Святая Мария Скобцова

1 (1)В настоящее время продолжаются споры о личности русской монахини Марии (Скобцовой), которую Константинопольская Православная Церковь 1 мая 2004 года причислила к лику святых. Еще при жизни подвергались критике ее стихи, высказывания о преобразовании монашества и некоторые богословские воззрения. Она была прославлена за то, что в тяжелых условиях немецкой оккупации, а затем и в концлагере показала пример настоящей христианской любви, жертвовуя собой ради ближних. В конце своей жизни монахиня Марии (Скобцова)приняла мученический венец.

Елизавета Юрьевна Пиленко (в будущем монахиня Мария) родилась 20 декабря 1891 года в Риге. Все ее детство прошло в Анапе, но в 1906 году, после смерти отца, семья переезжает в Петербург. Юная Лиза Пиленко была романтическим человеком, писала стихи. В 15 лет она познакомилась с Александром Блоком, который посвятил ей одно из своих стихотворений. Замуж Елизавета вышла за молодого юриста Дмитрия Кузьмина-Караваева, когда ей исполнилось 18 лет, но через 4 года совместной жизни они разошлись.

После революции Лиза вступает в партию социал-революционеров, а в 1918 году, когда в России бушевала гражданская война, они вместе с матерью и дочерью Гаяной снова переезжают в Анапу. Там ее избирают сначала членом муниципального совета, а потом и городским главой. В это время она второй раз выходит замуж за Даниила Ермолаевича Скобцова.

Далее в жизни Елизаветы следует череда переездов: Грузия, Константинополь, Сербия и, наконец, Париж. За это время у нее родились еще сын Юрий и дочь Анастасия. Во Франции семье Скобцовых, как впрочем и большинству русских эмигрантов, пришлось нелегко—Даниил Ермолаевич устроился шофером такси, а Елизавета Юрьевна выполняла всевозможные работы на квартирах у эмигрантов: убирала, дезинфицировала стены, выводила тараканов и других паразитов. Естественно, что такая примитивная работа не могла удовлетворить ее широкую натуру. Поэтому она начинает участвовать в собраниях Русского студенческого христианского движения (РСХД) и быстро заслуживает там всеобщее признание. В 1926 году она посещает богословские курсы на Сергиевском подворье в Париже, а с 1930 года она—разъездной секретарь РСХД.

В это время умирает муж Елизаветы Юрьевны, и она решает принять монашеский постриг, с тем, чтобы более самоотверженно служить Богу и ближним. В монашестве она приняла имя Мария.

В начале 30-х годов безработица среди русских эмигрантов во Франции достигла небывалых размеров. В связи с этим монахине Марии пришла мысль открыть приют для всех нуждающихся в духовной и материальной помощи. Сначала был снят дом на улице Вилла де Сакс в Париже, но когда там стало тесно, пришлось перебраться в здание на улице Лурмель, 77. Мать Мария устроила здесь общежитие для неимущих, со столовой и небольшим храмом во дворе. Естественно, что большое количество подопечных было очень тяжело обеспечить всем необходимым в столь тяжелое время. Требовалось много сил и самопожертвования. Она многое умела делать и выполняла различные работы по дому, жертвуя ради ближних своей монашеской жизнью. «Сейчас не время для аскезы, для уединенной интроспекции—гораздо важнее отдать себя болящим и бедным людям»,—говорила она.

В 1935 году монахиня Мария при поддержке друзей создает объединение «Православное дело», целью которого было оказание социальной помощи не только на словах, но и на деле. Была проведена огромная работа: на улице Лурмель открыты приходская школа, миссионерские, лекторские курсы, а также курсы псаломщиков; издавался журнал. Были также открыты два общежития для бедных и дом для выздоравливающих туберкулезных больных.

С приходом во Францию немецких оккупантов в 1940 году начинаются крупномасштабные гонения на евреев. К этому времени мать Мария уже тесно сотрудничает с антифашистским движением и активно помогает находящимся в опасности евреям: вместе с друзьями получают для них поддельные документы, скрывают их от гестапо и организуют заключенным пересылку писем и посылок. Некоторым выдавали даже свидетельства о крещении.

8 февраля 1943 года гестапо арестовало сына матери Марии Юру, а через некоторое время и ее саму. После допросов их отправили в этапный лагерь Компьен, где они в последний раз видели друг друга. Оттуда Юру увезли в Бухенвальд, а мать Марию в вагонах для скота без воды и уборных отправили в женский лагерь Равенсбрюк. Там ей предстояло провести последние два года своей жизни.

В ужасных условиях лагерной системы мать Мария не сломалась и смогла сохранить свое человеческое достоинство. «Она никогда не бывала удрученной, никогда,—вспоминала одна из ее соузниц,—она никогда не жаловалась, … была веселой, действительно веселой».

В лагере всех узников готовили к преждевременной смерти и поэтому очень плохо кормили при огромных физических нагрузках. Высоко ценились даже отбросы, если они только были съедобны. В таких условиях мать Мария умудрялась откладывать пищу для других, что требовало огромной силы воли. На своих соузниц мать Мария оказывала огромное влияние, все ее очень любили, а молодежь особенно ценила ее заботу: «Она взяла нас под свое крыло. Мы были отторгнуты от наших семейств. Она же в каком-то смысле заменяла нам семью»,—вспоминает одна из узниц. Особенно ладила она с советской молодежью: вела оживленные беседы о западно-европейской жизни, о русском прошлом и настоящем. Молодым людям мать Мария, как богословски образованный человек, читала Евангелие и толковала его.

1 (1)

В печах лагерного крематория ежедневно сжигались сотни людей, а клубы дыма напоминали узницам о слишком легком «выходе» из лагеря. Многие с ужасом ожидали этого момента. Мать Мария пользовалась любой возможностью для ободрения своих соузниц, даже видом крематория. «Только здесь над самой трубой клубы дыма мрачны,—говорила она,—а поднявшись ввысь, они превращаются в легкое облако, чтобы затем снова развеяться в беспредельном пространстве. Так и души наши, оторвавшись от грешной земли, в легком неземном полете уходят в вечность для этой радостной жизни».

Но лагерный режим наложил свой смертный отпечаток и на мать Марию: она сильно истощала, почти все время лежала и не разговаривала. В конце января 1945 года ее увезли вместе с другими ослабевшими узницами в Югендлагерь, который являлся миниатюрным лагерем смерти. Там условия были еще хуже: переклички занимали вдвое больше времени, дневной рацион составлял 60 граммов хлеба и половину половника жидкой баланды, кругом царила дизентерия, а зимой при минусовой температуре были отобраны одеяла, пальто, ботинки и чулки. Эти испытания мать Мария также смогла выдержать, не оказавшись в газовой камере или крематории. Ее перевели обратно в главный лагерь, но уже совсем истощенную и ослабевшую.

Относительно ее кончины существует несколько версий. Мать Мария могла быть отобрана в группу смертников из-за своего физического состояния. Но возможно, что она добровольно пошла на смерть ради спасения жизни другой узницы. Следует учесть, что было 2 отбора: первый—из главного лагеря в Югендлагерь, второй—из Югендлагеря в газовую камеру. Возможно, что мать Мария, видя свое физическое состояние, догадывалась о том, что ей не избежать Югендлагеря, где она вряд ли уже выживет. Поэтому она сама вступила в число отобранных на смерть соузниц, чтобы ободрить их в последние минуты жизни и вселить надежду. «Но вполне возможно,—вспоминает Жакелин Пейри,—что она заняла место одной из своих несчастных соузниц. Это вполне соответствовало бы ее жертвенной жизни. Как бы то ни было, она сознательно принесла себя в жертву, тем самым помогая каждой из нас принять свой крест».

31 марта 1945 года в Великую субботу монахиню Марию отправили в газовую камеру, а через два дня в главном лагере под эгидой Красного Креста началось освобождение тех заключенных, которые были вывезены из Франции. В их числе должна была быть и мать Мария…

 Георгий Савицкий,
студент III курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.