Учимся жить в Церкви

1 (1)Одну из наиболее интересных страниц в богослужебной и пастырской деятельности Церкви представляет собой катехуменат—подготовка к принятию таинства Крещения. Греческое слово «катехумен» было переведено на славянский как «оглашенный». Со временем в русском языке первоначальное содержание этого понятия было утрачено и только сегодня, с восстановлением церковной жизни, мы вновь обретаем историю катехумената—обучения (оглашения) тех, кто готовился принять Крещение.

Обращаясь к миру с проповедью, христианская Церковь не ограничивалась этим способом свидетельства о спасении во Христе, а с течением времени создала специальную систему, способствовавшую принятию благовествования,—особо структурированный и разработанный период «обучения», когда желающий принять Крещение знакомился с христианской верой не только интеллектуально, но и деятельно, учась прежде всего жить по-христиански.

Когда сегодня меня спрашивают о том, что нужно для принятия Крещения, то, как правило, ждут в ответ рекомендации куда, когда, к кому, почему обратиться и во сколько это обойдется. Стремится человек спастись, или же он просто следует в ногу со временем, становится видно с первых секунд общения. И некого винить в том, что в следующий раз этот «христианин» придет в храм только для того, чтобы узнать подробности для Венчания (хотя, может, и раньше, но лишь если кто-либо из близких отойдет в мир иной). Секуляризация достигла таких границ, что когда начинаешь спрашивать о степени готовности к Крещению, твои слова не принимаются всерьез. А в умах наших сограждан стойко живет стереотип, что раз они пришли в церковь, да еще и креститься, то они становятся чуть ли не героями. 30-40 лет назад, т.е. всего одно поколение, так и было: нашим родителям вход в храм был заказан. Борьба с «мракобесием» была идеологией страны, в которой мы родились. Но сегодня уже другое время, и всего за полтора десятилетия Церковь вновь стала играть важную роль в жизни общества. И перед ней возник вопрос: как привести человека к Богу, если человек привык жить без Него?

Обратимся к истории. На заре христианства нет никаких упоминаний о том, что проводилась катехизация, т.е. обучение и подготовка тех, кто хотел принять Крещение. В книге Деяний мы неоднократно встречаем описания совершения таинства (Деян. 2, 14-41; 8, 26-40; 9, 9-18; 10, 1-48), однако во всех этих случаях речь идет о «спонтанном» и глубоко сердечном принятии христианской веры, после чего практически сразу следует Крещение.

Однако, уже христианские писатели древности видели в этих текстах те основные элементы, которые позже появятся в развитом институте катехумената. Так, Тертуллиан, церковный писатель III века, пишет о крещении эфиопского евнуха: «Если Филипп так поспешно крестил евнуха, то надо помнить, что здесь было явлено неприкрытое одобрение Господа. Святой Дух предписал Филиппу направиться именно этим путем. Да и сам встреченный евнух не был человеком праздным, который ни с того, ни с сего возжелал креститься, но, погруженный в Священное Писание, направлялся на молитву в храм». Здесь есть научение, подготовка к принятию Крещения, когда Филипп, отвечая на вопрос евнуха о пророческом тексте, «благовествовал ему об Иисусе» (8, 34), т. е. это своего рода библейский катехизис. Далее только после исповедания евнуха—«верую, что Иисус Христос есть Сын Божий» (8, 37)—апостол крестит его. Несмотря на то, что это событие особенное, оно, тем не менее, происходит по схеме, которая впоследствии ляжет в основу катехумената.

Итак, основным допуском к крещению в Новом Завете является вера, причем это не просто вера в Бога как Творца мира (в это верили и язычники), и даже не в Бога Ветхого Завета (как иудеи), и уж совсем не в то, что «что-то Высшее существует» (как многие верят сейчас), но в Иисуса Христа как Сына Божия, Распятого и Воскресшего. Если мы взглянем на Крещение в день Пятидесятницы, то в центре апостольской проповеди здесь находится именно провозглашение Воскресения Христова. Эта вера принимается слушателями апостола Петра, однако она не остается просто интеллектуальной, а требует действия, отсюда их вопрос «Что нам делать?» (Деян. 2, 37; ср. Деян. 16, 30; 22, 8-10). После этого апостол Петр «многими словами свидетельствовал и увещевал» (Деян. 2, 40), т. е. катехизически подготавливал уверовавших ко Крещению, которого они вскоре после «принятия слова» (2, 41) сподобляются.

1 (1)

До 313 г. внешние условия существования христианской Церкви являлись очень сложными: число ее последователей в языческом мире в процентном отношении было не слишком большим, она не имела никаких юридических прав, время от времени власти начинали жестокие гонения. На первый взгляд кажется логичным, что христиане должны были бы сразу же принимать в члены общины любого выразившего такое желание, чтобы обеспечить количественный рост своих общин и тем самым способствовать христианизации общества. Однако, Церковь пошла по принципиально иному пути и создала детально разработанный пастырский институт катехумената, направленный, прежде всего, на качественную подготовку каждого желающего приступить к таинству Крещения. Именно во II-III вв. происходит структуризация катезихической подготовки и она получает свою полностью законченную форму.

В отношении кандидатов к Крещению Церковь действовала прагматично, понимая, что первый порыв новообращенных был зачастую лишь порывом, который мог исчезнуть так же быстро, как и появился. Поэтому обращенные требовали научения и испытания для истинного вступления на путь духовного роста, прежде чем они сознательно становились членами Церкви. Основной акцент делался здесь на нравственное обращение, на изменение образа жизни как выражение внутреннего обращения к Богу.

Начало IV в. ознаменовалось для христианства принципиальным изменением характера отношений с государством. Из «нелегальной» религии христианская Церковь стала в 313 г. официально разрешенной, а впоследствии и получила привилегированное положение в империи. Христиане впервые получили уникальную возможность открыто проповедовать и исповедовать свою веру, не опасаясь языческих гонений. Однако, такое изменение ситуации вызвало и новые серьезные пастырские проблемы. Еще Ориген в свое время сожалел о прекращении гонений, так как они, по его мнению, способствовали формированию из катехуменов (оглашенных) христиан действительно «высокого качества», которые в случае необходимости, не раздумывая, были готовы принять смерть за свидетельство о Христе.

Одной из самых серьезных проблем катехумената в IV-V вв. стало откладывание Крещения на неопределенный срок. Такие катехумены уже назывались «христианами» после внесения своего имени в списки. Они могли присутствовать на Литургии оглашенных, вечерни и утрени, других службах, но многие из них довольствовались такой ситуацией практически всю жизнь, не стремясь к принятию Крещения. Епископы неустанно протестовали против таких искажений древней практики, подчеркивая, что, нося лишь имя, в действительности такие катехумены не были христианами, так как не пережили обращения ко Христу… Такое откладывание Крещения было вызвано не только ложными мотивами прихода в Церковь, но часто и высотой требований истинной христианской жизни по Евангелию, которая многим казалась недостижимой. Часто Крещение откладывалось до момента тяжелой болезни или даже до смертного часа, т. к. человек хотел очиститься от бремени своих грехов в Крещении непосредственно перед смертью, чтобы по возможности более незапятнанным (как он считал) предстать перед Богом. Против такого понимания выступает святитель Иоанн Златоуст: «Разве не высшая глупость откладывать принятие дара?»

Пытаясь сохранить институт катехумената в IV-V вв., Церковь была вынуждена изменить его продолжительность и структуру. Большинство родителей вносили своих детей в списки катехуменов сразу же после рождения, и, таким образом, вырастая, они могли находиться в этом своего рода «подвешенном» состоянии очень долго. Тем самым имя «катехумен» (слав. «оглашенный») постепенно утратило то значение, которое оно имело во II-III вв., т. е. прохождения двух- или трехлетней подготовки к Крещению. Церковь связала его с Великим Постом, время которого постепенно стало предназначаться для этого интенсивного предкрещального научения, по окончании которого следовало торжественное Крещение в пасхальную ночь.

Что касается дальнейшей истории развития катехумената, то, на фоне увеличивающегося числа Крещений младенцев он постепенно начал исчезать, начиная со 2 половины V в.-начала VI в. Ориентированный на сознательную подготовку ко Крещению взрослых, в такой изменившейся ситуации катехуменат как особый институт, очевидно, не мог существовать в том же объеме, как и раньше.

Сегодня мы переживаем «второе Крещение Руси». И очень хочется видеть, чтобы стремление к вступлению в Церковь было продиктовано изнутри каждого человека, а не внешними условиями. На мой взгляд, сегодня восстановить катехуменат в той мере, которая была в первые века христианства, неосуществимо. Как показал опыт, обучение против воли не приводит к желанному результату. Однако, легкомысленное отношение к таинству Крещения еще более недопустимо. Ведь когда человек становится членом Церкви Христовой, он ни на минуту не должен забывать, что его ответственность становится намного больше, т.к. он своей жизнью должен теперь доказать: он достоин нести звание Христианина.

    Парепко Николай,
студент I курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.