Христос и женщины

На страницах Евангелий запечатлено много ярких образов людей, окружавших Христа. Чаще всего это мужчины: ученики-апостолы, внимавшие долгое время наставлениям Учителя и, в конце концов, изменившие Ему; тайные ученики; фарисеи, предавшие Спасителя на смерть; правители, вожди и религиозные наставники, осудившие Христа; воины, Его распявшие. Образы женщин остаются как будто в тени. В древнем мире женщины чаще всего оставались молчаливыми рабынями, жизнь которых была ограничена изнурительным трудом и домашними заботами. В одной из иудейских молитв были слова: «Благодарю Тебя, Боже, что Ты не создал меня женщиной…». Поэтому не случайно, что лишь изредка мы видим жен подле Христа. Но каковы эти встречи?! Кто эти женщины?!

Самарянка

Еще в самом начале Своего служения Спаситель по пути из Иерусалима в Галилею встретил некую женщину, самарянку (Ин.4, 3-7). О важности этой встречи свидетельствует хотя бы то, что евангелист Иоанн уделяет описанию этого эпизода очень большое внимание, а Церковь в пасхальный период выделяет воскресенье, в которое воспоминается эта необычная встреча.

По еврейским понятиям эта женщина была блудницей и еретичкой: она множество раз выходила замуж и придерживалась веры своего народа. Апостолы удивились, что Учитель беседует с самарянкой. Но еще больше они были поражены, узнав, что не им, а этой простой иноплеменнице Он впервые прямо сказал о Себе как о Мессии и посвятил ее в сущность вечной религии духа. Эта женщина смогла лучше чем ученики понять Христа и разделить Его истинную пищу. Она начала свидетельствовать о Мессии среди своего народа, чего не могли еще делать ученики.

Блудница

Евангелист Иоанн рассказывает также случай, когда к Спасителю привели женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин.8, 3). По иудейскому закону она должна была быть подвергнута побиению камнями до смерти. Иудеи, знавшие о Христовом милосердии, намеренно привели согрешившую женщину к Нему, чтобы иметь возможность или обвинить Его в нарушении закона, или подорвать веру в Его милосердие среди народа и учеников. Спаситель не стал вступать в спор с ними. Какое-то время Он вовсе будто не замечал шумную толпу, выводя что-то пальцем на земле. Когда же Он поднял голову, то сказал лишь несколько слов, которые, однако, заставили разъяренных обвинителей разойтись в стыде и молчании: «Кто из вас без греха, первым брось на нее камень» (Ин.8, 7). Спаситель и женщина остались одни.
— Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?
— Никто, Господи.
— И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши (Ин. 8, 7-11).

Марфа и Мария

1 (1)

Для Сократа женщина была лишь тупым назойливым существом, а Будда не разрешал своим последователям даже смотреть на женщин. В Иудеи женщины не могли без мужчины читать ежедневные молитвы или сами совершать паломничества в Иерусалим на главные праздники; женщина не могла читать Тору. До служения Христа не было ни одного примера, чтобы еврейские женщины становились ученицами великих учителей, тем более, чтобы они были их спутниками или наставляли кого-нибудь, кроме детей.

Спаситель же предпочел, чтобы женщина служила Ему как ученица и последовательница, вместо того, чтобы только прислуживать Ему, исполняя свою традиционную обязанность, как мы видим это на примере сестер Марфы и Марии.

Учитель любил дом Лазаря и его сестер. Гостеприимство этого семейства нередко давало Ему кров и отдых. Однажды, когда Он пришел к ним, Марфа начала хлопотать об угощении, а Мария села у ног Учителя, чтобы слушать Его слова. Видя это, старшая сестра обратилась к Спасителю:
— Господин, Тебе дела нет, что сестра меня одну оставила служить? Скажи ей, чтобы она мне помогла.
— Марфа, Марфа, — ответил Иисус, — заботишься ты и беспокоишься о многом, а одно только нужно. Мария же благую долю избрала, которая не отнимется от нее (Лк. 10, 38-42).

Вторая, запечатленная на страницах Евангелия встреча Христа с Марией и Марфой состоялась в более драматических обстоятельствах, когда умер их брат, и Спаситель шел воскресить его, зная, что через несколько дней Он Сам претерпит Крестную смерть. И вновь мы видим удивительный пример веры и надежды, явленный евангельскими женщинами. Марфа — одна из немногих, кого мы видим на страницах Евангелия прямо исповедующих Иисуса Христа.

Встретив Учителя, еще не вошедшего в Вифанию, Марфа с глубокой душевной скорбью обращается к Нему:
— Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
— …Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет.

Один из немногих случаев, когда Христос говорит о Себе «Я есмь», что само по себе подразумевает Его Божественное и Мессианское достоинство. Женщина слышит проповедь из уст Самого Бога о воскресении и в ответ исповедует: «Так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир» (Ин. 11, 5-26).

Возлившая миро

1 (1)

Накануне событий входа Христа в Иерусалим мы встречаем еще одну удивительную женщину, потрясшую всех, не исключая апостолов, своей искренней любовью к Учителю правды и милосердия. Согласно евангелисту Иоанну, это была Мария, сестра воскрешенного Лазаря. Согласно другим евангелистам, это была некая неизвестная женщина, пришедшая в дом, где Христос возлегал за вечерней трапезой со своими учениками. Она разбила сосуд и начала лить на Спасителя миро — очень дорогое ароматическое масло. Зачем она это сделала? Да просто потому, что по-другому никак не могла выразить своих глубоких чувств по отношению к Сыну Божьему: признательности, благодарности, любви и почтения, — а это благовонное масло было самым дорогим, что у нее вообще было! По иудейской традиции, семьи, где рождались дочери, долгие годы собирали на день свадьбы это драгоценное миро. Отдать самое дорогое, что есть у тебя, для того, кого любишь больше всего на свете — это шаг истинной любви и преданности. Не то что враги Христа, но даже некоторые из учеников осудили женщину за такую, как им казалось, невероятную расточительность. Сосуд мира стоил огромных денег. Они стали роптать и своими разговорами смущали женщину. Но Сам Спаситель вступился за нее, видя ее чистейшее и искреннейшее расположение:

«Оставьте ее; что ее смущаете? …Она сделала, что могла: предварила помазать тело Мое к погребению. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк. 14, 6-9).

Женщины у Креста

Спустя несколько дней, когда настал час тяжкого испытания и для Учителя и для всех людей, окружавших его, только женщины не покинули Господа. Они были на Голгофе в момент Его страданий и смерти, разделяя с Богородицей боль ее величайшей душевной скорби. У Креста Господня «стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина»: три женщины и один мужчина — любимый ученик Христов апостол Иоанн.

Апостолы апостолов

Жены и тайные ученики подготовили Тело Христово для погребения и проводили Учителя до гроба. И не ученикам и апостолам, избранным благовествовать миру, а именно женам, преданно следовавшим за Спасителем, первым была открыта пасхальная тайна… Жены, возвестившие благую весть сокрушенным ученикам, явились апостолами апостолов и благовестницами благовестников.

  Рой Г. В.,
преподаватель МинДАиС,
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.