Ступени жизни

Для Белорусской Православной Церкви 2005 год ознаменован двойным юбилеем ее предстоятеля—Митрополита Минского и Слуцкого Филарета. В этом году Владыка Филарет празднует семидесятилетие со дня рождения и сорокалетие своего епископского служения. Беларуси Митрополит Филарет отдал 27 лет жизни и архиерейского служения. За это время много изменилось в жизни нашего общества, но неизменным остается авторитет предстоятеля Белорусской Церкви.

В окружении Белорусского Митрополита нет тех, кто бы специально занимался созданием его положительного общественного образа, заботился бы о его популярности. Невозможно навязать или создать иллюзию того искреннего уважения и глубокого доверия, которое питают к своему Владыке священнослужители и миряне Белорусской Православной Церкви. Кто же он—глава Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви?

Кто-то называет Митрополита дипломатом, подразумевая под этим его стремление не расплескать и капли авторитета Церкви ради сиюминутных интересов. Кто-то говорит о нем как о человеке широких взглядов, готовом выслушать разные мнения и способном вести диалог с людьми, имеющими иную точку зрения. Но в то же время позиция Митрополита отличается твердостью в вопросах принципиальных. Он одинаково не поддерживает как крайний либерализм, так и неумеренный консерватизм. Неумеренный либерализм способен привести к расколам и кризисам. Чрезмерный консерватизм, напротив, способен превратить Церковь в гетто. Митрополит ведет свою паству царским путем.

Все это свидетельствует о предстоятеле Белорусской Церкви как о человеке, обладающем огромным жизненным опытом и мудростью. С этими качествами не рождаются, им учатся, их приобретают.

Жизненный путь будущий Митрополит начал в Москве. Кирилл Вахромеев родился 21 марта 1935 г. и был вторым ребенком в семье Варфоломея Александровича и Александры Федоровны. Его отец происходил из рода ярославских дворян Вахромеевых. Родители Владыки и в советские времена сумели сохранить веру и семейные традиции, что оказало огромное влияние на всю жизнь Кирилла. Его детские годы были временем сталинских репрессий и Великой Отечественной войны. «В нашем доме,—вспоминает сам иерарх в интервью нашему журналу,—и до войны, и во время нее частенько бывали священнослужители и старцы Аристоклий Афонский, Иларион, Исаия. Некоторые из них подолгу жили у нас… Нам была известна трагическая судьба этих людей—священнослужителей, которые вынуждены были ходить из дома в дом, из квартиры в квартиру…» (Интервью с Митрополитом Филаретом читайте в журнале «Ступени» № 4 (12) 2003). Знали ли преследуемые старцы-исповедники, что Промыслом Божиим сыну четы Вахромеевых суждено будет в будущем стать одним из главных созидателей гонимой тогда Церкви Христовой? Так, через христианское гостеприимство своих родителей малолетний Кирилл приобщался духу гонимого за Христа русского монашества и его исповедническому подвигу.

В 1943 году Кирилл Вахромеев был принят в школу. Свою веру в Бога Кирилл не скрывал от школьных товарищей, но и не выставлял напоказ. В школе, как вспоминает Владыка, знали, что у него на груди висит крестик. От вступления в комсомол Кирилл, будучи человеком церковным, отказался. Он хорошо сознавал, что перспектива высшего образования для него становится теперь весьма призрачной. Тем не менее, Кирилл, обладая определенными способностями, решается поступать в институт иностранных языков. Но, как и следовало ожидать, некомсомольца Вахромеева даже не допустили к сдаче вступительных экзаменов.

Тогда Кирилл избирает иной путь и начинает готовиться к поступлению в Московскую Духовную Семинарию. Но и здесь его ждали препятствия: власти не допускали в Духовную Школу представителей столичной интеллигенции. Проблема была разрешена лишь благодаря личному ходатайству Патриарха.

Годы учебы в Семинарии Митрополит вспоминает с теплотой: «Учился я прилично. Не буду говорить, что уж очень хорошо, потому что были церковные послушания, поездки. А потом я был привлечен Владыкой Питиримом, тогда еще просто диаконом Константином Нечаевым, на послушание иподиакона. Все годы обучения в Семинарии я служил иподиаконом у Патриарха Алексия I. Это было ответственно и очень памятно по сей день. Патриарх «лепил» меня как личность, многому научил».

Нужно ли говорить о том, как не просто было возглавлять Святейшему Патриарху Алексию гонимую Русскую Церковь, какая мудрость и дипломатичность требовалась от него. Кирилл Вахромеев усваивал и развивал в себе те качества, которые видел в Первоиерархе и учителе.

В 1957 году Кирилл Вахромеев поступил в Московскую Духовную Академию. А в 1959 он решается на жизненно важный шаг—принятие монашества. В постриге ему было дано имя Филарет, в честь святого праведного Филарета Милостивого. На Вербное Воскресенье, в апреле того же 1959 года, Святейший Патриарх Алексий I рукополагает монаха Филарета за праздничной Литургией в иеродиакона.

Следующей вехой в жизни стал 1961 год, связанный с окончанием Московской Духовной Академии и началом преподавательской и административной деятельности иеродиакона Филарета (Вахромеева) в Московских Духовных Школах. Четырнадцатого декабря 1961 года, за Божественной Литургией в Крестовой церкви Патриарших покоев Троице-Сергиевой Лавры, освященной в честь святого праведного Филарета Милостивого, Святейший Патриарх Алексий I рукоположил иеродиакона Филарета в иеромонаха.

Шестидесятые годы были временем активной церковной, общественной и педагогической деятельности отца Филарета. Он назначается на ключевые административные должности в Московских Духовных Школах, принимает участие в международных конгрессах и конференциях, состоит секретарем Синодальной Комиссии по христианскому единству, решением Синода включается в состав Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью.

Активная и успешная деятельность отца Филарета была по достоинству оценена Церковью. 8 октября 1965 г. на заседании Священного Синода архимандриту Филарету определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии. А 23 октября 1965 г. в храме Ленинградской Духовной Академии состоялся чин наречения архимандрита Филарета во епископа Тихвинского. На следующий день в Троицком соборе Александро-Невской Лавры была совершена епископская хиротония отца Филарета.

14 мая 1966 года епископ Филарет назначается Ректором Московских Духовных Академии и Семинарии и получает титул епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С марта 1969 г. Преосвященный Филарет становится членом Комиссии Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных сношений, затем ее секретарем. Прием иностранных делегаций был важнейшей задачей Ректора. Постоянные визиты иностранцев в Троице-Сергиеву Лавру способствовали возврату зданий, некогда принадлежавших Семинарии. Немалая заслуга в этом принадлежала епископу Филарету.

18 апреля 1973 г. архиепископ Филарет получает от Священного Синода назначение на Берлинскую кафедру с титулом архиепископа Берлинского и Среднеевропейского, Патриаршего Экзарха Средней Европы. Владыка не только руководил зарубежными приходами, но и представлял перед Западным миром Русскую Православную Церковь. Благодаря своей энергичности и таланту общения с разными людьми, архиепископ Филарет весьма успешно справляется с теми задачами, которые на него возложила Церковь. Спустя два года после назначения на такое ответственное и важное послушание, архиепископ Филарет за ревностное служение Матери-Церкви был возведен в сан Митрополита.

Служение Митрополита Филарета в Белоруссии началось в 1978 году. Патриарх Пимен и Священный Синод назначили Митрополита Филарета на Минско-Белорусскую кафедру и оставили за ним обязанности Патриаршего Экзарха Западной Европы. В Белоруссии тогда была лишь одна епархия, в состав которой входило примерно 300 приходов и один Свято-Успенский Жировичский монастырь. Митрополит Филарет с присущей ему энергией начинает постепенно улучшать положение вверенной его управлению Церкви.

В 1981 году талант и опыт Митрополита Филарета был востребован Церковью еще для одного ответственного служения. Владыка назначается председателем одного из самых важных Синодальных отделов— Отдела Внешних Церковных Сношений (ОВЦС). В этой должности Митрополит Филарет выступает главным организатором Всемирной конференции «Религиозные деятели за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», которая состоялась в Москве в мае 1982 г. Он был председателем Международного подготовительного комитета, а во время проведения председательствовал на Всемирной конференции. В это время активно развиваются контакты с Союзом Евангелических Церквей Германии, с Католической, Англиканской Церквами. Русская Православная Церковь начинает более активно участвовать в деятельности Всемирного Совета Церквей.

В 1984 г. Митрополит Филарет по собственному желанию освобождается от должности Экзарха в Западной Европе.

Самое активное и непосредственное участие Митрополит Филарет принял и в организации мероприятий, посвященных 1000-летию Крещения Руси. Празднование этого события стало точкой отсчета активного восстановления Церкви после многолетних гонений и притеснений.

Все большего внимания требовала и возрождающаяся Белорусская Церковь. В связи с расширением деятельности Белорусского Экзархата, Митрополит Филарет подал прошение об освобождении его от должности председателя ОВЦС. Благодаря ходатайствам Владыки Филарета статус Минской епархии повысился. В 1989 г. был образован Белорусский Экзархат, и Митрополита Минского и Гродненского Филарета Священный Синод назначил Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

В Беларуси начинается возрождение древних епархий, возобновляет свою деятельность Минская Духовная Семинария, открываются монастыри и храмы. Рост Церкви вызывал к ней все больший интерес общества. Какой будет эта возрождающаяся Церковь? Какое положение займет она в обществе? Эти вопросы звучали особенно злободневно по той причине, что возрождение Церкви совпало со временем сильнейших политических, социальных и общественных потрясений. Религиозный фактор оказывал большое влияние на формирование постсоветского общества, и от того, какую позицию займет самое крупное и самое авторитетное религиозное объединение в республике, зависело немало. Религиозно-этнические разногласия буквально раскалывали политическую и общественную жизнь ближайших соседей. Предпосылки для разногласий имели место и в Беларуси. Огромная ответственность лежала на Предстоятеле Белорусской Церкви. Митрополит Филарет, обладающий богатым жизненным, организаторским и административным опытом, оказался человеком на своем месте. Белорусская Церковь заняла в обществе созидательную позицию диалога и добрососедства. Проявляя личную инициативу и делая первым шаг навстречу, Митрополит Филарет приглашает к диалогу представителей науки, культуры и образования. Церковь возрождает свое социальное служение, помогая людям, оказавшимся вследствие экономических потрясений или экологических катастроф на периферии общества. Этот курс оказался верным и в самой жизни доказал свою правильность.

Перешагнув столь значимые исторические события и свои юбилейные даты, Владыка Митрополит не менее энергично продолжает трудиться на ниве Христовой. Миллионам людей в нашей стране и за ее пределами знакомо имя Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, тысячи знают его лично, вдохновляются его примером и питают к нему самые теплые чувства. За свое многолетнее служение Митрополит Филарет был удостоен множества наград. Но, пожалуй, самая большая его награда—это Белорусская Церковь в лице многих тысяч священнослужителей и сотен тысяч мирян, возносящих молитвы за своего Предстоятеля.

Г. В. Рой,
преподаватель Минских Духовных
Академии и Семинарии,
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.