Создать защитника истины

1 (1)Какова миссия Минских Духовных Школ сегодня? Что является целью их деятельности? Для ответа на этот вопрос предлагаем вниманию читателей текст выступления Ректора Минских Духовных Академии и Семинарии, Доцента Архимандрита Леонида на конференции «Белорусская Православная Церковь и ее роль в жизни современного белорусского общества», прошедшей 12-13 ноября 2004 года в Минском международном образовательном центре.

Нелегкая задача стоит перед Духовными Школами—воспитывать высокообразованных и самоотверженных служителей Церкви Христовой. О высокой сложности этой задачи еще в IV веке задумывался святитель Григорий Богослов. В одном из своих писем он задавался нелегким риторическим вопросом: «Кто же способен, словно некую глиняную скульптуру, изготавливаемую за один день, создать защитника истины, который стоит с ангелами, славословит с архангелами, возносит жертвы на горний жертвенник, священнодействует вместе со Христом, воссоздает создание, восстанавливает образ Божий, творит для высшего мира и—скажу больше!—является богом и делает других богами?»

На этот риторический по форме вопрос святителя Григория мы уже в наши дни даем дерзновенный ответ: Духовные Школы призваны сегодня воспитать, образовать, и действительно «создать» из простых юношей, услышавших в своих сердцах призывающий их Голос Божий, самоотверженных, одухотворенных, высокообразованных пастырей Православной Церкви.

Поступление в Духовную Семинарию

Чтобы стать воспитанником Духовной Школы, каждый молодой человек, имеющий желание стать служителем Церкви, сдает вступительные экзамены, которые позволяют определить уровень его общей и церковной подготовки, выявляют его духовную настроенность, а также проходит собеседования с представителями администрации. Для самих абитуриентов вступительные экзамены и собеседования—это не только оценка их внешней подготовленности к учебе, но еще и возможность проверить серьезность предпринимаемого шага, испытать твердость своего решения посвятить себя служению Богу. Когда все испытания успешно пройдены, и абитуриент зачислен в состав учащихся, начинается нелегкий труд возрастания в «мужа совершенна».

Богослужение и духовное воспитание

Участие в богослужении и совместная молитва являются важнейшими составляющими духовного развития студентов. Каждый учебный, праздничный и выходной день начинается и заканчивается богослужением, либо общим молитвенным правилом для всех студентов. Участие в церковных таинствах Исповеди и Причащения помогает осознать свои недостатки и, получив божественную помощь, дальше работать над собой. В этом воспитанникам Духовных Школ помогает духовник—священник с большим опытом пастырского служения, к которому студенты обращаются по всем вопросам своей духовной жизни, а также представители администрации и преподаватели.

Образование

Процесс интеллектуального образования студентов Духовных Школ происходит, прежде всего, на лекциях по предметам, согласно учебным программам. Среди предметов, которые изучают студенты в Духовных Школах,—Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, Догматическое, Нравственное, Пастырское, Сравнительное и Основное богословие, История Древней Церкви, Патрология, Гомилетика—искусство церковной проповеди, Литургика, История Русской Православной Церкви, История Белорусской Православной Церкви, История Беларуси, древние и новые иностранные языки, Церковное пение и другие предметы и спецкурсы. Все эти лекции читают преподаватели Минских Духовных Академии и Семинарии, а также ученые гости—преподаватели других Духовных Школ Русской Православной Церкви, светские специалисты из Беларуси и России.

Другое направление интеллектуального развития студентов—самостоятельная научная работа. Каждый семестр студенты пишут две объемных письменных работы на заданную преподавателем тему, учась при этом собирать и обрабатывать соответствующий литературный материал и ясно излагать свои мысли на письме. По окончании четвертого курса семинарии студенты избирают тему для написания дипломной работы на соискание степени бакалавра богословия и в течение последнего года обучения под наблюдением научного руководителя пишут дипломную работу объемом не менее 80 страниц. Студенты выпускного (третьего) курса Академии пишут диссертации на соискание степени канидата богословия. Лучшие бакалаврские и кандидатские работы рекомендуются Ученым Советом к публикации.

Такая научная работа возможна во многом благодаря обширной библиотеке наших Духовных Школ, которая насчитывает около тридцати тысяч томов богословской, справочной и художественной литературы, периодических изданий. В стенах Духовной Школы оборудован компьютерный класс, где студенты имеют доступ к сети Интернет, могут оформить свои научные работы, а также могут воспользоваться различными электронными энциклопедиями, базами данных, книгами и собраниями богословских и художественных текстов на электронных носителях.

Общественная жизнь и издательская деятельность

Возможность формировать и развивать педагогические навыки, также необходимые будущему пастырю, студенты имеют благодаря многолетнему сотрудничеству Минских Духовных Школ с Управлением образования Слонимского районного исполнительного комитета. Студенты Академии и Семинарии проводят целый ряд факультативных занятий во всех средних школах, а также средне-специальных учебных заведениях и детских садах города Слонима. Важно отметить, что это сотрудничество осуществляется в полном соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Другой пример того, как образовательный процесс в Минских Духовных Школах проходит в диалоге с обществом—это студенческий журнал Минских Духовных Академии и Семинарии «Ступени». Жизнь в Духовной Школе для студентов—это путь восхождения в мир Церкви, путь познания тайны встречи человека и Бога. Этот путь невозможен без диалога со своими современниками, незнакомыми с жизнью Церкви, и именно к ним обращаются студенты, издающие журнал «Ступени», единственный сегодня белорусский православный журнал. Он выходит четыре раза в году тиражом в три тысячи экземпляров и распространяется по высшим и средним учебным заведениям Беларуси, православным храмам Беларуси, России, Украины, Литвы. В последнее время значительный интерес к «Ступеням» проявляют белорусские протестанты и католики. Регулярно выходит и приложение к журналу «Ступени»—«Экспромт», где помещаются лучшие научные работы студентов, рекомендованные Ученым Советом к публикации.

Регулярно осуществляются записи православных песнопений в исполнении хора студентов наших Духовных Школ и их издание и распространение на аудио-кассетах и компакт-дисках. На данный момент вышло уже пять программ духовных песнопений в исполнении нашего хора, который сочетает такую деятельность с концертными выступлениями в Беларуси и за рубежом. Но, конечно же, основная сфера деятельности хора—это пение за праздничным богослужением в храмах Свято-Успенского Жировичского монастыря.

В этом году в сети Интернет начал работу вэб-сайт Минских Духовных Академии и Семинарии по адресу minds.by Он содержит подробную информацию о наших Духовных Школах, ее преподавателях, изучаемых предметах, научных работах преподавателей и студентов. Здесь можно найти и сведения по истории монастыря, и постоянно обновляющийся раздел новостей жизни Духовных Школ, и, конечно же, электронные версии всех вышедших номеров журнала «Ступени» и сборника научных работ преподавателей «Труды Минской Духовной Академии».

Проведение экскурсий по Свято-Успенскому Жировичскому монастырю и Минским Духовным Школам—еще одна точка соприкосновения воспитанников с окружающим миром и хорошая возможность для личного развития. В 2003 календарном году студенты Минских Духовных Академии и Семинарии провели экскурсии более сорока пяти тысячам гостей обители.

12 февраля нынешнего года были подписаны соглашения о сотрудничестве между Минскими Духовными Школами и Гродненским Государственным Университетом имени Янки Купалы и между Минскими Духовными Школами и Белорусской Государственной сельскохозяйственной академией в городе Горки Могилевской области. В этом сотрудничестве участвуют все: ректоры, преподаватели и, конечно же, студенчество. Взаимная симпатия и желание работать вместе над воспитанием молодежи преодолевают расстояния и искусственный барьер, воздвигнутый за годы отторжения Церкви от общества.

Контакты наших школ с белорусским студенчеством развиваются благодаря и ежегодному семинару студентов вузов Беларуси, посвященному лучшим представителям отечественной литературно-философской мысли. Так, в 2001 году прошел семинар, приуроченный к 180-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, а в 2003—семинар памяти 150-летия со дня рождения Владимира Сергеевича Соловьева. Результатом проведения таких семинаров становятся итоговые документы и сборники докладов участников, которые рассылаются ректорам всех вузов Республики Беларусь.

Подытоживая сказанное о процессе образования в Духовной Школе, хочется вспомнить слова святого апостола Павла, четко обозначившего главного Участника процесса духовного роста человека: «Кто Павел? кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом, поскольку каждому дал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а все Бог возращающий. …Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1 Кор. 3, 5-7, 11). Доцент Архимандрит Леонид (Филь), Ректор Минских Духовных Академии и Семинарии

   Доцент Архимандрит Леонид (Филь),
Ректор Минских Духовных Академии и Семинарии

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.