Подвиг народа

1 (1)Отзвуки залпов победного салюта сорок пятого года и сегодня трогают наши сердца. О тех славных годах народного подвига снято множество кинофильмов, написано тысячи книг. Рядом с нами живут герои и участники той войны. К сожалению, их становится все меньше. Но пока мы храним мир и благодарную память о жертвенном подвиге наших дедов, отцов и матерей, боль войны для них будет приглушаться сознанием того, что они недаром проливали кровь за свою Родину.

Бессмертие подвига наших предков в Великой Отечественной войне мы видим прежде всего в том, что благодаря одержанной ими победе мы получили право на мир и свободное существование на земле. Ведь поражение в борьбе с фашистской Германией принесло бы для нас не только государственную, но национальную и социальную катастрофу. Гитлер заявлял перед членами руководства нацистов, что славяне созданы лишь для того, чтобы работать на немцев. По планам Гитлера, Беларусь, например, должна была стать колонией Третьего рейха, которая служила бы экономическим интересам Германии в качестве ее аграрно-сырьевого придатка. Исход Второй Мировой войны определял судьбы миллионов людей разных держав, судьбы их общественных систем. Историческое значение победы заключается в том, что был уничтожен фашизм, выступавший не за передел мира, который был целью Первой Мировой войны, а за установление мировой гегемонии.

Но есть в подвиге народа еще нечто, для нас не совсем заметное. К заслугам человека, пережившего период лихолетья, можно отнести не только его личный вклад в общую победу на полях сражения или в тылу. Подвиг людей заключался уже только в том, что они смогли вынести бремя войны, оправдав свое человеческое достоинство, не позволив животному страху поработить все их мысли, поступки и направить их на попрание своей совести и предательство Родины. Люди духовно и нравственно очищались через скорби, жертвенные поступки во благо Отечества и ближнего.

Можно дифференцированно подойти к осознанию подвига народа, выделив героизм и мужество воинов-освободителей, с одной стороны; содействие мирного населения армии в борьбе с врагом и стойкость простых людей—с другой. Но, наверное, более оправданным будет признание их общей заслуги перед Родиной. Без единого стремления оказать самое упорное сопротивление врагу невозможно было рассчитывать на успех в войне.

Задачей солдата было не только победить врага, не предать свою Родину, соотечественников и близких. Он обязан во всех случаях проявлять человечность. Врагом для воина должно быть зло, носителем которого в войне является агрессор. Но нельзя допустить, чтобы вся ненависть солдата обращалась на самого человека как личность. Кровавая месть зачастую в войнах несправедливо оправдывается, и самое гнусное, если она применяется в отношении невинных жертв.

1 (1)

Почти немыслимым подвигом было выжить в тех условиях, не потеряв человеческого облика. Но и тот, кто выживал, как правило, попадал на иные мытарства. Сталин считал всех военнопленных изменниками. Подписанный им 16 августа 1941 года приказ №270 называл их дезертирами и предателями. Семьи попавших в плен командиров и политработников подлежали аресту и ссылке, а семьи солдат лишались пособий и помощи, что обрекало их на голод. Многие из 1,8 млн. бывших пленных, вернувшихся в СССР, оказались в ГУЛАГе.

Подвигом было выжить в годы Отечественной войны и для нашего мирного населения. Каждый человек мог выбрать одно из двух: преданность своей Отчизне или ее предательство. Первый из них обрекал человека на муки ожидания, голода, изнурительных работ в тылу или в плену. А путь предательства обманывал ложным представлением о возможности сохранения жизни. Напрасно некоторые жители наших земель встречали немцев как освободителей. Прежде всего это относилось к крестьянам, которым ненавистны были созданные советской властью колхозы. Вряд ли широкий масштаб принимало такое настроение мирного населения, поскольку для большинства советских людей социально-политический строй, который сложился до начала войны, представлялся легитимным, справедливым. Но свидетельства ожидания «освободителей от красных узурпаторов» есть, и они говорят сами за себя… «Родина-острог отомкнется лишь рукой врага»,—этими словами поэт Даниил Андреев образно выразил надежды всего народа на перемены в жизни. После того, как Гитлер объявил, что немцы идут в качестве освободителей, в городах и селах их встречали весьма дружелюбно. «Гитлер—освободитель»,—гласила надпись на портретах фюрера, которые висели на стенах и заборах в большом количестве. Но радость освобождения от большевиков у людей быстро сменилась на ужас и панику. Около 5 миллионов. советских граждан были отправлены на принудительные работы в Германию. Повсеместно солдаты СС и вермахта творили насилие над мирным населением: угоняли молодежь, грабили личное имущество советских граждан, жестоко расправлялись с теми, кто пытался сопротивляться их бесчинствам.

Тех, кто оказывал содействие советским солдатам и партизанам, беспощадно уничтожали. Но мирное население становилось и невинными жертвами. Например, в ответ на действия партизан, минировавших дороги и нападавших на военные гарнизоны, фашисты расстреливали мирных жителей как заложников и сжигали целые деревни. Символом этих преступлений стала белорусская деревня Хатынь. Таких сожженных деревень были сотни.

Какими ранами отразилась война на душах детей? Она заставила их с самых ранних лет, когда радость жизни чувствуется особенно, а смерть кажется чем-то неестественным и ненастоящим, увидеть лицом к лицу весь ужас воплощения таящегося на земле зла. Разруха, холод, голод, кровь, смерть на каждом шагу—такими недетскими картинами рисовался еще новый для юных созданий мир. Детям постарше приходилось выполнять в тылу за станками рабочие нормы взрослых. И кто-то из них был единственным кормильцем в доме. Те дети, которых фашисты увозили в концлагеря, часто становились жертвами всевозможных опытов, и немногим удавалось выжить. В Жировичах я как-то встретил женщину, которая, будучи еще ребенком, пережила блокаду Ленинграда. Более всего из ее рассказа о войне меня впечатлили слова: «Даже если я сыта, меня мучит желание съесть простого хлеба». Память долго хранит такие свидетельства, а сердце очень чутко отзывается на чужую боль.

Уходят в жизнь вечную последние наши ветераны, поправшие знамена фашизма. Из живых свидетелей того времени больше осталось тех, кто войну запечатлел детскими глазами. Церковь помнит и молится за своих чад, ушедших в вечность и живых, души которых покалечены трагедиями лихолетья. Они отдали Богу свою десятину поста: 1418 дней и ночей войны. Ведь им приходилось терпеть голод в период восстановления после разрухи. Неизвестно, сколько людей на войне могли отречься от навязываемой коммунистами идеологии атеизма и с надеждой молитвенно обратиться к Богу. Кто знает, какой искренностью и верой дышали эти молитвы, как они влияли на ход военных событий. Для человека в тяжелое время атеизма и военной разрухи исповеданием веры можно было считать тайное крещение своих детей, ношение нательного крестика или маленькой иконки где-нибудь в потайном кармане, почитание церковных праздников… Мы не должны забывать и об этих тайных подвигах людей во имя Бога и своего народа. Наш долг—молиться за них. К этому побуждает простое чувство благодарности за их жертвенный подвиг. Всем нам суждено встретиться в вечности. И как мы сможем смотреть в глаза тем, кто пролил за нас свою кровь, если наша жизнь будет недостойна их подвига, недостойна их жертвы.

Мы ответственны перед ними своей жизнью. Чтобы не нарушить завоеванного дорогой ценой мира на нашей земле, как набат должен звучать голос жертв сожженной Хатыни: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь, и Родину нашу, и Вас, дорогие…Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на нашей земле…»

   Евгений Свидерский, 
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.