Собиратель колосьев

kirillУ каждого народа есть свои герои, символические личности. Их имена—святыни национальной памяти. Святитель Кирилл Туровский был выдающимся человеком своей эпохи, и память о его трудах и святости передавалась из поколения в поколение. С этим древним святым белорусы связывают корни своей национальной идеи. Его творения не утратили своей актуальности и в XXI веке. В духовном наследии туровского Златоуста мы сможем найти ответы и для разрешения сегодняшних проблем нашей жизни.

Под светлыми сводами Свято-Успенского собора Жировичского монастыря студенты Минских Духовных Академии и Семинарии во время вечерних молитв дружно пропели: «…Кирилл богомудрый! Моли Христа Бога утвердиться нам, твоим соотечественникам, в Православии, благочестии и единомыслии».

Какое место занимает святитель Кирилл Туровский в жизни каждого из преподавателей и студентов МинДАиС? Каким образом он помогает нам утвердиться в нашем служении и сохранить так необходимое сегодня единство?

Жизнь

Святой родился и вырос в Турове, в богатой семье. Точные даты его рождения и смерти не известны, предположительно время его жизни заключается между 1110-1190 годами. Не известно, где и когда он получил образование. Существует предание, что после смерти великого князя Киевского Святополка Изяславовича в 1113 году его жена—гречанка Варвара вместе с детьми переехала в Туров. Очевидно, в свите Варвары были образованные люди, которые могли быть учителями для детей знатных родителей. Тем не менее, Туров все же не был культурной столицей, и поэтому высокий уровень образованности и культуры святителя Кирилла заслуживает нашего особенного удивления.

Еще в молодости Кирилл ушел в монастырь, отказавшись от обеспеченной жизни в миру и родительского наследства. Он принял монашеский постриг и священный сан и через некоторое время стал настоятелем одного из туровских монастырей, где попытался ввести более строгий Студийский устав монашеской жизни. Вполне возможно, что эти попытки игумена вызвали недовольство братии, и в 1147 году Кирилл оставил настоятельство и ушел в затвор. Существует также предположение, что на уход Кирилла с настоятельства могли повлиять и церковно-политические события истории Древней Руси.

В затворе, т. е. в полной изоляции от мира, святитель принял подвиг столпничества. Именно здесь он написал значительную часть своих произведений, поскольку никакие заботы не отвлекали его от любимого им богословского творчества. В 1159 г. он по настоянию князя и народа был вынужден покинуть затвор, чтобы стать епископом Турова. Именно на поприще архиерейского служения стал широко известен «русский Златоуст». Его проповеди, слова, послания распространялись не только в Туровском княжестве, но и повсюду в Древней Руси. Его эрудиция и образованность были очень ярким явлением на небосклоне древнерусской мысли. В житии святителя сохранилось упоминание о посланиях, адресованных им святому князю Андрею Боголюбскому, который ранее занимал и туровский княжеский престол. Ни одно из них не сохранилось, но мы можем предположить, что тематика этих писем касалась непростых церковных и политических событий, происходивших вокруг Владимирского княжества в то время. Около 1177 года святитель Кирилл оставил кафедру и удалился в один из монастырей, где, очевидно, принял великую схиму (что это такое—читайте в «Ступенях» № 3 (15) 2004) и продолжал литературное творчество. Как уже говорилось, точное время смерти святителя Кирилла не известно. Очевидно, он скончался в 90-х годах XII века.

Плоды жизни

Святитель Кирилл, вероятно, единственный древнерусский автор, который оставил такой значительный объем литературных произведений.

Целый ряд церковных исследователей, а также нецерковных специалистов новейшего времени—лингвистов, философов, культурологов, филологов—в разное время обращались к литературному творчеству туровского Златоуста, признавая его большую начитанность, огромную богословскую и церковно-историческую эрудицию. Но для того, чтобы полностью понять этого автора, необходимо спокойно признать всего лишь один непреложный факт. Святитель Кирилл—автор, в первую очередь, церковный, поэтому понять его произведения, его мировоззрение можно только обладая церковной культурой. Рассматривать произведения церковного автора с позиций секулярной науки—совершенно искусственно и, несомненно, поверхностно. Святитель Кирилл—христианин, монах, епископ, укорененный в духовных ценностях Церкви, приверженный учению Церкви и ставящий ни во что свои собственные измышления, разнящиеся с церковным учением.

Многие исследователи ставили вопрос об источниках литературного творчества святителя и давали на этот вопрос самые разные ответы. Церковный исследователь, обратившись к произведениям святителя, достаточно быстро может определить стилистическое и лексическое тождество трудов святителя Кирилла с текстами Священного Писания, богослужебными текстами и внебогослужебными молитвословиями Православной Церкви, творениями отцов Церкви. Все это церковное наследие, которым жил святитель, осталось неизменным и сейчас. Вместе со Священным Писанием церковное богослужение и творения отцов Церкви составляют Предание Церкви. Общая укорененность в церковном Предании и богослужебной культуре автора и читателей является ключом к пониманию произведений автора, стихией, объединяющей первого и последних.

Итак, что же оставил нам великий Туровлянин?

Поучения монахам; толкования на Священное Писание (не сохранились); послания святому князю Андрею Боголюбскому (не сохранились); проповеди на Господские праздники и другие дни церковного года; молитвы к Господу и святым суточного и дневного круга; Покаянный канон Господу; поучения на различные темы.

А. А. Мельников, один из самых глубоких исследователей личности святителя Кирилла, насчитывает 68 сохранившихся до наших дней произведений святителя.

Почему же мы так дорожим личностью святителя Кирилла, почему так высоко оцениваем результаты его церковного служения? Какую ценность создал своей жизнью этот человек—так, что мы ставим его выше других?

Молитвенными подвигами монашеской жизни и столпничества он действительно собрал духовные колосья. Когда эта свеча духовного света была поставлена на епископскую кафедру, тогда хлеб духовный, собранный и испеченный за время напряженного внутреннего самосовершенствования, святитель предложил другим людям, исполнив этим одну из главных жизненных целей монаха: совершенствовать себя для других, стяжать духовные ценности для того, что поделиться с другими людьми. И ему было что раздавать, и он знал, как это делать.

Имя святителя Кирилла все чаще стало звучать на телевидении и радио, в печатных изданиях, книгах, в аудиториях университетов, на представительских научных форумах. Но самое большое внимание, которое мы можем уделить личности святителя Кирилла,—это подражание его жизни, его любви к Богу, его неравнодушию к происходящим вокруг него событиям, его вдохновению и желанию трудиться во славу Божию. Личность святителя—дивный пример сочетания самоотверженного духовного подвига и благоговейной любви к знанию и науке. Вот на что мы, как кажется, должны обратить внимание в первую очередь. Святитель Кирилл являет собой образ целостного христианина, идущего средним, царским, путем. Своей обширной ученостью он отрицает крайность невежества, а своим напряженным подвигом веры обличает духовную близорукость расслабленного грехом ума.

Восемь веков отделяют нас от времени жизни святителя Кирилла, но время и расстояние истончаются, когда вновь и вновь встречаемся с ним в богослужении, в Литургии, объединяемся во Христе, признаем святого Кирилла своим духовным вождем. Нет, не день смерти святителя Кирилла мы отмечаем 11 мая. Это день исполнения его надежды, совершения цели его жизни и начала новой жизни с Богом. Это день, когда его духовный хлеб созревает, и мы кладем его на наш стол.

 Бубнов П. В.,
преподаватель МинДАиС,
кандидат богословия

Столпник—монах, живущий в небольшой келье, построенной на возвышении, широком столбе, представляет собой в целом небольшую башню, куда не могут попасть другие люди.

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.