях Младенцу. При рожденном Богомладенце находились Мария и Иосиф Обручник. В Евангелии от Матфея сразу за известием о рождении Спасителя следует рассказ о поклонении волхвов (Мф. 2, 1-12).

Иконография Рождества Христова, используя все сведения Евангелия, идет дальше в развитии внешних подробностей этого события. В ней отражаются черты разновременных и разнообразных богословских воззрений на этот предмет. Основные различия заключаются в изображении самого места рождения Спасителя и присутствующих при этом лиц.

Самое простое изображение находится на саркофаге в храме святого Амвросия в Милане. На боковой стороне этого саркофага изображен спеленатый Младенец на постели, а рядом с Ним лежат вол и осел. На этом изображении нет ни Богоматери, ни Иосифа, ни пастырей, ни волхвов, но находящаяся над головой Богомладенца звезда не дает сомневаться в том, что здесь изображено именно Рождество Христово.

Из катакомбной живописи древнехристианского периода отметим практически единственное изображение Рождества Христова в катакомбах святого Севастиана. Сцена очень простая: на одре, заменяющем ясли, лежит спеленатый Младенец; возле Hегo находится Богоматерь—девушка в античной тунике, с падающими на плечи волосами; y яслей вол и осел.

Уже в описанных выше изображениях мы видим присутствие при рождении Спасителя животных: вола и осла. Они присутствуют в большинстве изображений Рождества Христова и появляются уже на саркофаге, который исследователи датируют 343 годом. Хотя их появление естественно в месте рождения Спасителя, этим животным в древности придавалось большое символическое значение. В памятниках раннехристианской письменности вол является символом иудейского народа, а осел—символом язычников. В этом смысле толковалось пророчество Исайи: «Вол знает владетеля своего, и осел—ясли господина своего…» (Ис. 1,3). Об этом прямо говорит уже Мелитон Сардийский, а Ориген ставит это пророчество в связь с Рождеством Христовым. Эту мысль повторяли многие святые отцы: Григорий Нисский, Григорий Богослов, Павлин Ноланский, блаженный Иероним и другие. На Руси понимание символизма этих животных было утрачено, и на иконах вместо них иконописцы часто стали изображать более им привычных коня и корову. В современной иконографии животные в изображении Рождества Христова обычно отсутствуют.

Важной особенностью является также то, что все древнейшие сохранившиеся памятники представляют Рождество Христово под навесом. Впервые изображение Рождества Христова в пещере появляется на одной из ампул Монцы, которая датируется концом VI—началом VII века, и с этого времени пещера, как место рождения Спасителя, изображается на всех византийских памятниках и на большинстве западных.

На первоначальную композицию могли повлиять несколько факторов. Во-первых, все древнейшие изображения рождения Спасителя сохранились на Западе, а западные художники не были знакомы с условиями жизни в Палестине. Во-вторых, этому мог способствовать неточный перевод слова «ясли»: греческое «fatni» (ясли, в которых дается корм вьючным животным) на народную латынь переводилось словом «praesepe», которое означало просто «стойло». Надо также отметить ту особенность, что навес в изображении Рождества Христова почти всегда появляется при расширенной композиции, включающей поклонение волхвов, которое произошло в доме (Мф. 2, 11). Что явилось причиной такой композиции, точно не известно, но то, что в древнехристианской скульптуре нет ни одного изображения Рождества Христова в пещере, является несомненным фактом.

Византийские художники, a за ними и многие западные, пошли по пути восточного предания, которое признавало пещеру местом рождения Христа. Первым о рождении Спасителя в пещере говорил живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором говорят древние историки Евсевий, Сократ и Созомен.

Младенец Иисус изображается всегда спеленатым и лежащим в яслях. В скульптуре саркофагов ясли имеют форму ложа или продолговатой корзины, а в памятниках византийских и русских—форму ящика. Голова Богомладенца обычно украшена нимбом, часто крестообразным. Крестообразный нимб появился в V веке и является иконографическим атрибутом Второго Лица Святой Троицы.

Неотъемлемой частью изображения Рождества Христова является звезда, которая, согласно евангельскому повествованию, указала волхвам место рождения Спасителя. Византийские художники стали располагать звезду прямо над пещерой. От звезды вертикальный луч света опускается на лежащего в яслях Младенца.

8-3Вместе с изображением Богомладенца центральной фигурой в композиции Рождества Христова является Богоматерь. На всех видах памятников древнехристианского периода она представляется сидящей. Такое положение Пресвятой Богородицы отражает учение Церкви о Ее приснодевстве и свидетельствует о безболезненном рождении Богоматерью Младенца. Блаженный Иероним говорил, что Богоматерь не нуждалась в услугах повитух. О присутствии повитух при рождении Спасителя говорится в апокрифических Протоевангелии Иакова и Евангелии псевдо-Матфея. Однако и по этим апокрифическим сказаниям миссия повитух заключалась в засвидетельствовании чудесного рождения. Их изображение иногда присутствует в композиции Рождества Христова.

Византийское искусство не сохранило первоначальной формы изображения Богоматери. В памятниках византийских и русских Богоматерь обычно изображается лежащей. Первые памятники с изображением лежащей Богоматери восходят к VI веку. К ним следует отнести изображения на кафедре Максимиана и ампуле в Монце. Такое положение Богоматери является результатом стремления византийских художников приблизить изображение Рождества Христова обычным формам представления об обстановке естественного деторождения. Богоматерь лежит на одре возле Божественного Младенца: это значит, что рождение совершилось, и такому положению Богоматери не придается символического значения. С XVII века Богоматерь иногда изображается сидящей у яслей.

В византийских и русских памятниках при родившемся Богомладенце почти всегда присутствует Иосиф Обручник. Обычно он изображается в виде старца. В руках он держит длинный посох путника, а на древних памятниках Иосиф иногда изображался с пилой, символом своей профессии. На Западе, начиная с эпохи Возрождения, Иосиф изображается коленопреклоненным перед яслями с родившимся Младенцем.

В сложных композициях Рождества Христова присутствуют ангелы. Их изображения отсутствуют на саркофагах и появляются на памятниках с VIII-IX века. Они изображаются славословящими родившегося Христа и благовествующими о происшедшем событии пастырям, фигуры которых присутствуют с раннехристианского времени на сохранившихся памятниках.

На иконах обычно изображается два пастыря: молодой и старец. На некоторых памятниках присутствуют три пастуха. Одеждой пастырей является короткая туника, в руках они держат посохи с закругленным верхним концом.

Начиная с XVI века, появляется пространная редакция иконы Рождества Христова, включающая в себя изображения всех событий, так или иначе с ним связанных,—от Благовещения до бегства в Египет, избиения младенцев и убийства Захарии (отца Иоанна Крестителя). На некоторых иконах перед пребывающим в глубокой задумчивости Иосифом изображается старый сгорбленный пастух. Эта фигура появилась в иконографии Рождества Христова во времена преподобного Андрея Рублева (XV в.). Некоторые исследователи считают, что в образе старца-пастуха изображен бес, который пытается смутить Иосифа.

Как мы видим, в иконографии Рождества Христова нашли отражение многие и исторические, и догматические моменты. Икона не только повествует о происшедших событиях, практически каждая ее деталь несет еще и символическую нагрузку и способствует глубокому осмыслению изображаемого события, которое является «началом нашего спасения».

Евгений Солонков, 
студент III курса МинДА

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.