В жертву Любви

1О покаянии давно уже все написано—все, что необходимо знать для спасения. Преподобная Мария Египетская—страшная по тем временам грешница—не оставила нам никаких письменных поучений, бесед. Однако пример ее покаяния до сих пор остается источником благодатной силы и вдохновения на то, чтобы идти за Христом, сказавшим: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4, 17).

Все хоть сколько-нибудь воцерковленные люди знают удивительную историю обращения великой блудницы. Мы лишь вкратце напомним, что в двенадцатилетнем возрасте она оставила родителей, чтобы затем более 17 лет жить, предаваясь «безудержному и ненасытному любодеянию». Однажды Мария отправилась на праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня в Иерусалим, где с ней и произошло чудо покаяния. Она, оставив мир, ушла в заиорданскую пустыню…

Преподобный Серафим Саровский на вопрос, чего не хватает современным ему подвижникам, чтобы подражать святым древности, ответил: «Решимости». Да, нам не хватает решимости на то, чтобы оставить свое жалкое и рабское существование, оторваться от «мясных котлов» и идти туда, о чем не имеешь никакого понятия: в Землю Обетованную. Что это за terra incognito? И как можно довериться полной неизвестности, пока Христос и Его Благая весть остаются для нас полумифической реальностью. Разве это не так? Если бы мы жили Христом, мы были бы с Ним, мы разделили бы Его путь—Крестный путь. Жить со Христом—значит распять себя для мира (см. Гал. 6, 14), как это и сделала преподобная Мария. Как же нужно было возлюбить Бога, чтобы так возненавидеть себя: свою прежнюю жизнь, своего «ветхого человека». Решимость идти за Христом (идти до конца)—это результат святой любви к Богу и святой ненависти к себе.

Пустыня… Море раскаленного песка, это владение «бесов полуденных», убежище змей и скорпионов, бескрайняя долина смерти. Это фантастическая битва с духами злобы превратила обыкновенную женщину (наверняка изнеженную, избалованную блудной страстью) в настоящего воина, ангела во плоти. Да и что собой представляла эта плоть—тень плоти… Всей силою своего существа преподобная Мария устремилась туда—за черту сей привременной жизни, к столь возлюбленному ею Богу. Весь мир отождествился в жизни Марии с пустыней. И в этой пустыне для нее существовал только Христос. Христос и ее грех, который она омывала кровавыми слезами 17 лет,—меру греха искупила мера покаяния. «Простерла еси руце твои к щедрому Богу, Марие, в бездне зол погружаемая…» (из канона Андрея Критского).

Дерзнем предположить, что грешница Мария, несмотря на свою развратную жизнь, все же чаяла чего-то большего. Ее не могла вполне удовлетворить плотская любовь, так как интуитивно она чувствовала, знала, что должно быть нечто неизмеримо большее—неизмеримо возвышенное и прекрасное, чем простое скотское служение своему телу. Образ Божий, искаженный в человеке, казалось бы, уже до неузнаваемости, вдруг озаряет падшую душу—оживляет ее и воскрешает. Как происходит это чудо встречи кающегося грешника с Богом? О, если бы мы могли видеть себя, свою душу, в такие моменты со стороны!.. Эта встреча происходит потому, что Господь «якоже Петру человеколюбно, руку Божественную простре, твое обращение всячески иский», Господь, пришедший спасти грешников, спешит принять тебя в Свои объятья—объятия Отча. О, преподобная мати Марие! Не устаю удивляться твоей пламенной, воистину дочерней любви к нашему Отцу и, глядя после этого на себя, хочется снова и снова оплакивать свое ничтожество. Жизнь сентябрьской паутины повисла в воздухе, и я уже не знаю точно—жизнь это или не жизнь… Потому что подлинная жизнь христианская—это подвиг, к которому—увы!—нет места в нашем сердце. «Яко не имам покаяния, не имам умиления, не имам слезы утешительныя…»

Что же увлекло преподобную Марию в заиорданскую пустыню, и что ее удержало там? Невозможно нам, погруженным в жалкое и убогое самоугождение плоти и крови, что представляет собой наша повседневная жизнь, понять ту великую меру Любви, исполнившую Марию Египетскую. Современный человек—плоть от плоти с современной гедонистической цивилизацией. Но вопреки всему Господь воскрешает умерших душою и доныне.

Пример преподобной Марии Египетской учит нас, что и «немощнейший сосуд» может вместить в себя столь много, что человек, возвысившись над своей природой, уподобляется бесплотным духам. Ибо для подвига покаяния «нет ни мужеского пола, ни женского» (см. Гал. 3, 28), но есть лишь душа, готовая принести себя в жертву Любви.

 Послушник
Георгий Халиманков,
студент IV курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.