Женщины в апостольской Церкви

1В древнем мире женщина не всегда занимала достойное место в общественой жизни. Христианство принесло совершенно новую модель взаимоотношений мужчины и женщины. В первохристианской Церкви женщины, в отличие от иудейского общества, были полноценными членами общины, участвовали в богослужении и в социальном служении Церкви. Не менее важную роль первые женщины-христианки сыграли в пропведи Евангелия по всему миру.

После сошествия Святого Духа на Апостолов в день Пятидесятницы (об этом читайте в прошлом номере «Ступеней»—№ 2 (18), с. 25) первые христиане «…единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми женщинами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его» (Деян. 1, 14).

С этого момента женщины, равно как и мужчины, были частью христианской общины, терпели гонения и страдания, приводили людей к вере во Христа и участвовали в формировании перво-христианской церкви. Деятельность женщин была самой разнообразной, в нее входило и пророчествование, и служение милосердия, и миссионерская работа. В книге Деяний и Послании к Коринфянам напрямую говорится о пророческом служении женщин древнехристианской Церкви ( Деян. 21, 9; 1 Кор. 11, 5).

Сейчас трудно однозначно сказать, чем было пророчество, которым занимались женщины в апостольской Церкви. Некоторые считают, что, поскольку вместе упомянуты пророчество и молитва, речь идет о совершении богослужения; другие приравнивают пророчество к проповеди.

Еще одним важным попечением первых женщин-христианок было благотворительное служение милосердия—забота о нуждающихся, больных, гостях. В Новом Завете рассказывается о женщинах, которые добросовестно и активно занимались этим служением. О женщине по имени Тавифа говорится, что она была исполнена добрых дел и творила много милостыни (Деян. 9, 36). Вдовицы, которые рассматривались как отдельная группа в Церкви (1 Тим. 5, 3-16), посвящали себя молитвенному труду.

О роли женщин в Церкви особенно ясно говорят слова апостола Павла о Фиве, которую он называет «диаконос» (диакониссой) (Рим. 16, 1-2).

В большинстве случаев слово «диаконос» употребляется в Новом Завете в значении «слуга», «служитель» или «человек, служащий другому человеку». Апостол представляет самого себя и своих сотрудников как «диаконос» (служитель) Христа, благовествования, Нового Завета (1 Кор. 3, 5; 2 Кор. 3, 6; Еф. 3, 7; 1 Фес. 3, 2) и называет свою апостольскую работу словом «диакониа» (Рим. 11, 13).

Так, Павел называет Фиву, представительницу Кенхрейской Церкви, помощницей многим людям и даже ему самому. Название «помощник» вероятнее всего означает покровителя, который благодаря своему состоянию имеет возможность обеспечить другого человека материальной помощью или моральной поддержкой. Служение Фивы стало для апостола Павла основанием обратиться к римлянам с просьбой: «Помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас» (2 ст.). Фива помогала апостолам и другим людям в их материальных нуждах. Таким образом, служение Фивы состояло в том, чтобы помогать святым. Эту функцию служения брали на себя многие мужчины и женщины апостольской Церкви.

Древнехристианская Церковь активно занималась миссионерской деятельностью. Христианские общины посылали множество миссионеров, они покидали свои родные общины, чтобы создавать новые там, где еще не было христианской Церкви. В Новом Завете много говорится об этой миссионерской деятельности, однако основное внимание уделяется св. Павлу и его сотрудникам, в числе которых было много женщин. В 16 главе Послания к Римлянам апостол приветствует некоторых из этих женщин по именам и выражает признательность за их важный вклад в жизнь и возрастание Церкви.

Особо упоминается в книге Деяний и Посланиях апостола Павла о женщине по имени Прискилла (Рим. 16, 3; Деян. 18; 1 Кор. 16, 19; 2 Тим. 4, 19). В книге Деяний она со своим мужем Акилой учит великого оратора Аполлоса. По-видимому, Прискилла основательно знала христианское вероучение и была способным преподавателем.

После Прискиллы и Акилы Павел приветствует и других женщин: Мариам, Трифену, Трифосу и Персиду, которые «потрудились о Господе» (12 ст.). Здесь Павел употребляет слово, которым обычно обозначается нелегкий труд проповеди Евангелия (ср. 1 Кор. 4, 12; 15, 10; Гал. 4, 11; Флп. 2, 16; Кол. 1, 29; 1 Тим. 4, 10). В Послании к Римлянам (16, 13, 15) он приветствует мать Руфа и сестру Нирея, в Послании к Филиппийцам (4, 2-3) упоминает еще двух женщин—Еводию и Синтихию, трудившихся в благовествовании вместе с ним. Хотя из слов Павла нельзя определить, какими именно миссионерскими делами занимались эти женщины, несомненно то, что в его апостольских трудах ему часто помогало сотрудничество женщин и что женщины распространяли евангельскую весть не менее ревностно, чем мужчины.

В среде древних христиан, по примеру Иисуса, к женщинам относились как к неотъемлемой части церковной общины. Они приходили на богослужения, молились и пели, проходили обучение, познавали веру и передавали ее другим людям. Также они играли важную роль в повседневной жизни общины, учили мужчин и женщин и заботились о нуждающихся.

Теперь посмотрим, как апостол Павел относится к женщинам и их месту в Церкви в своих посланиях, письмах, написанных по разным поводам и разным адресатам.

В Послании к Галатам Павел говорит о том, что Церковь особым образом объединяет людей, оставляя при этом различия личностей и призвания каждого и каждой: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; ни мужеского пола, ни женского; ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3, 27-28).

В христианском обществе различия людей перестают быть тем, что разделяет их, тем, что порождает неравенство и вражду. «Христос есть мир наш»,—пишет апостол Павел Ефесянам. Христианская Церковь представляет собой новое общество, где евреи и греки, хозяева и рабы, женщины и мужчины вновь достигают общения друг с другом посредством Духа. Церковь рассматривается апостолом как общество, где утверждаются новые ценности, новый мир; общество, где социальный статус станет вторичным и, в конце концов, несущественным.

В современных разговорах о роли женщины в церковной жизни люди (главным образом мужчины) нередко цитируют слова апостола Павла: «Женщины в ваших церквах да молчат, ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит» (1 Кор. 14, 34). Вместе с тем, в том же первом Послании к Коринфянам апостол заповедует молящимся и пророчествующим женщинам находиться в христианском собрании с покрытой головой (1 Кор. 11, 5). Как же Павел мог, с одной стороны, призывать женщин благопристойно одеваться, когда они пророчествуют в собраниях, а с другой—запрещать им говорить? Святитель Иоанн Златоуст в этом запрещении понимал лишь пустую болтовню некоторых прихожанок и, быть может, слишком бурные проявления набожности, которые могли вызвать беспорядок в собрании.

Те же самые размышления можно отнести и к тексту первого Послания к Тимофею (2, 12): «А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». Вышеприведенные свидетельства о церковном служении женщин показывают, что Церковь не воспринимала эти слова как запрет этого служения. Общее мнение по этому поводу выразил святитель Иоанн Златоуст: «Если же мужчина—неверующий, игрушка в руках заблуждения, то Павел не исключает превосходства женщины, даже если это связано с учительствованием».

Таким образом, апостол Павел, вслед за своим божественным Учителем Иисусом Христом, провозглашает совершенно чуждое для древнего мира положение о полном равенстве мужчины и женщины перед Богом и в обществе.

Поскольку во время апостола Павла нормальным общественным положением женщины было замужество, то определенное внимание он уделил отношениям между мужчиной и женщиной в браке.

В Послании к Ефесянам апостол призывает христиан жить «со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью» (Еф. 4, 2), «… повинуясь друг другу в страхе Божием» (Еф. 5, 21). А чуть ниже—о взаимоотношениях мужа и жены: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 24, 33). Один из современных православных священников так объяснил заповедь апостола жене «бояться своего мужа»: «Жена должна бояться потерять ЛЮБОВЬ к мужу, быть в страхе перед потерей чувства». Действительно, апостол больше говорит о взаимной любви и уважении, нежели о страхе.

Апостолу Павлу вторит и апостол Петр: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом (другой вариант перевода—с хрупким сосудом), оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Петр. 3, 7).

В Новом Завете человеку открылся совершенно новый для древнего общества статус женщины: она — полноценный участник жизни христианской Церкви,опора и надежда каждой отдельной общины. Церковь ограничивает неправильные поступки как мужчин, так и женщин, признавая их полное равенство.

Бубнов П. В.,
преподаватель МинДАиС,
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии прошли IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состолись выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Открыт набор участников на Девятый республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие»

Семинар будет проходить в Минской духовной семинарии (Гродненская область, Слонимский район, а/г Жировичи) с 7 по 13 июля 2019 г.