Епископ Климент (Верниковский)

hram_1Вспоминая славных выпускников Минской Духовной Семинарии, ее прошлое, нельзя не рассказать об одном из них, а именно епископе Клименте (Верниковском). Если задаться вопросом, много ли выпускников нашей Семинарии стало иерархами, то окажется, что совсем немного, а из выпускников Семинарии дореволюционного периода нам известен только один, и именно владыка Климент. Тем дороже для нас его имя и, думается, тем интереснее будет узнать об этом человеке, а это был человек замечательный, горевший деятельной любовью к Богу и ближним. Хотя владыка Климент прожил недолгую жизнь, он сумел оставить о себе память, которая и сегодня свидетельствует о его искреннем служении и не дает забыть его доброго имени.

Епископ Климент, в миру Константин Александрович Верниковский, родился 2 февраля 1863 г. в бедной семье псаломщика с. Погорелого Игуменского уезда Минской губернии. Первоначальное образование Константин Верниковский получил в Минском Духовном училище и в 1880 г. поступил в Минскую Духовную Семинарию. Как сын бедных родителей, будущий владыка очень рано узнал, что такое нужда и лишения. Тем не менее привольная жизнь более обеспеченных сверстников и товарищей никогда не вызывала в нем ни зависти, ни чувства недовольства. Отличительными чертами его характера были благодушие, незлобие, кротость, тонкая деликатность и готовность помочь каждому. Когда Константин учился на третьем курсе, неожиданно скончался его отец. Со смертью кормильца и без того бедная семья Верниковских оказалась практически лишенной всяких средств к существованию, так что на Константина невольно ложилась обязанность о материальном поддержании своей осиротевшей семьи. Не находя выхода из трудного положения, он решает оставить учебу в Семинарии и хлопотать о приискании какой-либо службы. Естественно, что на этом его духовное образование могло бы навсегда закончиться, но, к счастью, нашлись добрые люди, которые оказали их семье материальную помощь и тем самым дали Константину возможность продолжить учебу.

Блестяще окончив в 1886 г. семинарский курс, Константин Верниковский, как наилучший студент своего выпуска, был послан на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. Студенческие годы учебы его в Академии совпали с ректорством в ней Преосвященного Антония (Вадковского), человека замечательных внутренних качеств и культуры, заметно оживившего в свое время академическую жизнь. В те же годы инспектором Академии был молодой, энергичный, талантливый иеромонах Антоний (Храповицкий), будущий Киевский митрополит. Как владыка ректор, так и отец Антоний (Храповицкий) были известными в Петербурге проповедниками. Под их влиянием среди студентов Академии значительно развилось стремление и любовь к проповеди. Всякое выдающееся явление — из общественной или академической жизни — немедленно подвергалось пастырскому обсуждению в речах Преосвященного ректора, которые «он так любил держать перед студентами иногда и за богослужением, а чаще всего во время ежедневных собраний студентов для утренней и вечерней общей молитвы», и в задушевной беседе отца Антония, который жил в здании Академии и вел со студентами самое широкое знакомство. Своим живым словом они умели направить юношеские сердца к самым высоким идеалам и благородным устремлениям. Замечательно, что именно те годы дали наибольшее число студентов Академии, принявших монашеский постриг.

Видимо, не без влияния отца Антония (Храповицкого) Константин Верниковский решил посвятить себя монашеству. В начале четвертого курса (16 сентября 1889 г.) он принял постриг с именем Климент и через некоторое время был рукоположен в иеромонаха. Вот как вспоминает о Верниковском в студенческие годы один из его однокурсников Г. Георгиевский: «В Академии Константин Александрович очень скоро привлек к себе любовь и уважение всех своих товарищей. Все поражались его уравновешенностью и разделяли общее сочувствие к нему. Врагов у него не было совсем; не было ни с кем и простых недоразумений. Он был центром для своего землячества (белорусского — Г. Щ.) по всему Петербургу. К нему постоянно шли учащиеся всех петербургских учебных заведений, и он умел не только руководить малоопытными, но и находить материальную помощь для неимущих. Он всегда был занят, не терял напрасно ни минуты и после науки весь отдавался людям, общению с ними, помощи им».

В последний год учебы в Академии отец Климент принял активное участие в деятельности организованного Антонием (Храповицким) академического кружка «студентов-проповедников», ведшего внебогослужебные религиозно-нравственные чтения в школах, общественных помещениях, тюрьмах, ночлежных домах. В частности вместе со своими однокурсниками иеромонахами Сергием (Страгородским), будущим Патриархом, и Германом (Ивановым), будущим епископом Люблинским, он вел беседы в «литовской» женской тюрьме, находившейся на углу Офицерской улицы и Крюкова канала. Нигде и никогда ему еще не приходилось встречать такого глубокого, сердечного отклика и таких трогательных знаков благодарности, как там. Первая же беседа в «литовской тюрьме» произвела на отца Климента такое сильное впечатление, что он, по воспоминаниям очевидца, ни о чем не хотел говорить, долго не мог успокоиться и только повторял: «Плачут, целуют руки…»

Окончив в 1890 г. Академию со степенью кандидата богословия, иеромонах Климент был назначен инспектором Холмской Духовной Семинарии, а через год ее ректором с возведением в сан архимандрита. Всего два года пробыл отец Климент в Холмской Семинарии, но успел за это время соорудить в ней храм, улучшить положение учащихся, устроить библиотеку.

15 июля 1892 г. архимандрит Климент был переведен ректором Семинарии в Москву. Со свойственной ему энергией и выдающимися реформаторскими способностями он и здесь целиком отдался усовершенствованию всех сторон семинарской жизни. В Москве архимандрит Климент благодаря своим замечательным внутренним качествам очень быстро приобрел множество почитателей, с помощью которых привлек щедрые пожертвования на переустройство и великолепную художественную отделку семинарского храма. Его заботами в Московской Семинарии было усилено строго церковное направление строя жизни учащихся и поднято на должную высоту их церковное ораторство, было упорядочено внеклассное чтение воспитанников, расширена ученическая библиотека и найдены средства для ежегодного пополнения ее новыми книгами по всем направлениям духовного образования. Улучшена была также и внешняя сторона жизни учащихся, а для преподавателей Семинарии приобретена в постоянное пользование удобная дача с участком. Трудами отца Климента, при деятельном участии московского композитора В. П. Войденова, было заметно усовершенствовано пение семинарского хора. Кроме того, на широких началах было организовано обучение воспитанников Семинарии музыке, в результате чего появился большой оркестр — значительный по количеству и составу инструментов, нередко исполнявший такие сложные композиции, как оратории Гайдна, «Requiem» Моцарта и др.

К сожалению, та кипучая деятельность, которой заполнял свою жизнь архимандрит Климент, сказалась на его здоровье. В 1897 г. ввиду болезненности он вынужден был оставить духовно-учебную службу, и с целью поправления здоровья определен настоятелем церкви при Императорском Российском посольстве в Рим. Но и в Италии отец Климент оставался таким же деятельным человеком, как и в России. В течение своего пятилетнего пребывания в Риме он всегда был центром кружка многочисленных русских туристов, главным образом москвичей, обычно проживавших в Италии в зимние месяцы. Его торжественные богослужения, исполненные величия и благолепия, привлекали в посольский храм большие массы богомольцев — как русских, так и греков и славян, живших в Риме.

vnutriАрхимандриту Клименту принадлежала идея строительства православного храма в самом центре западного христианства. Еще с самого начала своего настоятельства он заявил о «потребности иметь православный храм, отвечающий достоинству Православия и величию Отечества». Уже в 1898 г. он начал сбор средств, который в 1900 г. был официально разрешен Императором Николаем II, внесшим свою «царскую лепту» в 10 тысяч рублей. Для сбора средств отец Климент выезжал даже в Москву, где ему удалось получить деньги от Великих князей Сергия Александровича и Михаила Николаевича, от московских фабрикантов и сибирских золотопромышленников (всего 265.000 итал. лир), а граф Л. А. Бобринский пообещал подарить для строительства храма свой дом и сад в центре Рима (Villa Malta). Однако, к сожалению, положенный архимандритом Климентом почин не был завершен — политические события последующих лет и главным образом революция 1917 г. не позволили совершить строительство храма. Идея эта возродилась вновь уже в наши дни, и сегодня Русской Православной Церковью создан специальный Фонд для строительства русского православного храма в Риме.

Своим ревностным служением архимандрит Климент привлек к себе внимание высшего церковного начальства и был выдвинут для посвящения в епископский сан. Весть о своем назначении во епископа он получил в то время, когда вместе с русскими паломниками направлялся в Латеранский собор в Риме. В благоговейном страхе и безмолвии вошел он тогда в величественную базилику св. Иоанна Предтечи и там, у главного престола, в сени которого хранятся честные главы святых апостолов Петра и Павла, мысленно сказал себе: «Да будет на мне воля Божия» и после этого с горячей слезной молитвой просил себе у Господа небесной помощи и предстательства Его святых первоверховных апостолов.

26 мая 1902 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры архимандрит Климент (Верниковский) был возведен в сан епископа и назначен на самостоятельную кафедру в город Уфу. Однако жизнь в Уфе, при суровом сравнительно с итальянским климате и прогрессирующем сахарном диабете, а также при массе работы по управлению обширной епархией, заметно отразилась на пошатнувшемся здоровье владыки Климента. Поэтому во внимание к его желанию в конце 1903 г. он был переведен высшей властью в Каменец-Подольск епископом Подольским и Брацлавским. Однако и здесь спустя пол года владыка тяжело занемог.

1 декабря 1904 г. преосвященный Климент был освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Херсонесского Владимирского монастыря близ Севастополя с титулом епископа Винницкого и оставлением его присутствующим в Св. Синоде. Однако из-за ухудшения здоровья он 27 декабря 1905 г. был освобожден от присутствия в Синоде и уволен на покой с отменой наименования епископа Винницкого.

В июле 1909 г. владыка Климент прибыл в Москву для лечения в клинике доктора Териана, но, несмотря на лечение, здоровье его все более продолжало ухудшаться. Предчувствуя скорую кончину, владыка Климент часто причащался Святых Таин. Перед самой смертью он исповедался, причастился, и над ним было совершено таинство соборования. Ко времени окончания соборования владыка стал заметно угасать и при чтении отходной молитвы тихо и мирно почил 19 сентября 1909 г.

Когда гроб с телом епископа Климента переносили из клиники в Данилов монастырь, где должно было совершаться погребение, траурная процессия приобрела просто грандиозные масштабы, что еще раз свидетельствовало о доброй памяти и любви москвичей к покойному владыке. Отпевание и погребение его совершил Московский митрополит Владимир (Богоявленский) совместно с викарными епископами: Трифоном (Туркестановым) и Анастасием (Грибановским), в сослужении многочисленного московского духовенства. Погребли владыку Климента в Даниловом монастыре у северной стены древнего соборного храма.

Известны несколько печатных трудов епископа Климента: «Преподобные отцы Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, основатели Валаамской обители» / Сост. Климент (Верниковский), иером. — СПб., 1890; «Речь при наречении во епископа» // Прибавления к Церковным Ведомостям. — 1902. — №22. — С. 715-716.

 Щеглов Г. Э.,
преподаватель МинДС,
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.