Епископ Климент (Верниковский)

hram_1Вспоминая славных выпускников Минской Духовной Семинарии, ее прошлое, нельзя не рассказать об одном из них, а именно епископе Клименте (Верниковском). Если задаться вопросом, много ли выпускников нашей Семинарии стало иерархами, то окажется, что совсем немного, а из выпускников Семинарии дореволюционного периода нам известен только один, и именно владыка Климент. Тем дороже для нас его имя и, думается, тем интереснее будет узнать об этом человеке, а это был человек замечательный, горевший деятельной любовью к Богу и ближним. Хотя владыка Климент прожил недолгую жизнь, он сумел оставить о себе память, которая и сегодня свидетельствует о его искреннем служении и не дает забыть его доброго имени.

Епископ Климент, в миру Константин Александрович Верниковский, родился 2 февраля 1863 г. в бедной семье псаломщика с. Погорелого Игуменского уезда Минской губернии. Первоначальное образование Константин Верниковский получил в Минском Духовном училище и в 1880 г. поступил в Минскую Духовную Семинарию. Как сын бедных родителей, будущий владыка очень рано узнал, что такое нужда и лишения. Тем не менее привольная жизнь более обеспеченных сверстников и товарищей никогда не вызывала в нем ни зависти, ни чувства недовольства. Отличительными чертами его характера были благодушие, незлобие, кротость, тонкая деликатность и готовность помочь каждому. Когда Константин учился на третьем курсе, неожиданно скончался его отец. Со смертью кормильца и без того бедная семья Верниковских оказалась практически лишенной всяких средств к существованию, так что на Константина невольно ложилась обязанность о материальном поддержании своей осиротевшей семьи. Не находя выхода из трудного положения, он решает оставить учебу в Семинарии и хлопотать о приискании какой-либо службы. Естественно, что на этом его духовное образование могло бы навсегда закончиться, но, к счастью, нашлись добрые люди, которые оказали их семье материальную помощь и тем самым дали Константину возможность продолжить учебу.

Блестяще окончив в 1886 г. семинарский курс, Константин Верниковский, как наилучший студент своего выпуска, был послан на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. Студенческие годы учебы его в Академии совпали с ректорством в ней Преосвященного Антония (Вадковского), человека замечательных внутренних качеств и культуры, заметно оживившего в свое время академическую жизнь. В те же годы инспектором Академии был молодой, энергичный, талантливый иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Киевский митрополит. Как владыка ректор, так и отец Антоний (Храповицкий) были известными в Петербурге проповедниками. Под их влиянием среди студентов Академии значительно развилось стремление и любовь к проповеди. Всякое выдающееся явление — из общественной или академической жизни — немедленно подвергалось пастырскому обсуждению в речах Преосвященного ректора, которые «он так любил держать перед студентами иногда и за богослужением, а чаще всего во время ежедневных собраний студентов для утренней и вечерней общей молитвы», и в задушевной беседе отца Антония, который жил в здании Академии и вел со студентами самое широкое знакомство. Своим живым словом они умели направить юношеские сердца к самым высоким идеалам и благородным устремлениям. Замечательно, что именно те годы дали наибольшее число студентов Академии, принявших монашеский постриг.

Видимо, не без влияния отца Антония (Храповицкого) Константин Верниковский решил посвятить себя монашеству. В начале четвертого курса (16 сентября 1889 г.) он принял постриг с именем Климент и через некоторое время был рукоположен в иеромонаха. Вот как вспоминает о Верниковском в студенческие годы один из его однокурсников Г. Георгиевский: «В Академии Константин Александрович очень скоро привлек к себе любовь и уважение всех своих товарищей. Все поражались его уравновешенностью и разделяли общее сочувствие к нему. Врагов у него не было совсем; не было ни с кем и простых недоразумений. Он был центром для своего землячества (белорусского — Г. Щ.) по всему Петербургу. К нему постоянно шли учащиеся всех петербургских учебных заведений, и он умел не только руководить малоопытными, но и находить материальную помощь для неимущих. Он всегда был занят, не терял напрасно ни минуты и после науки весь отдавался людям, общению с ними, помощи им».

В последний год учебы в Академии отец Климент принял активное участие в деятельности организованного Антонием (Храповицким) академического кружка «студентов-проповедников», ведшего внебогослужебные религиозно-нравственные чтения в школах, общественных помещениях, тюрьмах, ночлежных домах. В частности вместе со своими однокурсниками иеромонахами Сергием (Страгородским), будущим Патриархом, и Германом (Ивановым), будущим епископом Люблинским, он вел беседы в «литовской» женской тюрьме, находившейся на углу Офицерской улицы и Крюкова канала. Нигде и никогда ему еще не приходилось встречать такого глубокого, сердечного отклика и таких трогательных знаков благодарности, как там. Первая же беседа в «литовской тюрьме» произвела на отца Климента такое сильное впечатление, что он, по воспоминаниям очевидца, ни о чем не хотел говорить, долго не мог успокоиться и только повторял: «Плачут, целуют руки…»

Окончив в 1890 г. Академию со степенью кандидата богословия, иеромонах Климент был назначен инспектором Холмской Духовной Семинарии, а через год ее ректором с возведением в сан архимандрита. Всего два года пробыл отец Климент в Холмской Семинарии, но успел за это время соорудить в ней храм, улучшить положение учащихся, устроить библиотеку.

15 июля 1892 г. архимандрит Климент был переведен ректором Семинарии в Москву. Со свойственной ему энергией и выдающимися реформаторскими способностями он и здесь целиком отдался усовершенствованию всех сторон семинарской жизни. В Москве архимандрит Климент благодаря своим замечательным внутренним качествам очень быстро приобрел множество почитателей, с помощью которых привлек щедрые пожертвования на переустройство и великолепную художественную отделку семинарского храма. Его заботами в Московской Семинарии было усилено строго церковное направление строя жизни учащихся и поднято на должную высоту их церковное ораторство, было упорядочено внеклассное чтение воспитанников, расширена ученическая библиотека и найдены средства для ежегодного пополнения ее новыми книгами по всем направлениям духовного образования. Улучшена была также и внешняя сторона жизни учащихся, а для преподавателей Семинарии приобретена в постоянное пользование удобная дача с участком. Трудами отца Климента, при деятельном участии московского композитора В. П. Войденова, было заметно усовершенствовано пение семинарского хора. Кроме того, на широких началах было организовано обучение воспитанников Семинарии музыке, в результате чего появился большой оркестр — значительный по количеству и составу инструментов, нередко исполнявший такие сложные композиции, как оратории Гайдна, «Requiem» Моцарта и др.

К сожалению, та кипучая деятельность, которой заполнял свою жизнь архимандрит Климент, сказалась на его здоровье. В 1897 г. ввиду болезненности он вынужден был оставить духовно-учебную службу, и с целью поправления здоровья определен настоятелем церкви при Императорском Российском посольстве в Рим. Но и в Италии отец Климент оставался таким же деятельным человеком, как и в России. В течение своего пятилетнего пребывания в Риме он всегда был центром кружка многочисленных русских туристов, главным образом москвичей, обычно проживавших в Италии в зимние месяцы. Его торжественные богослужения, исполненные величия и благолепия, привлекали в посольский храм большие массы богомольцев — как русских, так и греков и славян, живших в Риме.

vnutriАрхимандриту Клименту принадлежала идея строительства православного храма в самом центре западного христианства. Еще с самого начала своего настоятельства он заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 г. он начал сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим свою «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. Для сбора средств отец Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергия Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников (всего 265.000 итал. лир), а граф Л. А. Бобринский пообещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta). Однако, к сожалению, положенный архимандритом Климентом почин не был завершен — политические события последующих лет и главным образом революция 1917 г. не позволили совершить строительство храма. Идея эта возродилась вновь уже в наши дни, и сегодня Русской Православной Церковью создан специальный Фонд для строительства русского православного храма в Риме.

Своим ревностным служением архимандрит Климент привлек к себе внимание высшего церковного начальства и был выдвинут для посвящения в епископский сан. Весть о своем назначении во епископа он получил в то время, когда вместе с русскими паломниками направлялся в Латеранский собор в Риме. В благоговейном страхе и безмолвии вошел он тогда в величественную базилику св. Иоанна Предтечи и там, у главного престола, в сени которого хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла, мысленно сказал себе: «Да будет на мне воля Божия» и после этого с горячей слезной молитвой просил себе у Господа небесной помощи и предстательства Его святых первоверховных апостолов.

26 мая 1902 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Климент (Верниковский) был возведен в сан епископа и назначен на самостоятельную кафедру в город Уфу. Однако жизнь в Уфе, при суровом сравнительно с итальянским климате и прогрессирующем сахарном диабете, а также при массе работы по управлению обширной епархией, заметно отразилась на пошатнувшемся здоровье владыки Климента. Поэтому во внимание к его желанию в конце 1903 г. он был переведен высшей властью в Каменец-Подольск епископом Подольским и Брацлавским. Однако и здесь спустя пол года владыка тяжело занемог.

1 декабря 1904 г. преосвященный Климент был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Херсонесского Владимирского монастыря близ Севастополя с титулом епископа Винницкого и оставлением его присутствующим в Св. Синоде. Однако из-за ухудшения здоровья он 27 декабря 1905 г. был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с отменой наименования епископа Винницкого.

В июле 1909 г. владыка Климент прибыл в Москву для лечения в клинике доктора Териана, но, несмотря на лечение, здоровье его все более продолжало ухудшаться. Предчувствуя скорую кончину, владыка Климент часто причащался Святых Таин. Перед самой смертью он исповедался, причастился, и над ним было совершено таинство соборования. Ко времени окончания соборования владыка стал заметно угасать и при чтении отходной молитвы тихо и мирно почил 19 сентября 1909 г.

Когда гроб с телом епископа Климента переносили из клиники в Данилов монастырь, где должно было совершаться погребение, траурная процессия приобрела просто грандиозные масштабы, что еще раз свидетельствовало о доброй памяти и любви москвичей к покойному владыке. Отпевание и погребение его совершил Московский митрополит Владимир (Богоявленский) совместно с викарными епископами: Трифоном (Туркестановым) и Анастасием (Грибановским), в сослужении многочисленного московского духовенства. Погребли владыку Климента в Даниловом монастыре у северной стены древнего соборного храма.

Известны несколько печатных трудов епископа Климента: «Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители» / Сост. Климент (Верниковский), иером. — СПб., 1890; «Речь при наречении во епископа» // Прибавления к Церковным Ведомостям. — 1902. — №22. — С. 715-716.

 Щеглов Г. Э.,
преподаватель МинДС,
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.