Из истории православного духовного образования в Беларуси

skarinaПосле  принятия Крещения славянские народы, жившие во мраке язычества и в вакууме культурного неведения, обнаружили в себе огромный потенциал, который был реализован и до сих пор растет и преумножается в приемниках святых равноапостольных Кирилла и Мефодия: тружениках Божьих, святителях, пастырях и учителях.

Корни православного образования на белорусских землях уходят в конец X в., когда Русь обратилась к христианству. Как отмечает летопись, равноапостольный великий князь Киевский Владимир велел брать «у нарочитой чади» детей и отдавать «на учение книжное». Цель была одна — приготовить своих собственных священнослужителей. По-видимому, эта задача успешно выполнялась. Известно, что митрополит Киевский Иларион был не только грамотным, но и культурнейшим человеком своего времени. Однако Киев был далеко не исключительным и единственным очагом восточнославянской образованности.

С основанием епископских кафедр в Полоцке (992), Турове (1005) и Смоленске (1137) первые ростки православного просвещения обнаруживаются и на территории Беларуси. Особую роль в становлении духовно-нравственного образования в тот период играли монастыри. Почти при каждом из них размещались школы и библиотеки, велось летописание, составлялись жития святых. Именно отсюда по всей земле русской расходилось слово Божие. С монастырями древней Туровской епархии были связаны и первое на Руси «Туровское Евангелие», и «Поучения» святителя Кирилла Туровского. Неподалеку от Полоцка, в Спасском монастыре, в котором свершала свой молитвенный и просветительский подвиг преподобная Евфросиния, переписывались книги, в монастырской школе обучались дети.

Просвещение, книга, школа на протяжении многих столетий (вплоть до XVIII в.) оставались на Руси, в том числе и Белой, исключительно церковными. С XV в. православная традиция духовного образования в Беларуси была связана с деятельностью братских православных школ, а также Острожской академией. Благодаря деятельности таких лиц, как Феол, Скорина, князья Острожские, князь Андрей Курбский и др., к 80-ым гг. XVI в. Западная Русь располагала уже достаточным запасом книг для самообразования. Благодаря школе появились первые учебники и учебные пособия. Некоторые из них выходили за пределы узких школьных требований и имели общеобразовательное значение. Среди них следует назвать: «Грамматику словеньска языка», напечатанную в Вильно в 1586 г., «Грамматику словенска…» Лаврентия Зизания, вышедшую с приложениями в Вильно (1596 г.), «Грамматику … мниха Мелетия Смотрицкого» (1619 г.).

Выдающимися деятелями братского движения в Беларуси были Лаврентий и Стефан Зизании, М. Смотрицкий, С. Соболь, А. Мужиловский и др. Именно поколение, относящееся к греко-славянскому направлению западнорусской культуры (80-е гг. XVI в. — 40-е гг. XVII в.), создало такие шедевры иконописи, письменности, храмостроительства, которые и поныне удивляют своей самобытностью. К ним, несомненно, относится и православная полемическая литература, академическое переиздание которой сегодня является нашим духовным долгом.

Под влиянием активной проповеднической деятельности представителей католической церкви при православных храмах учреждается особая должность «казнодея» (проповедника) — специалиста по составлению и произнесению проповедей. Не случайно в конце XVI — в начале XVII в. в Беларуси появляется множество незаурядных проповедников; некоторые из них получили известность как составители учебников или авторы полемико-богословских произведений. Среди последних особо следует выделить Леонтия Карповича, архимандрита Виленского Свято-Духова монастыря, пострадавшего за напечатание «Фриноса».

Учебная литература, предназначенная для православных школ Беларуси, выполняла просветительскую миссию и в Москве, а опыт работы белорусских православных учебных заведений оказал влияние на развитие образования в России. Не случайно М. В. Ломоносов даже в середине XVIII в., создавая свою «Грамматику», называл «Грамматику славянскую» Мелетия Смотрицкого «вратами учености».

Первым высшим духовным учебным заведением, неразрывно связанным с Беларусью, была Киево-Могилянская коллегия. Созданная по образцу иезуитских школ и изначально носившая отпечаток западного влияния, она восприняла рационалистическую систему абстрактной богословской схоластики, а следовательно, и отвлеченность самого богословствования. Это объясняется тем, что задачи богословского образования того времени ограничивались количественным приобретением студентами фундаментальных богословских знаний. Однако созданная в Киево-Могилянской коллегии система богословского образования, несмотря на неоднозначность его содержания, становится господствующей и в России. Благодаря серьезности постановки духовного образования и продолжительности курса, Киево-Могилянская коллегия успешно выполняла свою задачу. Из стен ее вышел ряд выдающихся православных церковных деятелей, среди которых следует назвать и святителя Георгия Конисского.

Тем не менее православное образование в Беларуси переживало тяжелый кризис, который объясняется общим состоянием Православия в Речи Посполитой. К концу XVIII в. на территории Беларуси оставалось 130 православных приходов; братские школы прекратили свое существование. Получить низшее и среднее православное духовное образование было негде. На печальное положение Православной Церкви в государстве архиепископ Могилевский Георгий Конисский обратил внимание короля Станислава Августа Понятовского. В своих доношениях Святейшему Синоду епископ Георгий неоднократно указывал на крайнее невежество духовенства как одну из причин «всеобщей разрухи в епархии». Выход из создавшейся обстановки Преосвященный видел в учреждении духовной семинарии.

stanokПосле открытия Могилевской (1757) и Слуцкой (1785) Духовных Семинарий, на которые после разделов Речи Посполитой распространились российские правила и порядки, началось возрождение православного образования в Беларуси. По реформе духовного образования 1808-1814 гг. в Беларуси возникает система духовных школ, которая предполагала преемственность в получении образования: низшее (училища уездные и приходские) и среднее (семинарии).

Выпускники семинарий Беларуси могли продолжить образование в любой из духовных академий России. Все категории духовных учебных заведений были соединены в одну общую иерархическую структуру по признаку подчиненности низших высшим и с новым составом наук, наполовину богословских, наполовину общеобразовательных. В семинариях в течение шести лет, кроме среднего курса наук богословских, преподавались общеобразовательные науки в объеме, соответствовавшем курсу старших четырех классов гимназий, а также логика, психология, естественная история, основы сельского хозяйства и медицины (шла также речь и о введении в семинариях преподавания краткого курса законоведения).

В 1828 г., по инициативе члена униатского департамента Петербургской римско-католической коллегии Иосифа Семашко, в Жировичском Свято-Успенском мужском монастыре на базе униатского поветового училища была открыта Литовская Духовная Семинария. Одной из ее задач становится подготовка новых священников, готовых поддержать сближение, а потом и объединение с Православной Церковью. После Полоцкого церковного собора (1839) Семинария стала православной и в 1845 г. была переведена в Вильно. Учебные планы Виленской Семинарии были приближены к Петербургской. Лучшие выпускники Семинарии для продолжения учебы направлялись в Петербургскую и Московскую Духовные Академии.

В 1867-1869 гг. духовные учебные заведения вновь преобразуются: были отменены духовные учебные округа, ликвидирована административная власть академий по отношению к семинариям, а семинарий — к духовным училищам.

В духовных академиях обязательными для всех студентов были признаны лишь некоторые науки, остальные же разделены на три группы, из которых лишь одну, по выбору, должны были изучать студенты. Преобразования затронули и семинарии. Они из трехклассных были преобразованы в шестиклассные (по одному году в каждом классе). Медицина и сельское хозяйство исключались из числа учебных предметов семинарий, а вместо них вводилось изучение педагогики, для практического применения которой при каждой семинарии открывались воскресные школы.

В 1884 г. устав и штаты духовных учебных заведений подверглись новому пересмотру. В управлении академиями была усилена власть епархиальных архиереев и ректоров; запрещалось открывать в академиях отдельные факультеты; было восстановлено наблюдение руководства академий над семинариями, а семинарий над низшими училищами.

Программа курса духовных семинарий (вместе с духовными училищами) включала полный курс классических гимназий с добавлением к нему психологии и краткой истории философии. В некоторых семинариях дополнительно преподавались курсы медицины и сельского хозяйства. Замечу, что духовные учебные заведения православного исповедания были всесословными: в них могли обучаться на одинаковых условиях с детьми духовенства и представители других сословий.

Постепенно на протяжении XIX в. духовные школы Беларуси (прежде всего Семинарии — Могилевская, Минская, Витебская и Виленская) превращаются в настоящие центры православного духовного возрождения и просвещения, оказывая заметное влияние на состояние культуры и общественно-политической жизни края. Школа, культура, широкая благотворительная деятельность — вот далеко не все сферы применения знаний и опыта преподавателей и воспитанников духовных школ Беларуси. Именно представителями духовных школ Беларуси был создан уникальный феномен: церковно-историческая школа, родоначальником которой следует считать протоиерея Иоанна Григоровича и М. О. Кояловича.

Нельзя не вспомнить и тех воспитанников духовных школ Беларуси, которые прославили ее своей жизнью и трудами. Среди них следует назвать преподавателя словесности Могилевской Духовной Семинарии Самсона Цветковского и ее выпускников: педагога и писателя Иосифа Титовича, ученого-лингвиста Ивана Носовича, создателя первого русско-белорусского словаря; выпускников Минской Духовной Семинарии: ученого-востоковеда, путешественника и дипломата Иосифа Гошкевича; филолога, этнографа и лингвиста Евфимия Карского и многих других.

Начало XX в. предъявило новые требования к системе духовного образования, обусловленные необходимостью его реформирования. Оживленная полемика, разгоревшаяся по проблемам организации и устройства духовной школы в целом и по пересмотру академического устава в частности, не оставила равнодушными и белорусских приверженцев духовного образования еще и потому, что на рубеже XIX и XX вв. влияние православной Церкви и ее школ в Беларуси было чрезвычайно высоким. Так, в 1904 г. из 7902 школ пяти белорусских губерний свыше 70% составляли церковно-приходские школы. Основная масса их преподавателей склонялось к тому, чтобы духовная школа и ее система образования были более гибкими, шире бы привлекали в учебном процессе достижения современной науки и культуры.

Большое значение преподаватели духовных школ Беларуси придавали активизации деятельности западно-русских православных братств. В 1907 г. с участием преподавателей духовных семинарий был проведен первый съезд представителей всех западно-русских православных братств, в 1909 г. — второй.

На этих съездах был выдвинут лозунг о необходимости превращения православных приходов Северо-Западного края в братства, ставилась задача включения в их жизнь представителей всех слоев населения. Братства стремились подкрепить свое духовное влияние экономическим: организовывались братские кредиты, ссудные товарищества и т. п. Разрабатывался и устав братств. Центр их деятельности фокусировался на культурной программе. В этой связи активизировалась издательская деятельность: было принято решение издавать общебратский периодический печатный орган, календари, молитвенники, популярные книги по истории Церкви в Беларуси.

Большой интерес в это время вызвала книга преподавателя Минской Духовной Семинарии, сотрудника, а затем редактора «Минских епархиальных ведомостей» Д. В. Скрынченко «Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению». Эта работа, печатавшаяся первоначально на страницах «Минских епархиальных ведомостей», в 1908 г. вышла отдельным изданием в Петербурге.

Преподаватели духовных школ Беларуси были инициаторами и организаторами богословских чтений, предназначенных «для интеллигентной и образованной публики». Сначала эти чтения были организованы при Минском Епархиальном Братстве во имя святителя Николая. Затем подобные же чтения стали проводиться и в других городах Беларуси — Полоцке, Могилеве, Гродно, Витебске.

Например, в 1909 г. в Витебске темами богословских чтений были объявлены «Богословие и естествознание», «Земное счастье по учению Библии», «Влияние христианства на жизнь людей», «Откровения в громе и буре».

Развернувшееся в начале XX в. движение за реформирование духовной школы было прервано потрясениями 1917 г. В настоящее время, т. е. в начале XXI в., вновь со всей остротой встал вопрос о необходимости реформы духовных учебных заведений. Готовясь к предстоящей реформе, необходимо учесть предшествующий опыт организации православного духовного образования, взяв из прошлого самое лучшее.

Теплова В. А. ,
профессор МинДА,
кандидат исторических наук

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошел XVII Семинар студентов ВУЗов Беларуси

В нынешнем году межвузовский форум был ориентирован на осмысление роли и значения Православной Церкви в истории становления белорусской государственности и культуры. В его работе приняли участие 141 человек, представлявшие 37 высших учебных заведений Республики Беларусь.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVI Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включен 131 доклад участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, девяти тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.