«Настоящий человек должен следовать своим идеалам…»

1 (1)Как современная девушка может придти к вере? Как может решиться поступить в церковное учебное заведение или в монастырь? Бог каждого ведет своим путем. Сегодня гость рубрики «Семинария в лицах» — учащаяся III курса Регентского Училища при Минской Духовной Семинарии Ольга Демчик.

—Оля, интересно, а в детстве ты была такой же примерной, как и сейчас? Что ты запомнила из того времени?

—В детстве я всего лишь один год ходила в детский сад. Там меня обижали, поэтому понравиться мне это не могло. Потом мама отдавала меня на побывку то к одной, то к другой бабушкам. Обе они были верующими, хотя, конечно, в то время их исповедание Бога было тайным. И одна, и другая старались отучить меня от всего плохого. Папина мама учила меня молиться, водила в храм. Перед иконой Святителя Николая мы ежедневно читали утром и вечером молитву «Отче наш». Моя вторая бабушка старалась воспитывать меня больше уговорами, однако это на меня действовало слабо. Часто мои поступки могли ее обидеть, оскорбить. Например, если мне захотелось сладостей, я могла без всякого стыда пойти к соседке и попросить хлеба с вареньем или конфет. Однажды дедушка искал меня по всей деревне, а я ушла на хутор. Мне просто захотелось тех яблок, которыми меня там угощали. Было мне тогда четыре года. Помню, я чуть не упала в колодец с водой, но Господь сохранил.

Вообще я была очень вредным, непослушным ребенком. Взрослые думали, что ничего хорошего из меня не выйдет. Часто вспоминаю, как мама перед сном осеняла меня крестным знамением и говорила: «Ну, давай, говори молитовку». А утром, только проснувшись, мы вместе с ней читали первые мои детские молитвы. Молитвы были только утром и вечером, а за день я успевала столько дел натворить!

Когда я приезжаю в поселок и мне начинают рассказывать про мои проделки, я думаю: неужели это я? Многие пожилые люди, которые помнят меня маленькой, говорят с удивлением: «Неужели это та самая Оля?!»

—Что же на тебя так повлияло?

—Это результат моих детских впечатлений о Боге, особенно, когда меня водили в церковь. Конечно, это бывало редко. Сначала меня водила бабушка, а когда я пошла в школу, то уже мама старалась 3-4 раза в год меня причащать. Она брала меня всегда с собой на хор. Там я немножко подпевала певчим.

—Как к тебе относились твои сверстники?

—Все знали, что наша семья — церковная, и часто это служило причиной насмешек и обид. Я приходила домой и плакала. Однако уже тогда я знала, что всякое терпение вознаграждается, поэтому старалась найти утешение в Господе. Я стала чаще уединяться и обращалась к Богу.

—Но друзья у тебя все-таки были в школе?

1 (1)—У меня была лучшая подруга. Мы с ней дружили до 9-го класса. Потом у нее появились другие интересы, другая компания. А в детстве мы с ней даже «освящали» воду. Поставили на табуреточку кастрюлю воды, взяли книжку с образом Иисуса Христа, зажгли свечки (правда, не церковные, а от ее именинного торта) и стали «освящать». Мы не смутились, когда зашла мама и предложили ей тоже «святой» водички. Мы выпили из кастрюли всю воду, а потом попробовали из крана. Нам казалось, что они были совсем разные на вкус. Естественно, вкуснее нашей «освященной» воды ничего не могло быть, хоть она была из того же крана.

Многие мне «сочувствовали» из-за того, что в пост я не ходила на дискотеки, не питалась в школьной столовой. Но в старших классах школы меня стали уважать и даже обращались за советом. Такое изменение произошло, видимо, потому, что я никогда не стеснялась своих взглядов. Они зрели и становились все тверже. Человеку нельзя под влиянием толпы вливаться в серую массу, теряя собственное лицо. Настоящий человек должен следовать своим идеалам и ценностям, которые и формируют из него незаурядную личность. Моим девизом были слова: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

—Когда и где тебя крестили?

—Ввиду сложностей того времени, меня крестили на дому священника. Он жил не в поселке, а на хуторе.

—А свое первое причастие ты помнишь? Где это было?

—В обычной сельской церкви. В нашем поселке Ореховском в годы моего детства храма еще не было. Зато его окружали деревни, в каждой из которых была церковка. Поэтому молиться и причащаться мы ездили в соседние села.

Я помню, как бабушка подвела меня к чаше. После причащения пожилая прихожанка угостила меня конфеткой. После этого я решила: буду ходить в храм, потому что здесь угощают конфетами. Но запомнилось, главным образом, другое. Было такое чувство, что все, что меня беспокоило, осталось где-то в притворе храма.

—Твоя старшая сестра — игуменья женского монастыря. Расскажи, пожалуйста, о ней.

—Да, у меня есть старшая сестра, которая занимает должность настоятельницы в Свято-Иоанновском монастыре д. Кормы, что на Гомельщине. В миру ее звали Наталья, а при постриге она получила имя София. Ей 25 лет. Три года она проучилась в ВУЗе на филфаке. Наталья с самого раннего детства отличалась смирением, спокойствием. Все удивлялись ее простоте. Но тогда никто не мог и предположить, что она будет монахиней. Но сестра иногда поговаривала об этом, любила уединяться в комнате. Возьмет стопочку книг, а среди них — обязательно Библия. Свою религиозность напоказ не выставляла. Я забегу к ней в комнату, зову: «Тут тебя ребята спрашивают! Что ты делаешь?» — «Читаю Библию», — кротко отвечает она. У меня тогда это вызывало удивление. А ребята над ней посмеивались. После школы Наталия решила пойти в монастырь, но мать наотрез отказывалась отпустить ее туда. В 17 лет в монастырь!? Папа тогда был еще не воцерковлен и тоже слушать не хотел о желании дочери. Тогда сестра поступила в Брестский педагогический институт. Стала регулярно ходить в храм, участвовать в паломничествах по святым местам. Особенное впечатление на нее произвел Валаам, где она побывала два раза. Именно после второй поездки туда Наталия твердо решила уйти в монастырь. Ей тогда было 20 лет. Год она пробыла послушницей, а затем — постриг. Сейчас подвизается в Корме, молится за меня, грешную, дает мне наставления.

—Оля, а когда к тебе пришла мысль поступать в регентское училище?

—Воскресной школы у нас в деревне не было, как не было и самой приходской жизни. Духовности учила нас мама, ежедневно давала читать детскую Библию и сама читала нам книгу «Земная жизнь Иисуса Христа». Я самостоятельно осваивала азы Православия, знакомилась с историей Церкви, которой в школе нас не могли учить. Однажды батюшка из соседней деревни организовал поездку в Жировичи. Тогда еще я хотела поступать в Минск на факультет теологии. Однако, побыв в Жировичах, решила поступать сюда. Три года при монастыре — это особенная духовная поддержка. В школе я пела в детском хоре, музыкальные данные у меня есть. И духовник нашей семьи, иеромонах Лядинского монастыря Алексий, благословил меня поступать сюда.

—Скажи откровенно, учиться тебе нравится? И хватает ли времени совмещать учебу с послушаниями?

—Да, учиться мне всегда нравилось. В школе до 5-го класса я училась как получалось. Детям всегда хочется побольше погулять. Но когда в учебной программе у нас появился английский язык, я стала более прилежна в учебе. Пятый класс закончила с одной четверкой по физкультуре. Мой брат часто говорил мне: «Ты со своей старательностью можешь поступить в любой институт». Он вообще очень способный мальчик. На домашнее задание у него уходило не более часа. Мне же надо было подольше посидеть над уроками, я брала дополнительную литературу. В училище мне тоже нравится учиться. Дома, правда, было немножко меньше работы. Поэтому получается выучить лишь то, что требуют, а на чтение дополнительной литературы не всегда хватает времени. Но послушания мне не мешают, я с охотой их выполняю. Очень люблю домашнюю работу: убирать, стирать, гладить, кормить рыбок, попугаев — это мое.

—А нравится ли тебе готовить?

1 (1)

—Я могу готовить, не отдыхая. Когда прихожу с послушания, бабушка меня жалеть начинает: «Ой, ты так устала, пойди отдохни». — «Баба Вера, я отдыхаю! Мне приятно так вот отдыхать», — отвечаю я и берусь за уборку или готовить что-нибудь. Когда я училась в пятом классе, моя классная руководительница спрашивала у мамы, правда ли, что любимое дело у Оли — убирать дома, как она сама говорит. Мама ответила: «Да, она каждый день приходит домой, достает пылесос и пылесосит». Правда, пылесос долго не выдержал, скоро испортился. Свой первый торт я испекла в 4-м классе. Пришла со школы и сказала маме, что хочу торта. Так как пекла торты у нас только моя сестра, которой не было дома, то мама мне говорит: «Вот тебе тетрадка, сама и пеки». «Ну ладно, — думаю, — испеку». Испекла я кефирный торт, как сейчас помню. Даже наша соседка была им удивлена. С тех пор я стала сама выпекать и готовить.

—Какие планы на будущее?

—Все в руках Божьих, как говорят. Живу одним днем, как учит Евангелие: завтрашний день сам о себе позаботится. Хочется, если Богу будет угодно, закончить регентское и поступить в медучилище, а там и в медуниверситет. У меня тяга к медицине. В школе у нас был кружок милосердия. О Боге там мало кто вспоминал, но деятельность кружка был построен на принципах милосердия Андре Дюнана. Это шведский основатель Красного Креста. Там нас учили, как оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, как лечить некоторые заболевания. Мое желание стать врачом укрепляется. Я буду стараться исполнить эту свою заветную мечту. Кроме того, как и любой девушке, мне бы хотелось стать примерной женой и матерью.

—Какой ты представляешь себе православную семью?

—На первом месте в православной семье должен быть Бог. Все должно строиться на взаимоуважении и взаимопомощи. Муж должен уважать свою жену, а жена «да боится своего мужа» (Еф. 5, 33) и отдает мужу должное почтение. Детям подобает слушаться своих родителей, которые обязаны прививать им нравственность. В семье должна царить любовь. Часто молодые девушки ищут любовь, не зная, какая она. Мне кажется, любовь складывается годами, и настоящая любовь та, которая «не бесчинствует, не ищет своего», как в гимне апостола Павла. Все должно быть основано на жертвенности. Всегда любить и всех любить — именно это и есть наш женский долг.

—А кто был источником вдохновения в твоей жизни?

—Как я уже отмечала, меня пленили принципы гуманности. Но я понимала, что этого мало. Любое предприятие, которое строится без Бога, в любой момент может рухнуть. Мне попалась как-то книга «Земной ангел» с жизнеописанием Великой княжны Елизаветы Федоровны, новомученицы Российской. Я была удивлена ее самопожертвованием, мужеством и в то же время женственностью. Для меня она и стала источником вдохновения. Да и многие другие святые: жены-мироносицы, Ксения Петербургская. Я стараюсь прибегать к их молитвенной помощи.

— А как часто ты молишься?

— Я стараюсь исполнять послушание своего папы. Он воцерковился уже после ухода сестры в монастырь. Папа мне постоянно советует: «Читай Иисусову молитву, где бы ты ни была!» Конечно, когда я дома и рядом с папой, то легко исполнять все его наставления. Но когда остаешся одна, бывает расслабляешься. Однако стараюсь постоянно держать молитву в уме . В радости благодаришь Господа. Но когда на душе скорбь, тогда молитва горячее, это понятно.

—Чем ты занимаешься в свободное время? Есть ли вообще оно у тебя?

—Да. Прежде всего, это выходные дни. А когда подготовлюсь к занятиям, стараюсь пойти к знакомым, у которых маленькие детки, и свободное время провожу с малышами. Тогда я по-настоящему отдыхаю.

—Что бы ты хотела пожелать нам, учащимся Регентского Училища?

—Своим сестрам во Христе, своим подругам хотела бы пожелать самого-самого светлого. Пусть каждая девушка найдет достойного супруга, украсит себя христианскими добродетелями. Пусть девочки найдут свое место в этой жизни. Желаю, чтобы каждая из них стала матерью, хорошей женой. Помните, как в «Евгении Онегине»: «…верная супруга и добродетельная мать». Пусть святые угодники помогут всем им в несении их креста. Желаю, чтобы вера, надежда и любовь были всегдашними спутниками их жизни. Крепости всем духовной, здравия телесного и всего самого наилучшего.

 С Ольгой Демчик беседовали воспитанницы III курса
Регентского Училища Удалова Наталья,
Удалова Ольга, Шеренгина Елена

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.