Святые Женщины и власть. Что общего?

1 (1)В представлении некоторых протестантских конфессий женщина в Православии играет второстепенную роль, не имеет возможности влиять на церковную политику, не может занимать посты в иерархических структурах. Неужели «слабый пол» в Православной Церкви считается чем-то второсортным по сравнению с мужчинами? Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти, исследуя подвиг женщин, причисленных Церковью к лику святых.

Одним из таких примеров служит для нас святая царица Елена. Она была матерью Римского императора Константина, прекратившего гонения на христиан и даровавшего Церкви свободу. Есть серьезные основания полагать, что царица Елена сыграла важную роль в обращении своего сына к христианству. Кроме того, она основала множество храмов в землях языческой Палестины, непрестанно проявляла милость и попечение о нуждающихся. Царица-мать со своим сыном осуществила в 326 году экспедицию в земли Палестины с целью исполнить мечту всей жизни: разыскать Древо Животворящего Креста Господня. Оно было спрятано некогда язычниками в неизвестном месте. Экспедиция увенчалась успехом. После долгих поисков Крест был извлечен на поверхность из глубокого рва, над которым некогда стояло языческое капище. Благодаря царице Елене христиане получили возможность покланяться величайшей святыне — Кресту, на котором пострадал Спаситель ради искупления всего человечества.

Имя святой царицы Елены приняла другая прославленная Церковью женщина, сыгравшая особую роль в становлении христианства на Руси, — равноапостольная княгиня Российская Ольга. Она происходила из древнего княжеского рода Изборских. Несмотря на то, что родилась Ольга в языческой семье, ей была присуща исключительная нравственная чистота. Древние авторы прозвали княгиню богомудрой и мудрейшей в роде. Подобные качества, на которых Ольга воспитывалась с раннего детства, помогли ей в дальнейшем сформироваться как истинной христианке. Семена разума, мудрости и рассудительности, которые вложил Господь в некогда малого ребенка, возросли в ее душе параллельно с ростом телесным и принесли неизмеримо богатые плоды. Один из древних авторов так описывает великую княгиню Ольгу: «О дивство! Сама не ведущи Писания, ни закона христианского и учителя о благочестии не слыша, а нравом благочестия усердно поучашася и веру христианскую от всея души возлюби. О неизреченнаго промысла Божия! Не от человек блаженная научашася истине, но свыше учителя име Божию премудрость». Именно этот дар премудрости Божией и помог Ольге, спустя долгое время поисков, увидеть ту жемчужину, которая светила княгине неугасаемым пламенем всю ее жизнь. Жемчужиной этой для равноапостольной княгини была христианская вера. Она впоследствии стала первой женщиной-христианкой на Руси, ведя за собою всех, кого коснулась ее проповедь и личный пример христианской жизни.

Именно во время княжения Игоря, мужа княгини Ольги, Киев стал тем городом, где христиане составляли довольно большой процент населения. После его смерти княгиня Ольга успешно управляла государством и укрепила влияние киевского княжества.

История, к сожалению, не может дать нам ответа, кто был духовным наставником княгини Ольги, возможно, это связано с ее божественным вразумлением, без непосредственного вмешательства со стороны людей. Русский народ по праву чтит святую равноапостольную Ольгу как основоположницу веры христианской на Руси.

В 955 году Ольга отправилась в Константинополь, где вскоре приняла святое крещение с именем Елена, в честь святой равноапостольной царицы Елены. После принятия крещения жизнь княгини Ольги протекала в непрестанном служении Богу и Церкви Христовой.

На примере жития двух христианских правительниц мы можем видеть, какое место занимали женщины в Церкви с древнейших времен и по настоящее время во всем христианском мире. Они были и есть не только любящие и верные жены, но также и мудрые руководительницы, способные заботиться о своем народе и подавать ему пример самопожертвования и полной отдачи на благо других.

 Сергей Шейко,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.