Письмо в редакцию

1 (1)Здравствуйте, «Ступени»! Недавно наблюдал странную и совершенно непонятную с моей точки зрения ситуацию, которая и побудила меня написать вам. На автобусной остановке христианин-протестант и христианин-ортодокс буквально с пеной на губах боролись за истинное христианство. Почему же возникают такие споры между людьми, которые читают одну и ту же священную книгу—Библию, молятся одному и тому же Богу—Христу? Христиане учат о любви и мире, а между собой договориться не могут. Спорят о каких-то только немногим понятных догматических тонкостях и называют это борьбой за истину. Однако нетрудно заметить, что борцы за истину забывают о самом главном, к чему призывал Христос,—о любви между всеми людьми, не говоря уже о тех, кто бы захотел называться именем Христа. Это понятно даже мне, человеку лишь поверхностно и больше понаслышке знакомым с Евангелием. Почему же непонятно это тем, кто считает себя верующим христианином?

Не кажется ли вам, уважаемые сотрудники «Ступеней», что вообще какие бы то ни было споры о религиозной истине бессмысленны и противоречат учению Христа и здравому смыслу? В Бога нужно просто верить. Я считаю, что Бог один, и чтобы в Него верить и исполнять Его нравственный закон, вовсе не нужно вдаваться во все эти философские умозаключения. Не так ли? Если люди из-за каких-то теоретических разногласий начинают ненавидеть друг друга, то это уже не христианство.
С уважением, Евгений Биров

Уважаемый Евгений, благодарим Вас за письмо. Проблема, которую Вы поднимаете, действительно очень серьезна и требует глубокого осмысления и настоящего христианского решения. Вы совершенно справедливо отметили, что главная заповедь Христа—это заповедь любви и прощения. К глубокому сожалению люди, даже те, кто называет себя христианами, не всегда, может быть, правильно понимают, в чем эта любовь должна проявляться и выражаться. Человек, кем бы он ни был в этой жизни, чем бы он ни занимался, какую бы жизненную и мировоззренческую позицию ни занимал, для христианина всегда остается братом. Он достоин любви и уважения лишь потому, что он человек, личность—образ Божий, изгладить который просто невозможно. Когда люди начинают по каким-либо причинам ненавидеть друг друга, это всегда нарушение закона и заповеди Творца. Исключений здесь быть не может. Поэтому мы полностью согласны с мыслью, что религиозные разногласия, как, впрочем, и любые другие, для христианина не являются и не могут быть поводом для ненависти и вражды.

Но это вовсе не значит, что правы все и что с каждым учением и каждой жизненной позицией можно согласиться, да и сами эти учения часто противоречат друг другу. Слишком упрощенное и искусственное решение объявить, что правы все. Это действительно бы противоречило здравому смыслу, потому как даже человеку мало-мальски знакомому с религиозной жизнью понятно, что это не так. Интересно и глубоко, на наш взгляд, оценивает факт множественности религий и религиозных взглядов известный русский богослов священник Александр Мень. «Трудно утверждать,—говорит он,—будто все религии одинаково истинны. Духовный рост человечества не есть простое расширение какой-то аморфной массы идей или соединение их без разбора в одно целое, но предполагает сомнения и выбор. И в науке невозможно обходиться одними «ДА», где-то необходимо говорить и «НЕТ». Даже «отрицательные открытия» (как в случае с «вечным двигателем») могут играть огромную творческую роль. Они проясняют пути познания. Точно так же и вера не может обойтись без отрицания и отказа».

И с другой стороны, если Вы в своем письме ссылаетесь на закон любви Христа, то должны согласиться с тем, что Христос Своим личным примером утверждал эту заповедь. Тем не менее, Он участвовал и в некоторых ситуациях Сам выступал инициатором споров о религиозной истине. Противоречило ли это духу и заповеди любви? Нет, Христос не переставал любить своих оппонентов. Он желал открыть им истину.

На этом примере должны основываться и все современные споры о правильной вере в Бога между последователями Христа. Если же спор между христианами ведется, как Вам пришлось это наблюдать, «с пеной на губах», то такой спор, без сомнения, противоречит заповеди любви и, как показывает опыт, чаще всего не приносит никаких положительных результатов.

Наша дискуссия должна иметь своей целью не углубление разногласий, а сближение позиций, достижение истинного, а не на словах, единства христиан.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.