Обыкновенное чудо

1 (1)Сегодня в храме женщин можно встретить чаще, чем мужчин. Странно, что влечет в Церковь современных, независимых, принявших идеи эмансипации и феминизма женщин? Может, нелады в семье или проблемы на работе, поиски исцеления от недугов или сложности с устройством личной жизни? Почему они приходят к Богу? Ответы на эти вопросы дала минчанка, женщина-художник—Ксения Беляева.

15 лет назад, будучи студенткой театрально-художественного института, выросшая в семье людей искусства, Ксения искала суть жизни, размышляла о предназначении женщины. «Я всегда понимала, что вечны рождение и смерть. А что должно произойти между ними? Ответа на этот вопрос жаждала душа. Она просила неведомого».

Неисповедимы пути, которыми Господь приводит человека к Себе. По приглашению преподавателя института Алексея Марочкина студентам позировал для портрета белорусский поэт Олег Бембель. Он исповедовал свою веру в Бога в миру ненавязчиво, тепло, с любовью. После того, как он подарил всем студентам по иконке Жировичской Божией Матери, в мастерской родилась идея, которая осуществилась потом по благословению игумена монастыря,—организовать художественную практику в Жировичах. Здесь студенты писали небо, закаты, лес, монастырь.

«Именно там, во время практики в Жировичах, нам было разрешено пользоваться библиотекой Семинарии. Там я читала размышления старца Силуана об Адаме, как он был прекрасен, совершенен, как говорил с Богом, и о том, как он через грех потерял эту возможность. В моем сознании мир перевернулся. Я поняла, что я дома, что искать больше не надо. Словами это было почти невозможно выразить. Я искала знаний о вере, а в Жировичах Господь подарил мне опыт веры».

Этой же осенью Ксения повстречалась со своим будущим мужем Валерой Беляевым и попросила отвезти ее в Жировичи. Она приняла крещение у престола Явленской церкви. Ей было 20 лет.

Через два года родился первенец, его назвали в честь дедушки Леонидом. Затем второй сын—Коля, в честь Святителя Николая и второго дедушки. Спустя два года появилась у Беляевых Елизавета, затем—Варвара. Два года назад Господь подарил им Трифона, а меньше года назад—Галину. Сейчас в их семье шестеро детей.

Необыкновенно теплые отношения, воспитание в православной вере, старшие заботятся о младших, у каждого свое послушание. Дети с колыбели в храме. Как трогательно Ленечка или Колечка—а Ксения всегда называет детей только уменьшительно-ласкательными именами—нянчат младших—Тришу и Галюшу. И малыши тянут ручонки и обнимают за шею старших.

Безусловно, Ксении нелегко управляться дома с детьми. Но, как она говорит, все с Божьей помощью. Очень помогают поддержка мужа, молитвы и советы духовника.

«Страшно не быть смоковницей плодоносящей. Мне кажется, что это вообще болезнь современного мира: с виду вроде и здоров, и листья красивые, а не плодоносишь. Я имею в виду также и духовное плодоношение.

Постепенно, вместе с почерпнутыми из святых источников знаниями и опытным путем открылось, что важно и нужно, не жалея себя, своих сил, «живота своего», согреть кого-нибудь. А еще позже—что важнее всего согреть свое сердце, чтобы оно стало любовь-родящим, что и значит преобразиться. Господь буквально за руку ведет человеческую душу по ступеням, и в какой-то момент душа способна читать слово Божье, постигать его».

1 (1)

Может быть, вот эти ступени: рождение детей, воспитание их в трудах, написание икон. Первой иконой был образ Иоанна Кормянского. Сейчас он находится в алтаре Петропавловского собора в Минске. Затем икона Жировичской Богоматери, сейчас она в храме деревни Крайск под Логойском. Там же образ Елизаветы Федоровны, царственных страстотерпцев, икона Божьей Матери «Умиление». Затем образ Иоанна Предтечи, иконы Божьей Матери Корсунской, «Споручница грешных», икона Пресвятой Троицы, образ Ксении Петербургской.

Ксения пригласила меня в свою мастерскую. Там я увидела почти готовую икону Святого Христофора и услышала притчу о могучем воине Христофоре, который взялся перенести Младенца Иисуса через реку. Он едва ли смог поднять Ребенка и спросил его: «Отчего Ты такой тяжелый?» На что Господь ответил: «На Мне грехи всего мира». Эту икону Ксения написала для православного прихода в Германии. А еще ее ждет новая работа—роспись большого креста. И хоть сил и времени почти нет—на руках маленькие дети, Господь не оставляет ее без работы. А летним днем из распахнутого окна ее мастерской в квартире на первом этаже на озабоченных мирскими проблемами прохожих смотрят сотворенные с Божьей помощью ее руками лики святых. Пока мы беседовали, дети были рядом. Ксения, не прерывая разговора, кормила 11-месячную Галю. А у меня возникло ощущение, что такой же умиротворенный образ видела на иконе «Млекопитательница». А еще казалось, что точно так же она своей материнской любовью «кормит» остальных детей: одного нежно приласкает, другого возьмет за руку, кому-то посмотрит в глаза, что-то скажет. И это очень нужно детям. Поэтому они так скучают во время недолгих разлук с мамой.

Дети чувствуют родительское тепло и заботу, они окружены любовью, этим прекрасным Божественным даром, который стал такой редкостью в наше время. И подумалось: вот что ищут женщины в Церкви—гармонии в своей душе и гармонии с окружающими. Интуитивно каждая хочет видеть вокруг себя любовь.

На мой вопрос о том, как она со всем справляется, Ксения ответила, что это как будто в доме каждый день гости. Сели обедать—надо накормить восемь душ. А после обеда—гора посуды. Она бы не справилась со всем этим, если бы не муж и дети. Девочки моют посуду, старшие мальчики забавляют малышей.

И подумалось, какой нелегкий крест несут иногда люди по жизни. Помощь Божья и здесь очевидна. Как в притче. Странник шел по пустыне, ему было все по силам. Рядом со своими следами на песке он видел еще пару следов—следы Господа. Близость Его придавала силы, воодушевляла. Но, возможно, самонадеянность породила уныние, и вот на песке только одна пара следов. «Господи, зачем Ты оставил меня сейчас, когда мне особенно трудно?»—возопил странник. И Господь ответил: «Это Мои стопы ты видишь на песке. Я несу тебя на Своих руках».

Мы вышли с детьми погулять во двор, и старушка на лавочке тихо сказала другой: «Странно, у этой женщины столько деток, а она всегда с улыбкой».

 Мартинович Людмила

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.