Штрихи к портрету Владыки Филарета

Возможность наблюдать в непосредственной близости деятельность Его Высокопреосвященства, его святительское и общественное служение появилась у меня, когда я был назначен его иподиаконом в 1995 году. Первое, что удивило,—это его неутомимая энергия, направленная на служение Богу и людям. Вспоминаются его слова, которые он произнес, рассказывая о своем служении в Германии: «…В то время я работал архиепископом в Берлине…» Мне, честно говоря, несколько резануло слух словосочетание «работал архиепископом», но Владыка вскоре пояснил: «Мне нравится это слово—работать: «Работайте Господу со страхом и радуйтесь Ему с трепетом…» Пожалуй, эти слова как нельзя лучше характеризуют стиль служения Владыки Митрополита.

Принимая участие в богослужениях, которые возглавляет Митрополит Филарет, нельзя не заметить, насколько трепетно он относится к тому, чтобы на богослужении все было «благообразно и по чину» (1 Кор. 14, 40). Владыка органически не может равнодушно воспринимать небрежное отношение к службе и ко всему, что относится к ее совершению. Его всегда расстраивают суета и разговоры в алтаре во время молитвы, нестройные выходы, небрежность к облачению и утвари, что, к сожалению, иногда имеет место. Будучи по природе своей человеком крайне тактичным и выдержанным, он не всегда произнесет это вслух, но внутренне это сразу чувствуешь и, конечно, сразу же стараешься исправить еще до того, как это будет озвучено.

Общественная деятельность Владыки Митрополита наполнена общением с людьми различного социального статуса, мышления и веры, людьми с самыми различными и порою непредсказуемыми чертами характера. Нередко случается, что к Владыке приходят с нарочито агрессивным настроением, и тогда это настроение ему приходится принимать на себя, гасить его терпением и участием. Именно эти качества помогают Его Высокопреосвященству разрешать даже самые напряженные конфликты. Чаще всего человеку, живущему в современном проблемном мире, нужно лишь одно—чтобы его выслушали с терпением и участием. После этого он просто не способен продолжать конфликт. Помнится, Владыка как-то сказал: «Человек должен уйти в мирном состоянии духа. Невозможно в чем-либо убедить его, если в душе у него нет мира».

Владыку Филарета отличает особая любовь к богословскому образованию, академической учености. Являясь председателем Синодальной Богословской Комиссии, Владыка очень активно трудится на ниве возрождения и расширения духовного образования. Во время стажировок за границей не раз доводилось слышать о том, что за Митрополитом Филаретом прочно закрепилась репутация человека, проявляющего деятельную заботу о своих студентах и регулярно направляющего их на обучение в богословские школы за рубежом. Для иллюстрации этих слов можно привести следующий пример: когда очередной курс приближается к выпуску, Владыка проводит организованную встречу с будущими выпускниками, где у каждого осведомляется о его планах на будущее и в соответствии с ними предлагает те или иные варианты, в том числе стажировки в богословских учебных заведениях Греции, Германии, Швейцарии.

Внимание к студентам проявляется также и в том, что, как это ни странно звучит, Владыке бывает очень трудно беспрепятственно пройти по коридору Семинарии к своему кабинету или аудитории. Как правило, по пути к нему подходят с вопросами студенты Семинарии и Академии, а также священнослужители, обучающиеся на заочном секторе. Несмотря на свою занятость, Владыка останавливается, уделяя каждому по несколько минут, и, в зависимости от ситуации, решает вопрос на месте или назначает встречу для более детального разговора.

Мне посчастливилось слушать лекции Митрополита Филарета, когда я учился на богословском факультете (ныне—Институт теологии) и в Духовной Академии. Преподавая Новый Завет, Владыка прежде всего знакомил нас с самим текстом Священного Писания, сопровождая его необходимым комментарием. Мы же, студенты, собирались на эти уникальные лекции для того, чтобы послушать, как надо читать Новый Завет…

С моим поступлением в Минскую Духовную Академию совпало поручение Владыки классифицировать издания в его личной библиотеке. Трепетная любовь к книгам является фамильной чертой рода Вахромеевых, и библиотека Митрополита Филарета представляет своего рода книжную сокровищницу. Нельзя не сказать, что ныне существующие библиотеки Минских Духовных Школ и Института теологии во многом состоят из изданий, переданных в дар Его Высокопреосвященством из своего личного собрания. Вплоть до сегодняшнего дня Владыка Митрополит, направляясь в Жировичи, всегда осведомляется, собрана ли очередная партия книг для академической и семинарской библиотеки.

Динамичный ритм, в котором проходит деятельность Митрополита по управлению Экзархатом, практически не оставляет времени на то, чтобы самому провести некоторое время за книгой. По признанию Владыки, это становится для него возможным «только на больничной койке», то есть во время прохождения планового лечения.

…Вспоминается случай, когда однажды после того, как Владыка принял уже всех посетителей и просмотрел все бумаги, я рискнул показать ему очередную партию только что переплетенного Журнала Московской Патриархии за прошлые годы. Подойдя к столу с журналами, Митрополит взял один переплет и стал его просматривать. Это была подшивка журналов тех лет, когда Владыка только-только стал епископом, а затем—ректором Московских Духовных Школ (1965-1966 гг.). Владыка сел за стол и стал перечитывать пожелтевшие страницы, зачитывая отдельные моменты вслух, вспоминая и показывая мне лица давно ушедших наставников и преподавателей… Это удивительное чтение длилось более часа, время давно перевалило за полночь, но Владыка не спешил откладывать переплет, и у меня в душе возникла тревога из-за того, что я невольно лишил святителя нескольких часов сна.

К дорогому человеку естественно испытывать искреннее чувство любви, к мудрому руководителю—строгое чувство уважения и почтения. Достаточно сложно бывает совместить эти два чувства по отношению к одному лицу. В случае с Владыкой Митрополитом это происходит практически всегда и почти со всеми. И это, как мне кажется, есть результат духовного преображения, а точнее—той колоссальной внутренней работы человека, однажды отдавшего себя служению Богу и людям, по слову Спасителя: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Чтец
Святослав Рогальский,
преподаватель Минских Духовных
Академии и Семинарии,
кандидат богословия

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.