Кирилл Туровский как духовный писатель

Да несть се мое слово, но беседа; 
несмь бо учитель, якоже они церковнии и священии мужи… 
св. Кирилл Туровский «Притча о слепце и хромце»

1 (1)

Сохранилось несколько произведений Кирилла Туровского, вошедших в состав восточнославянской экзегетической четьей книжности типикарного круга.

Весьма интересной — и не только для историков словесности — представляется «Притча о слепце и хромце» («Кирила мниха притча о человечестей души и о телеси, и о преступлении Божия заповеди, и о воскресении телесе человеча, и о будущем суде, и о муце»). И. П. Еремин исследовал 24 списка этой «Притчи» , старшие из которых восходят к XIV в. Созданная, согласно предположению И. П. Еремина, между 1160 и 1169 гг., она явилась как пастырское обличение неканонических действий ростовского епископа Феодора (уничижительно прозванного современниками Феодoрцем) и Суздальского князя Андрея Юрьевича Боголюбского, который активно (какое-то время) поддерживал Феодора. В основу «Притчи», полагают ее исследователи, положена древнееврейская версия аполога о слепце и хромце из Вавилонского талмуда («Беседа императора Антонина с раввином»). Но Кирилл Туровский пользовался, скорее всего, некой славянской переработкой «Беседы» , какая могла быть сделана либо в Болгарии X в. (И. П. Еремин), либо в самой Древней Руси (И. Я. Франко), как уже отмечалось, хорошо знакомой с иудаизмом.

В толковании притчевых событий св. Кирилл недвусмысленно дает понять, что под слепцом можно разуметь также и ростовского епископа Феодора, духовно слепого представителя духовной власти; а под хромцом — князя Андрея Боголюбского (который, к слову сказать, действительно был хром), представителя власти светской. Та и другая власти призваны Господом, чтобы охранять устроение Руси, созданное равноап. Владимиром. Но вместо того они принесли на Русь беззаконие и смуту, за что, по мнению святителя, и будут наказаны. Так туровский наставник оценил сепаратистские планы кн. Андрея, его попытки отделиться от Руси, от Киева. Пророчество св. Кирилла исполнилось чрезвычайно скоро: Феодорец в 1169 (1170?) г. был осужден церковным собором как еретик, анафематствован и сослан на о. Песий, где, по одним источникам, вскоре умер без покаяния, а по другим — был казнен (ему «урезали» язык и руку); Андрей Боголюбский, как известно, в 1174 г. был жестоко убит в собственной резиденции своими же слугами…

«Повесть Кирилла многогрешнаго мниха к Василию игумену Печерьскому о белоризце человеце и о мнишьстве, и о души, и о покаянии» сохранилась, по данным И. П. Еремина, в 9 списках и 2-х отрывках. «Повесть» рассматривается обычно как послание туровского наставника (уже отошедшего от дел и подвизающегося в Борисо-Глебском Туровском монастыре) архимандриту Киево-Печерского монастыря Василию, написанное после 1184 г. По мнению М. И. Сухомлинова, сюжет повести-притчи восходит к одному из апологов «Повести о Варлааме и Иосафе», другие исследователи склоняются к тому, что в основе этого произведения лежит некий источник иудейского происхождения.

Сюжетная канва притчи такова: неким городом управлял добрый и милостивый, но не очень дальновидный царь. Весьма заботясь о благосостоянии своих подданных, он вовсе не заботился о защите города и, будучи уверенным, что ничто ему не угрожает, не имел «ратного оружия». Было у царя много друзей и советников, была и дочь «мужеумная», но лишь один из приближенных — мудрый советник — тревожился о том, что нет у города защиты. Как-то сильно забеспокоились горожане. Царь испугался, пошел со своими советниками в народ, но так и не смог добиться истины о причине всеобщего волнения. Тогда мудрый советник повел царя и его дочь за город к большой горе. В горе была глубокая пещера, из оконца которой полыхал свет. Прильнув к оконцу, царь увидел в вертепе пещеры бедно одетого человека, а рядом с ним — поющую женщину. Перед ними на камне стоял Некто высокий и прекрасный. Он потчевал их и подносил бедно одетому, восславляя его, чашу с вином. Наблюдая это, царь восхитился тем, что такое «худое и потаенное житие честнее нашея державы веселится и светлее внешних внутрьная…»

Изложив сюжет аполога, св. Кирилл раскрывает затем и его символический смысл: город символизирует человека в его психо-физической целостности; люди в городе — человеческие чувства, склонные к частым беспокойствам и беспричинным волнениям; царь — рассудок, который до определенного момента управляет чувствами и который чаще заботится о теле и забывает позаботиться о душе; дочь царя — «мужеумная» душа человеческая; друзья и советники — мысли о мирских делах, которые не дают подумать о смертном часе; «ратное оружие» — пост и молитва; беспокойство в городе — нежданная напасть; страх царя — исступление и растерянность рассудка; мудрый советник — «тоска ума» и вера; гора — монастырь; пещера в ней — монастырская церковь; бедно одетый человек — весь чернеческий чин; поющая женщина — неотступная смертная память; Некто прекрасный — Сам Христос, подающий монашеству Свои Тело и Кровь; склонение царя к оконцу и восхищение увиденным символизируют преклонение светских вельмож перед монашеством и т. д. Итак, в «Повести» достаточно прозрачно прочитывается мысль о приоритете духовной жизни перед мирской, что очевидно сближает Кирилла Туровского с Киево-печерскими мыслителями…

 Левшун Любовь Викторовна

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.