Малая Пасха в жировичах

1 (1)Цвет неба — бесконечно голубой. Цвет самой главной мечты — заветно голубой. Насколько безгранично и непостижимо небо, настолько бесконечно добра к человеческому роду Пресвятая Владычица Богородица. Как небо, Она кристально чиста, как заветная мечта, она очень дорога, для нас. В цвет ее небесной чистоты выкрашен резной иконостас древнего Жировичского собора. В небесной сини теряется его высокий купол. В день Богородицы даже священнослужители в небесноголубых ризах. Это малая Пасха — это Успение Царицы Небесной.

Среди множества праздников, которые с особой торжественностью проходят в Жировичской обители, праздник Успения Божией Матери всегда отличается необыкновенным духовным подъемом и радостью. Накануне съезжаются сотни паломников из разных уголков Беларуси, а также из ближнего и дальнего зарубежья. В честь этого праздника освящен главный придел собора монастыря.

Сам факт успения Божией Матери не описывается ни в Евангелиях, ни в Посланиях святых апостолов. О нем мы узнаем из творений святых отцов, а также из праздничных песнопений, в которых это событие изображено в общепринятых Церковью подробностях.

Празднование этого события восходит к древним временам. О нем упоминается в сочинениях блаженного Иеронима, блаженного Августина и Григория, епископа Турского. В Византии этот праздник в IV веке праздновался уже повсеместно. В конце VII века он стал общецерковным года, по указу византийского императора Маврикия, одержавшего победу над персами 15 августа. 595 года.

Первоначально Успение Божией Матери отмечалось не в одно и то же время. Например, в Римской Церкви в VII веке 18 января праздновалась «Кончина Девы Марии», а 14 августа — «Взятие на небо». И только лишь в VIII — IX веках в большинстве восточных и западных Церквей устанавливается общее празднование Успения 15 августа (по старому стилю, а 28 — по новому, как и в современной практике).

Чтобы узнать смысл этого праздника, его значение и причину нашей радости после такого, казалось бы, грустного события, обратимся сначала к самому термину «успение». Итак, слово это славянское и в данном случае означает, что Божия Матерь уснула сном земли, как говорили в древности, то есть умерла. Но в слове «умереть» много грусти, горечи, безысходности и какой-то завершенности. В слове же «успение» ощущается чувство покоя, умиротворения. Пресвятая Богородица, уснув в тот момент сном земли, проснулась в вечности и снова оказалась лицом к лицу с Воскресшим и Вознесшимся на небо Своим Сыном и Своим Богом. По церковному преданию даже земля не удержала Ее останков — Пречистая Дева воскресла плотью и сделалась первенцем из мертвых после Воскресшего Христа.

1 (1)

Вот почему мы должны радоваться этому празднику. Ведь в дивной кончине Богоматери к нашему утешению Господь с особенным торжеством явил Свою силу, еще раз показав нам, что смерти нет — из страшной и мучительной Он сделал ее для Своих верных последователей радостной и блаженной. Доказательства этого мы видим в последующей истории христианства. Тот же апостол Павел с нетерпением ждал момента смерти: «Имею желание разрешиться и быть со Христом» (Фил. 1, 23). Впоследствии сотни мучеников шли на смерть с радостью, умирая от тяжелейших пыток и мучений. Они твердо верили, что смерть больше не является наказанием за грех и уничтожением нашего бытия — это лишь переход от земли на небо, от тления и разрушения к вечному бессмертию и блаженству. Смерть теперь — свидетельница добродетели и награда подвигов, совершаемых в жизни.

Мы должны радоваться еще и потому, что Пресвятая Богородица, после жесточайших Своих скорбей и страданий на земле, переселилась в райские обители, и теперь каждый в любое время и в любом месте может попросить Ее в молитве о помощи и получить просимое. О доказательствах и примерах помощи Божией Матери людям будет излишне упоминать, ведь каждый христианин — и даже неверующий — видел храмы и чудотворные иконы, посвященные Ей, слышал всевозможные рассказы и, возможно, сам неоднократно обращался к Ней за помощью.

К празднику Успения Церковь готовит нас двухнедельным строгим постом, который начинается с 14 августа по новому стилю. Он установлен в подражание Божией Матери, Которая всю жизнь и особенно время перед Своим Успением проводила в посте и молитве. Пост перед Успением в августе месяце существовал уже в V веке. В XII веке на Константинопольском соборе (в 1166 году) постановили поститься две недели перед праздником Успения Пресвятой Богородицы.

Люди глубоко почитают Пресвятую Деву, и многие стараются попасть на праздник Ее Успения именно в Жировичский монастырь. Учитывая такие обстоятельства, священноначалие и братия обители заранее начинают готовиться к торжествам: убирают и украшают территорию, готовят места для ночлега паломников, выпекают просфоры и закупают продукты. Чудотворная икона Божией Матери украшается к этому празднику великолепными венками из живых цветов, что придает храму и богослужению еще большую нарядность и торжественность.

Приблизительно за неделю до праздника из соседней Польши, а именно из города Белостока, выходит крестный ход, направляющийся до Кузницы, затем паломники переезжают границу и из города Гродно идут пешком до Жирович. Основную массу паломников составляет православная молодежь.

Расписание богослужений в эти праздничные дни выглядит приблизительно следующим образом: накануне, 27 августа, после ранней Божественной Литургии совершается водосвятный молебен. Затем, по сложившейся местной практике, в 3 часа дня совершается малое повечерие с чином выноса плащаницы. Верующие с благоговением прикладываются к лежащему во гробе образу Пресвятой Богородицы, богато украшенному живыми цветами. После этого в 18.00 совершается Всенощное бдение с литией, в песнопениях которого нам открывается смысл и некоторые подробности тех далеких событий, а именно собрание апостолов в Иерусалиме, последняя их беседа с Божией Матерью, преставление и погребение Богородицы и явление Ее апостолам на третий день после погребения.

В день праздника совершается две Божественные Литургии — в 6.00 и 9.30 утра. После поздней Литургии священнослужители и все богомольцы крестным ходом направляются к Явленскому храму, где совершается молебен с акафистом Успению Пресвятой Богородицы. Вся обитель в это время оглашается радостными славословиями: «Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляющая».

Иногда после ранней Литургии, по давней традиции, из собора выходит крестный ход на целебный источник, который находится в лесу, приблизительно в километре от обители. Там совершается молебен с освящением воды, которую потом паломники везут домой и употребляют при различных телесных недугах.

В Жировичском монастыре существует еще одна богослужебная особенность в связи с праздником Успения Божией Матери — чин погребения совершается не на третий день, как положено по уставу, а в тот же день вечером. Как объяснил нам один из представителей священноначалия обители, такая практика связана с тем, что на приходах не всегда совершается чин погребения Божией Матери, и чтобы не лишить людей этого богослужения, оно совершается в монастыре в день праздника вечером. В связи с этим много паломников остается в обители еще на одни сутки, напоминая своим присутствием о том, что праздник еще продолжается и рано переходить к обычным повседневным делам.

К празднику Успения Божией Матери в Жировичскую обитель съезжаются не только многочисленные паломники, но и студенты Минской Духовной Семинарии и Регентского класса. Ведь у них вскоре после праздника начинается учебный год. Сколько тогда бывает радостных встреч, задушевных бесед и разговоров у давно не видевших друг друга друзей. Праздника Успения закончен — начинаются рабочие будни: молитва, послушания, учеба. Однако тепло этого праздника остается в сердцах православных христиан, напоминая о том, что Пресвятая Богородица всегда печется и молится о нас пред престолом Святой Троицы.

 Георгий Савицкий,
студент III курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.