Почему Бог допускает войну?-

1 (1)Война—это смерть и страдания, невинных, зачастую, людей. Казалось бы, неужели всемогущий Бог не может сделать так, чтобы не было войн на земле? Чтобы дать ответ на этот вопрос, сначала нужно выяснить, откуда возникло в нашей жизни зло.

Откуда зло?

Что больше всего мы ценим в дружбе? Правильно, искренность. Искренние отношения свободны от всякого расчета, соображений пользы. В отношениях с человеком Бог также ценит прежде всего искренность. Искренне дружить с Богом человек может только свободно. Но чтобы выбор дружбы с Богом был свободным, должна быть возможность и выбора «недружбы» с Богом. Дружба с Богом—добро для человека, источник его счастья. Выбирая «недружбу» с Богом, человек избирает зло, совершает грех. «Недружба» с Богом, то, что мы привыкли называть «безбожием», и является причиной зла в нашей жизни.

Человек, живущий «безбожно»,—проводник зла в нашей жизни. Даже если человек называет себя христианином, но живет без Бога—он безбожник в самом главном смысле этого слова.

Почему же Бог не пресекает зло—выбор человеком необщения с Собой? Бог уважает свободный выбор каждого человека, даже если он Ему не нравится.

От маленькой вражды к большим конфликтам

Война начинается не с артподготовки и ракетно-бомбовых ударов. Она начинается с наших ежедневных маленьких попаданий мимо цели—промахов—наших свободных выборов зла. Как это? Мы хмуро отвечаем на приветствие соседа, огрызаемся на замечание коллеги, ругаемся в переполненном транспорте в час пик… Поссорившиеся супруги не разговаривают друг с другом, разругавшиеся друзья не здороваются, конкурирующие сотрудники пишут доносы друг на друга. Новый «вождь народа» решает, что его народу не хватает жизненного пространства, а другой хочет, чтобы другие разделяли его понимание мира. Все. Без исключения. Кто-то имеет свое мнение? (Что бывает дальше—см. начало абзаца).

Как так? Почему Бог допускает таким людям безнаказанно творить зло?—удивляемся мы. Уважает свободный выбор, повторимся, не дерзает его нарушить. Зло можно избежать, его можно не выбирать, но, тем не менее, добро не есть добро, если оно не выбрано свободно.

Война очищает и воспитывает

Но где же всемогущество Бога? Неужели Он совсем не может ничего сделать? Не совсем так. Вспомним народную мудрость: «Нет худа без добра». Народ, обладающий духовной культурой, всегда находит причины того, почему на его территории оказался агрессор, почему война пришла и в его дом. Определение этих причин и позволяет увидеть добро в «худости» войны.

Бог признает: война это однозначное зло, избранное конкретными людьми. Они приносят это зло другим людям, которые страдают. Однажды избранная одними людьми «недружба» с Богом—зло, грех—многократно приносит страдание другим людям. Страдания невинных людей—следствие безбожия тех, кто творит зло. Человечество—единый организм, и, как и в организме отдельного человека, болезнь одного органа сказывается и на других органах, так и в человечестве, духовная больезнь, грех, нескольких людей отражается на всех. Ничего не поделаешь.

Человек духовной культуры, человек внешние бедствия воспринимает как намек свыше: пора приниматься за дело, пора становиться лучше! Но только друг поймет намек!.

Как сохранить мир?

Что же делать тем, кто хочет сохранить мир? Мы все понимаем, как трудно решить эту проблему. Иисус Христос так отвечает на этот вопрос: «Блаженны миротворцы, ибо они нарекутся сынами Божьими» (Мф. 5, 9). Бог призывает человека к творчеству, результатом которого должен быть мир. Но начать это творчество нужно, как ни странно, с себя, со своих взаимоотношений с Богом и другими людьми. «Ну что, все воюете?»—спрашивает меня знакомый про мои отношения с соседом. «Да нет, уже дружим!» Противоположность войне—дружба, а не мир. Мир—следствие дружбы. Там, где нет дружбы, пахнет войной. Дружба с Богом—источник дружбы с людьми, причина мира между людьми. Но пока есть люди, в силу своего греховного выбора приносящие зло другим, придется физически бороться с последствиями их выбора.

    Александр Карпук,
студент I курса МинДС

Дорогие читатели! Редакция приглашает Вас высказаться на данную тему.
Ждем Ваших писем.

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.