Памяти игуменьи Неониллы

1 (1)Последнее целование, последний прощальный взгляд на матушку настоятельницу сестер осиротевшей обители: «Со святыми упокой, Христе, душу усопшия рабы Твоея, схиигумении Неониллы…»

На Земле остается память об ушедшем от нас дорогом человеке: о доброй монахине, о духовной водительнице, о справедливой настоятельнице и труженице…Это все память о трудах, она когда нибудь раствориться в потоке времени и дел. Но только на Небе наконец-таки состоялась главная встреча, встреча души с Господом, ради Которого был прожит весь человеческий век. И этой встречи не будет конца! Но может ли такое быть? Да, может—в монашеском послушании.

Вот как оно начиналось

Схимонахиня Неонилла, в миру Ярешко Нина Тихоновна, родилась 11 января 1932 года в селе Городище Борзнянского района Черниговской области в семье священника. После 10 классов закончила медицинское училище № 4 при 4-ой городской клинической больнице г. Москвы, по специальности фельдшера.

В 1956 году будущая игуменья поступила в Свято-Успенский Пюхтицкий женский монастырь. И с этого времени жизнь «в миру» поменялась на «в мире с Господом», когда молоденькая девушка стала монахиней Неониллой. И теперь всю последующую жизнь можно описать двумя словами: «послушание Церкви».

Послушание

1 (1)

В Пюхтицком монастыре матушка провела 33 года. Это было время работы над собой, подвиг молитвенного труда. Так вспоминает о почившей матушке игуменья Вера, настоятельница Гомельского Свято-Тихвинского женского монастыря: «Матушка Неонилла была великой молитвенницей. Всех сестер она учила молиться и почитать Царицу Небесную. И мы, видя ее молитвенный труд, понимали, что это не просто слова—матушка жила одним Богом».

…В августе 1989 года жизнь игуменьи Неониллы сильно изменилась. Теперь ей было дано новое послушание—учить послушанию других. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, она получила назначение на должность настоятельницы Свято-Троицкого женского монастыря Винницой епархии.

Воинство духовное, монахи, не только всегда готовы к бою с духами поднебесными, но, если скажет Мать-Церковь, готовы переехать даже на край света.

26 августа 1992 года игуменья Неонилла была переведена на должность настоятельницы Свято-Тихвинского женского монастыря г. Гомеля. Потом неподалеку от него было другое послушание в г. Добруше. Там матушка помогала пожилым людям, духовно окормляла их.

В мае 1996 года игуменью Неониллу переводят в Минскую епархию для строительства нового женского монастыря в д. Домашаны, где она и скончалась 13 апреля 2005 года в возрасте 73 лет, незадолго до смерти приняв постриг в великую схиму.

О ее последних днях нам могут рассказать воспоминания игуменьи Антонии: «За две недели до смерти матушка меня принимала, несмотря на то, что была уже очень слаба, но как всегда встретила с любовью. Весь день посвятила мне: духовно укрепляла и благословила иконкой преподобного Антония Оптинского. До последнего дня матушка беспокоилась за сестер, за духовных чад. Сама немощная, но духом крепкая, всегда помогала и поддерживала».

На отпевании Высокопреосвященнейший Митрополит Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, сказал: «Последнее десятилетие земного служения схиигуменья Неонилла провела в трудах и молитвах по устроению Свято-Иоанно-Богословской обители. Матушка столько преуспела в этом воистину крестном делании, что снискала высокое уважение и искреннее почтение у всех, чей жизненный путь соприкасался с ее монашеской стезей. Она была поистине старицей, которая приобрела нашу христианскую любовь. Господь да ублажит, упокоит ее и с праведными сопричтет».

Воспоминания об игумении Неонилле

Редко кому удается, но ей удалось зажечь три лампады, три светильника—три женских монастыря. Один монастырь на Украине, другой монастырь в Гомеле и третий монастырь—здесь, в Домашанах. Она создала замечательный монастырь, в котором царит дух послушания, дух мира и дух любви. Здесь сестры—единомысленны и все совершается по чину, устроенному и переданному нам святыми отцами. И когда мы бываем в этом монастыре, когда мы смотрим на этих сестер, видно, что они — воспитанницы матушки Неониллы.

Хочется верить, что как на земле матушка Неонилла пеклась за свои обители — она до мелочей организовывала и богослужения в обители, вела строительство и заботилась о быте сестер, — точно также она будет ходатайствовать перед престолом Божиим, за то чтобы эта обитель существовала. И не только существовала, но процветала, потому что она будет вечной ходатаицей и молитвенницей за эту обитель

Игуменья Вера, преемница игуменьи Неониллы

«Терпения, с которым схиигумения Неонилла проходила свой монашеский путь, хватило бы не на одну жизнь. Матушка говорила, что жизнь монашеская скорбная, но и отрадная: никакая земная печаль или радость не могли уязвить сердце, которое было занято Господом. 33 года трудилась матушка в Святой обители и все эти годы каждый день читала акафист Успению Божией Матери, какой бы усталой ни пришла с послушания».

Монахиня Нонна

«Кем была для нас в этой жизни матушка?—Матерью, наставником, путеводной звездой. Она была светильником горящим и светящим, и мы хотели хоть на малое время погреться от ее света. Умела матушка простым и добрым словом наставить и утешить, многим помогала своею молитвою.

«Все отдай, чтобы совесть твоя была яркой пред Богом,»—учила матушка. И сама все отдавала, все свои силы, нисколько не жалея себя. В последние дни своей жизни матушка была как ребенок—от нее веяло тихостью, так что уходить от нее не хотелось, а хотелось смотреть на нее, быть рядом с ней».

   Монахиня Саломия,
келейница игуменьи Неониллы

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.