Притча о слепце и хромце

1 (1)Среди слов и поучений святителя Кирилла Туровского одна из самых оригинальных и интересных — притча о слепом и хромом (о слепце и хромце — в славянском оригинале). Прототип этого произведения — евангельская притча Спасителя о хозяине виноградника и злых работниках (Мф. 21, 33-46), однако евангельский сюжет — лишь отправная точка для святителя.

Был некий хозяйственный человек; он посадил виноградник, оградил его забором, выкопал колодец, сделал вход и ворота, но не закрыл вход. Возвращаясь домой, он сказал себе: кого я оставлю сторожем моего виноградника? Если оставлю кого-либо из служащих мне, то, зная мою снисходительность, они расточат мое добро. Вот что сделаю: приставлю к воротам слепого и хромого, — так что, если кто из моих врагов захочет обокрасть мой виноградник, то хромец увидит, а слепец услышит. Если же кто-нибудь из них двоих захочет войти в виноградник, то хромой, не имея ног, не сможет проникнуть внутрь; а слепец если и пойдет, то попадет в пропасть и разобьется. И посадив их у ворот, дал им власть над всем, что вне виноградника, дал им достаточно пищи, обеспечил одеждой и сказал: того, что находится внутри виноградника, не касайтесь без моего разрешения. После этого он ушел, сказав, что возвратится через некоторое время.

После того, как они посидели некоторое время, слепой сказал хромому: «Что это за приятный запах из ворот виноградника?» Хромой ответил: «Внутри виноградника у нашего господина есть много хорошего и несказанно приятного на вкус. Но так как наш господин премудр, то он посадил тебя слепого и меня хромого, так что не можем мы достичь и насытиться тех хороших плодов». А слепой сказал в ответ: «Что же ты раньше не сказал мне этого? Хотя я и слеп, но имею ноги и силен, могу носить и тебя, и бремя» (под бременем необходимо понимать грех — душевное бремя). И сказал слепец: «Бери корзину и садись на меня; я тебя буду носить, а ты показывай мне путь, и соберем все блага нашего господина. Если же придет сюда наш господин, то укроется от него наше дело. Если он меня спросит о воровстве, то я скажу: ты знаешь, господин, что я слеп. Если же спросит тебя, ты скажи: я хром и не могу дойти внутрь вертограда».

И вот сел хромой на слепого, и, войдя внутрь виноградника, обокрали все находившиеся там блага своего господина.

Видев же тот человек, что его виноградник обокраден, счел нужным разлучить слепого от хромого и повелел сначала привести хромого, чтобы его допросить. Когда же был приведен слепой, последовал допрос. «Не поставил ли я тебя, — сказал господин, — как доброго сторожа моему винограднику; зачем же ты его обокрал?» «Господин, — отвечал тот, — ты знаешь, что я слеп и без водящего меня не вижу, куда идти; я не видел никого, и не слыхал, чтобы кто-нибудь шел мимо меня в ворота, вслед которому я стал бы громко кричать. Но я думаю, господин, что воровал хромой».

Тогда господин приказал охранять слепого в укромном месте, где сам знал, пока не придет к винограднику, призовет хромого и будет судить обоих. Затем, придя к винограднику для собирания плодов и видя все раскраденным, господин призвал хромого и поставил его на очную ставку со слепым, и начали они обличать друг друга. Хромой говорил слепому: «Если бы ты меня не носил, никак бы я не мог при своей хромоте добраться туда». А слепой говорил: «Если бы ты не показывал мне путь, то никак бы я не мог добраться туда». Тогда господин, севши на судейском месте, сказал: «Как вы крали, так и теперь пусть сядет хромой на слепца». И когда хромой сел на слепого, то господин приказал всем рабам своим немилостиво казнить их и мучить в темнице; там будет плач и скрежет зубов.

Разумейте же, братие, толкование этой притчи. Человек домовитый — Бог Отец, Творец всего; Его Сын — доброго рода — Господь наш Иисус Христос. А виноградник — это земля и этот мир. Забор виноградника — закон Божий и заповеди. А слуги, бывшие с господином, — ангелы. Хромой — это тело человека, а слепой — его душа. А то, что господин посадил их у ворот — это значит, что Он отдал во власть человека всю землю, дав ему закон и заповеди. Когда же человек преступил заповедь Божию и за это осужден на смерть, то сначала душа его приводится к Богу и оправдывается: не я, Господи, но тело согрешило. Поэтому и нет мучения душам до второго пришествия, но они блюдутся Бог знает где. Но когда Господь придет обновить землю и воскресить всех умерших, тогда души наши внидут в вечную жизнь, а грешники — в бесконечную и бессмертную муку.

 Перевод на русский язык епископа Минского и Туровского Евгения (Шерешилова).
Текст с незначительными изменениями приводится по изданию:
Творения поучительные святого Кирилла, епископа Туровского.
Памятник литературы XII столетия. Переиздание с издания 1880 года. 
Туров-Минск: 
РУП «Рупис», 2002

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.