История Туровской епархии
В «Повести временных лет», Лаврентьевском списке 1377 года, значится запись об изначальном граде Турове: «В лето 648… Бе бо Рогъволодъ прише и-за морья, имяше власть свою в Полотьске, а Туры Турове, от него же и туровци прозвашася…» Было это, если перевести древнее летоисчисление на современное, в год 980-й.
В истории имеется несколько преданий о возникновении города Турова. Одно из них утверждает, что город известен со времен варяга Тура, витязя дружины киевских князей Аскольда и Дира. Утвердясь в Турове, князь-варяг Тур передал свое имя городу Турову. Здесь же он принял христианскую веру, крестил свою дружину и вел активное участие в христианизации этого края.
По другому мнению принято считать, что название города Турова произошло от животного — тура, так как в древности в этих местах обитали огромные стада туров.
Но каково бы ни было происхождение названия города, ясно одно, что Туров, принадлежащий к числу древнейших городов, существовал уже в конце IX — начале X веков, был одним из важнейших городов северо-западной Руси, являлся сердцем Полесья, оком, глядевшим в тысячелетнюю историю славянского народа.
Город Туров ныне — городской поселок Гомельской области Республики Беларусь. Каковы же корни бытия земли Туровской, которая в течение нескольких столетий была самостоятельным удельным княжеством?
Туровское княжество сложилось на территории расселения племени дреговичей в конце первого тысячелетия от Рождества Христова. Множество раннеславянских памятников VI-IX веков позволяют предположить, что крупные поселения вокруг теперешнего Турова могли сложиться даже несколько раньше. Самостоятельным княжеством Туровская земля стала в конце X века, то есть в тот период, когда князь Владимир принял христианство на Руси. К сожалению, древнерусские летописи не сообщают никаких подробностей о том, как протекало крещение Туровской земли, какие при этом происходили события. Можно предполагать, что оно не было единовременным актом, но растянулось на несколько десятилетий. Туровское княжество в этот период имело огромное значение для развития культуры, укрепления положения Древней Руси, развития политических начал древнерусской государственности.
В исторической литературе нет определенной ясности по поводу того, когда в городе Турове утвердилась епископия. В рукописном сборнике Киево-Печерского монастыря сообщается, что епископская кафедра в Турове учреждена в 1005 году. Но на протяжении последующих ста лет в древнерусских летописях каких-либо упоминаний об этой кафедре нет. В Ипатьевском летописном своде Туровская епархия упоминается только под 1144 годом. Возможно, что был некоторый перерыв в ее существовании. Учрежденная святым Владимиром в самом начале XI века, она могла быть им же упразднена после столкновения киевского князя со своим сыном Святополком «Окаянным», замышлявшим заговор против Владимира. В таком случае не исключено, что большую часть XI века Туров не имел своей епископии, непосредственно подчиняясь в церковном отношении Киевскому митрополиту.
В сравнении с XI столетием, довольно темным и загадочным, в XII веке на землях Туровщины наблюдается удивительный расцвет христианской культуры. В это время проповедники Туровских земель несли свет Божьего Слова в полудикие лесные чащобы Полесья, занимались распространением христианства среди народа. Поразительно быстро и достаточно широко утверждается здесь культ святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Из епископов, поставленных на Туровщине в XII веке, церковные хроники сохранили особую память о святителе Кирилле Туровском, достойнейшем представителе основателей на Руси вдохновенного созерцательно-аллегорического богословия, заслуженно прозванного потомками «Златоустом, паче всех воссиявшим на Руси».
К сожалению, уже с XIII столетия Древняя Русь окончательно распадается на мелкие, упорно враждующие между собой княжества, и необыкновенный подъем христианской культуры в ее землях (и в Туровской) идет на спад. Все эти войны в XIV веке закончились тем, что Туров попал под власть Литвы. К этому времени христианство довольно широко распространилось в Великом княжестве Литовском. Со стороны литовских князей в этот период наблюдаются порывы к обособлению Православной Церкви на своей территории от московских митрополитов.
В конце XV и в первой половине XVI веков Туров несколько раз подвергался нападениям татар. Городу были причинены большие разрушения.
Во время унии древний город Туров, как православный, принимал деятельное участие в восстании казаков, за что жестоко пострадал. С 1793 года Туровщина входит в состав Российской империи.
Новую беду и разорение принесла Туровщине Отечественная война 1812 года. Вызванные войной голод и запустение значительно уменьшили население этого края. В результате во второй половине XIX столетия Туров стал значиться небольшим местечком.
И тревожный XX век с его войнами и революциями не обошел стороной Туровщину. Восстановление его разрушений легло на вторую половину сего века. В 1992 году возобновила свою деятельность Туровская епархия.
Но не только в ходе исторических событий можно говорить о Туровских землях. Туровщина уникальна для белорусской культуры и духовности. Туров — это центр материальной и духовной культуры Древней Руси, город развития различных ремесел. Благодаря развитию торговли шел обмен изделиями ремесла и прикладного искусства и, следовательно, техническими навыками с культурами других стран и народов.
Принятие христианства по византийской традиции оказало, бесспорно, огромнейшее влияние на развитие культурной жизни самого города и его внешнего вида. Одним из проявлений этого влияния явилось строительство церквей, монастырей, зданий монументальной архитектуры. Археологические раскопки подтверждают, что в городе существовали четыре мужских монастыря, сооружались крупные соборы, сверкающие золотом, серебром и янтарными украшениями. Одним из древнейших письменных документов Древней Руси является Туровское Евангелие, датируемое XI веком и подтверждающее высокий культурный уровень древнего города. Прогрессивную просветительскую роль играли монастыри. В их стенах переписывались книги, расходившиеся затем по княжеским и церковным библиотекам, велись летописи, воспитывались проповедники, писатели, существовали школы.
Исследователи соглашаются в мнении, что Туров в X-XII столетиях ни по величию, ни по государственному влиянию, ни по просвещению не уступал Полоцку, Новгороду и Киеву.
Константин Мачан,
студент III курса Академии