Хочу перемен!

1 (1)Депрессия для молодого человека является совсем не тем состоянием, в котором ему свойственно и хочется быть. Буйная она или тихая — все равно изрядно изматывает…

Мысль о собственной непригодности то и дело проскальзывает в сознание. Но сопротивляющееся ей желание отличиться, выделиться ищет любые возможности для совершения «космической революции», а в случае очередной неудачи молодой человек даже подумывает о самоубийстве. Дескать, обо мне тогда хоть кто-то вспомнит и, может быть, скажет: «Все-таки каким он был!..» Впрочем, иногда современные кумиры подогревают подобного рода настроения своими брутально-суицидальными песенками. И сумбурный коллаж из текстов знатоков человечьей жизни наводит на подобные мысли: «Было бы лучше, если бы меня не было…» Понятно: проблемы в семье, учебном заведении, да и вообще любой пустяк может расстроить израненную душу никем не понимаемого юноши. Это и есть всем известный переходный период, осложнившийся конфликтом поколений.

В подобной ситуации человек не может, да и ни в коем случае не должен оставаться один. Ему необходим сострадатель, единомышленник. И его он находит, как правило, в компании, которая предлагает простую альтернативу всем проблемам — спиртное или наркотики. В процессе решения проблем, под лозунгом «не капли мимо», горе-решатели становятся псевдоблизкими людьми. Вечером они понимают друг друга с полуслова, а поутру оказывается, что связь почему-то прервалась, и появляется необходимость повторения сеанса. И это может длиться бесконечно…

Подобного рода ситуацию нарисовал в своей песни «Хочу перемен» Виктор Цой. «Вместо тепла — зелень стекла. Вместо огня — дым. Из сетки календаря выхвачен день…» Все предельно ясно, холодность и безвыходность подобного рода разрешения проблем сквозит в каждом стихе. Неразрешимая напряженность остается, она нарастает и даже: «В нашем смехе, и наших слезах, и в пульсации вен — Перемен! Мы ждем перемен». Но самая главная мысль, на мой взгляд, следующая: «Сигареты в руках, чай на столе — эта схема проста. И больше нет ничего, все находится в нас».

В стихах всей песни исчерпывающе передана обстановка простого безразличия и боязни что-то менять. Загляните к себе внутрь и вы поймете, что так и есть. Будь это тесный «мир кухни», или гремящая басами и просвечивающая ультрафиолетом дискотечная вечеринка, это микро-миры. В них многие живут и сейчас, стараясь спрятаться от безысходности, и чем попало временно заглушают постоянно появляющееся желание изменить свою жизнь. И поэтому «пачка сигарет» — это необходимый минимум, которым мы пока довольствуемся, своя компания — это все, что нам надо. Но по сути это пустота, а может, даже уже заполненная унынием и безразличием ниша в нашем сердце и это «страшно менять?» Но посмотрите, как близки слова песни «Все находится в нас» к евангельским словам «Царство Божие внутри вас» (Лк. 17, 22). Царство Христово — это тоже внутренний мир, но совсем другой — это целая вселенная, полная прекрасного и удивительного. В Божием мире, в нашем с вами мире, нет изьяна и порока. Внутренний мир христианина намного шире искусственно создаваемого пространства, в котором некоторые считают себя королями ситуации… Пора распахивать двери тесной кухни, настало время срываться с пустого танцпола, нужно найти силы посмотреть вверх «в горние моря». И раз Царство Божие внутри нас, то есть выходы, и их сотни.

Не хочу показаться всезнающим психологом, зудящим о жизненном предназначении. Поэтому даже и не буду пытаться это делать. Меня самого подобного рода промывки доводят до тоски. На мой взгляд, более выразительнее и красноречивее, в продолжение поднятой нами темы по выходу из депрессивной ситуаций, будет история, которую рассказал мне старый друг.

Однажды, плененный собственными переживаниями относительно временных неудач и провалов, тянущих камнем ко «дну», он возвращался домой в городском транспорте. В то мгновение, наполненный собственными переживаниями, он старался ни на что и ни на кого не обращать свое внимание. Но вдруг его взгляд остановился на мужчине, который, пряча опухшие глаза под козырьком кепки, плакал. Как оказалось позже, это был его спаситель. Видел ли кто-либо из пассажиров все происходящее, впрочем, каждый ехал в свою сторону…

Подобного рода картина поразила молодого человека, он даже был немного изумлен — ведь мужчины не плачут?! Но, это был не тот случай, незнакомец тайком плакал и иногда вытирал грубой, натруженной ладонью дорожку слез. Мой друг никогда не видел, или до этого момента не хотел видеть чужие переживания. И поэтому, видя все происходящее, не мог действовать адекватно ситуации, или просто проигнорировать, как это привыкли делать некоторые…

Он смотрел на плачущего мужчину и не мог ничего сделать. В голове крутилось оправдание: «Меня бы кто самого пожалел».

1 (1)

«Но вдруг, — как вспоминает он, — во мне зародилось ощущение какой — то неограниченной силы. Уверенность в самом себе скрепила «подкашивающиеся ноги», и я был готов помочь, но как?» Обдумав все возможные варианты помощи плачущему незнакомцу, в набитом людьми автобусе, он начал с самого правильного: он молился. И это не было, как может кому-то показаться, бездействие, это была серьезная помощь, ведь, как говорит Силуан Афонский: «Молиться за других — кровь проливать».

Он молился как мог и за себя, которого, как ему казалось, забыл Бог, и за плачущего человека. В эти мгновенья в памяти ярким светом вспыхнули слова Иоанна Кронштадского: «Бог ближе к нам, чем вдыхаемый нами воздух». Действительно, кто может быть ближе и внимательнее к человеку, чем Бог, — понял мой друг. Во время молитвы все происходящее вокруг потеряло временные рамки и, казалось, могло продолжаться бесконечно… Но все незаметно закончилось с прибытием автобуса на конечную остановку.

Удивительно, но ему самому стало легче на душе. Пересмотрев свои обиды на этот прекрасный мир, молодой человек понял, что они ничто по сравнению с тем потоком слез, который проливал незнакомый ему человек. Хотел ли он, чтоб у него было все хорошо? Конечно же хотел! И надеялся, и верил, и молился об этом.

Что сказать о происшедшем в автобусе? Просто человек по-христиански, пусть и бездейственно, но помолился за незнакомого мужчину, и только! Но это маленькое, невидимое участие в переживаниях другого уничтожило часть желчи, пропекавшей его собственную душу. И, как он надеялся, помогло другому. Все-таки мой друг хотел, чтобы у мужчины все изменилось к лучшему, и молился об этом Богу.

Если плохо тебе, говорят мудрые люди, найди человека, которому нужна помощь и окажи ее. Пусть это будет, как мы привыкли говорить, противный бомж на вокзале, но ты протянешь руку помощи Человеку, а это дело космического масштаба. Поверь, оно не останется без вознаграждения. Иногда чье-то горе может помочь пережить стрессовую ситуацию. Может, даже и не горе, а трудности, ты вникаешь в них, ведь в тебе же в это мгновение очень нуждаются. И ты, подпитавшись возлагаемой на тебя надеждой, начинай вытаскивать из своих резервов неведомые силы и бросать их охапками сухих дров в гаснущий костер друга. Свои проблемы тогда покажутся второстепенными, а значит на них можно будет меньше обращать внимание. А в сущности они не стоят даже наших мыслей.

Найдется чудак, который скажет: «Тебе своих проблем мало, так ты еще и другим жить мешаешь…» Правильно, но это правило для усталого обывателя, а у человека, который хочет быть ближе к Христу и быть как Он, подобного рода мысли и не возникнуты.

 Вячеслав Рябица,
студент IV курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.