Наследие Святителя Кирилла

Минская Духовная Академия носит имя святителя Кирилла Туровского. Почему именно его? Что дает это значимое наименование Академии? Святитель жил в XII веке. Сейчас обстоятельства жизни общества и Церкви совсем другие. Как духовная традиция, берущая начало от туровского святителя, воплощается в жизнь Белорусской Церковью и Минской Духовной Академией имени святителя Кирилла?

Когда в своих научных исследованиях или публичных выступлениях белорусские политики, ученые или деятели культуры говорят о культурных корнях, очень часто звучат имена древних белорусских святых: Кирилла Туровского, Евфросинии Полоцкой. От этих святых берет свои истоки тысячелетняя христианская культура и христианские образовательные традиции Беларуси. В темные и жестокие времена средневековья они были светильниками христианской нравственности и гуманности. Благодаря им наши предки через принятие веры Христовой приобщились духовной и культурной сокровищнице человечества. Дикие варварские племена стали христианским народом, дополнив своим национальным своеобразием культурное богатство вселенской Церкви Христовой. Поэтому не случайно памятники великому туровскому святителю и преподобной полоцкой игумении установлены на площадях наших городов и в университетских двориках.

И если вклад святителя Кирилла и преподобной Евфросинии признается и высоко оценивается светской наукой и государством, то тем более Православная Церковь чтит память великих угодников Божиих, прославившихся на нашей земле высоким христианским подвигом и образованностью. Почитать святых значит не только помнить их имена и обращаться к ним с молитвой. Почитать — подразумевает продолжать дело, идти путем почитаемых, быть единомысленными с ними, воплощать в жизнь их идеалы. Это та заповедь, которую оставили своим духовным потомкам древние белорусские святые.

В 1996 году, по инициативе и при непосредственном участии Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, в Беларуси была открыта первая в истории белорусского богословского образования Духовная Академия имени Святителя Кирилла Туровского. Именование МинДА в честь святителя Кирилла Туровского не случайно. Высшее духовное учебное заведение, по мысли ее создателей, призвано продолжать дело великого туровского святителя.

Святитель Кирилл для своего времени был высокодуховным и всесторонне образованным человеком. Это проявилось как во владении книжной мудростью, так и в самостоятельном творчестве. Целью Минской Духовной Академии так же является подготовка высокообразованных священнослужителей и богословов Православной Церкви, способных к плодотворному диалогу с современным обществом и самостоятельному богословскому и интеллектуальному творчеству. За 10 лет существования Духовная Академия внесла свой вклад в развитие белорусского богословия. Свидетельство тому — многочисленные научно-богословские исследования и широкое просветительское служение ее преподавателей, выпускников и студентов.

Небесный покровитель Белорусской Академии был не только богословом-теоретиком, но и деятельным практиком. Многие годы он управлял обширной Туровской епархией, состоял в переписке с выдающимися людьми своего времени, научая и наставляя их, боролся с ересью. Учебный процесс в высшей Духовной Школе также построен с учетом того, чтобы у студентов была возможность наряду с усвоением теоретических богословских знаний приобретать практические навыки миссионерской и апологетической работы. Одним из приоритетных направлений деятельности Академии является развитие сотрудничества со светскими университетами Беларуси. Ежегодно Минская Духовная Академия проводит межвузовскую студенческую конференцию, участие в которой принимают студенты — представители всех белорусских высших учебных заведений. Минская Духовная Акдемия заключила договоры о сотрудничестве с двумя белорусскими вузами: Белорусской Государственной Сельскохозяйственной Академией и Гродненским Государственным Университетом. Вдохновляясь примером активного и плодотворного книжного делания Туровского Златоуста, преподаватели и студенты Духовной Академии, начиная с юбилейного 2000 года, осуществляют широкую издательскую деятельность.

Кирилл Туровский был свидетелем междоусобной борьбы, которая подтачивала жизненные силы народа, приводила к уничтожению духовной и материальной культуры. В этой ситуации святитель выступал защитником идеи единства. Подобно этому в сложные времена политических и социальных трансформаций Белорусская Православная Церковь и Минская Духовная Академия как ее составная часть стремятся объединить общество на основе непреходящих ценностей христианской духовности и культуры.

 Рой Г. В.,
преподаватель МинДАиС, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.