Митрополит Минский и Слуцкий

Некогда на одном столичном приходе произошел случай. Прихожанка местного храма пришла в недоумение от того, что вместо ожидаемого Митрополита приехал некий Филарет. Избавить некоторых наших читателей от путаницы в имени и званиях главы Белорусской Церкви позволит материал, в котором мы расскажем о возложенных на Владыку Филарета церковных послушаниях.

В Древней Церкви титул митрополита принадлежал правящему епископу, кафедра которого размещалась в столице одной из провинций Римской Империи. («Митрополис» в переводе с греческого—«мать городов»).

Первоначально митрополиты не имели административной власти над другими епископами, но позже этот титул стал присваиваться епископу, имеющему не только территориальное, но и руководящее преимущество, что стало следствием централизации и укрепления церковной власти. Уже на I Вселенском соборе (325 г.) юрисдикция митрополитов была окончательно определена: митрополит получил право созывать областные соборы, осуществлять надзор за церковными делами во вверенной ему провинции. Епископы, находившиеся в его ведении, должны были ему подчиняться. Митрополит совершал в сослужении двух или трех других епископов хиротонии архиереев на новые или освободившиеся епископские кафедры провинции.

В настоящее время в Русской Православной Церкви, частью которой является Белорусский Экзархат, сан митрополита является наградой, знаком признания продолжительного и плодотворного служения Церкви того или иного архиерея. При этом существует следующий порядок: сначала епископ удостаивается сана архиепископа, а уже архиепископ—сана митрополита. В одной и той же епархии правящим архиереем последовательно может быть и епископ, и архиепископ, и митрополит.

Итак, Митрополит—это одна из степеней епископского сана, а Филарет—имя, которое наш Владыка принял при монашеском постриге в 1959 г.

Что же входит в обязанности Митрополита Филарета как правящего архиерея Минской и Слуцкой епархии?

Одна из главных обязанностей епархиального архиерея—это совершение богослужений и организация богослужебной жизни в епархии, что очень непросто. В первую очередь приходится решать кадровый вопрос. Владыка Филарет отбирает кандидатов для рукоположения в священный сан, совершает хиротонии (рукоположения) во диакона и священника, назначает священнослужителей на определенные приходы. Далее Владыка наблюдает за тем, как совершают свое служение священнослужители, встречается с ними на епархиальных собраниях и лично.

Другая сторона непосредственных обязанностей епископа в области богослужебной жизни—организация приходов. Согласно действующему законодательству Республики Беларусь, каждая религиозная община должна быть зарегистрирована в Совете по делам религий и национальностей при Совете Министров Республики Беларусь. Это значит, что для того, чтобы начать совершение богослужений и/или строительство храма, священнику-настоятелю необходимо оформить с участием Владыки целый набор документов, пройти государственную регистрацию и затем постоянно контактировать с государственными органами, решать массу текущих проблем, что почти всегда делается при содействии Владыки Филарета.

Каждый шаг строительства нового храма происходит не без участия Владыки. Выделение территории, утверждение проекта, закладка первого камня—во всем этом Владыка участвует лично, нередко приезжая на строительную площадку без всякого предупреждения—чтобы увидеть, как идет созидание храма. Наконец, полное торжественное освящение храма также совершает сам Владыка. Впоследствии, каждый раз совершая Божественную Литургию, священник раскрывает антиминс (прямоугольный плат с изображением Погребения Христа и частицей мощей святых) и видит подпись Владыки, с благословения которого он может совершать богослужения в этом храме.

Кроме того, что Владыка Филарет организует богослужебную жизнь приходов епархии, он и сам совершает богослужения. Главным храмом епархии является Минский Свято-Духов кафедральный собор. Кафедральным он называется потому, что именно здесь Владыка совершает все самые важные богослужения: на Пасху, Рождество, на другие праздники и в памятные дни. В центре собора находится кафедра—невысокое квадратное возвышение, находясь на котором в отдельные моменты богослужения, Владыка Филарет оказывается в прямом смысле слова окруженным своей паствой.

В других приходах епархии Владыка совершает богослужения в торжественные дни престольных праздников. Каждый храм освящен в честь определенного праздника или святого, и день этого праздника или церковной памяти святого и является престольным для данного храма. Например, престольный праздник Петро-Павловского Собора—в день Святых Апостолов Петра и Павла (12 июля). В такие дни совершение Владыкой Божественной Литургии в приходском храме—особая радость для верующих.

В Древней Церкви в каждой общине был епископ. Сегодня в ведении одного епископа могут находиться десятки, сотни приходов. В Минско-Слуцкой епархии Владыка Филарет окормляет более 300 приходов. Тем не менее каждый из них одарен значительной долей внимания Владыки, и ни одно важное событие приходской жизни не происходит без его участия.

Духовенство с различными вопросами и каждый, кому необходима помощь Митрополита,—будь то бизнесмен, художник или рабочий—всегда могут к нему обратиться. За годы предстоятельства Владыки Филарета ощутимо увеличилось количество монастырей, приходов. Это плод кропотливого труда Митрополита и всей Церкви. Но самое главное—это то, что Владыка близок к пастве, понимает ее. Он сумел дать необходимое человеку, уставшему от духовного голода. Владыка умеет мудро, дипломатично приводить к согласию представителей власти, результатом чего является тесное сотрудничество Церкви и государства в деле духовного развития белорусской нации.

Говорить об учреждении братств, духовных училищ, Семинарии и Академии, о сотрудничестве со светскими вузами можно долго—и это будет еще не все. Нужно просто рассказать, как Владыка любит своих чад, своих питомцев, как он их выслушивает, понимает и благословляет. Мне рассказывали много интересных историй, позволю себе для штрихов к портрету Владыки Филарета привести несколько из них.

Приезжает Владыка в одну из церквей. Для прихожан храма визит был долгожданным, и к нему готовились заранее. Всё сделали, даже каравай специально испекли…И вот встреча состоялась, Владыка угощается караваем и говорит: «Наверное, ваша вера такая же крепкая, как этот хлеб».

А еще я сам однажды наблюдал и слышал неказистый звон старушки в подручные «железяки» на звоннице, но радость встречи архиерея передавалась даже этими обертонами. Владыка остановился на паперти храма и произнес: «Малиновый звон…», некоторое время слушая его.

Вот один пример того многого, что есть необыкновенного в нашем Владыке.

Владыка Филарет может своим словом поддержать, своим благодарением придать еще больше сил. Многие подчеркивают его умение наладить добрые теплые отношения между людьми—независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности. Молодежь любит Владыку за его содействие, за его понимание и помощь, о которой знают только они. Потому что Владыка живет не ради себя, а ради Бога, ради Его Церкви, ради нас с вами.

Вячеслав Рябица,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.