Женское монашество Беларуси

1 (1)Монастырь похож на таинственный город-крепость, за прочными стенами которого идет особая, непонятная мирянам жизнь. Здесь свои ценности, свой устав и распорядок дня; и в богато урашенных храмах, и в маленьких аскетических кельях непрестанно звучат молитвы ко Господу, Богородице и святым за очищение подвигнувшейся на особенный духовный труд души монаха и за весь мир. Уединенная обитель свидетельствует нам, что кроме скоротечной мирской жизни с ее обыденными интересами есть жизнь высокая, духовная, состоящая в приближении к Божеству. О содержании внутренней жизни современных православных женских монастырей, о проблемах и перспективах их развития читателям журнала «Ступени» рассказывает настоятельница Гродненского Рождества-Богородичного монастыря игумения Гавриила (Глухова), которая с девического возраста посвятила себя монашескому служению и уже много лет возглавляет одну из самых известных белорусских женских обителей.

Каждый монастырь—живая часть Тела Христова, основа нашей Православной Церкви. В каждом монастыре совершаются ежедневные молитвы о мире всего мира. Восстанавливать разрушенное, поднимать из руин и пепла святыни наших предков—эту миссию на нас возложил сегодня Господь. Он дает нам возможность проявить лучшие наши качества—доброту и милосердие.

Только при поверхностном взгляде можно не понять и не оценить всех трудностей возрождения современных обителей. Такой взгляд большей частью имеют миряне, которые с большой легкостью берутся судить и толковать о таких высоких предметах, как монашество и монастыри. Еще святитель Игнатий Брянчанинов писал: «Ныне некоторые разгоряченные верхогляды из светских берутся за поддержание монашества, не понимая, что оно—великая Божия тайна. Попытки таких людей лишь смешны и жалки. Они обличают их глубокое неведение и судеб Божиих, и дела Божия. Такие умницы и ревнители, что ни сделают, все ко вреду». Монастыри, конечно же, должны возрождать сами монашествующие. Только они могут полностью понять и оценить проблемы этого возрождения и что-то сделать реально.

Нисколько не умаляя значения благочестивых мирян в посильной помощи и поддержке восстановления монастырей, хочется все же отметить, а быть может, и упредить некоторых из них в присвоении монашествующим некоего «ореола эгоизма». Мол, монашествующие уходят в монастыри, при этом как бы прячутся от проблем и, спасая свои души, забывают, что в мире существует много нищих, голодных, нуждающихся. Об этом очень доступно и мудро говорит игумения Варвара (Трофимова), более 33 лет настоятельствующая в Пюхтицком Свято-Успенском женском ставропигиальном монастыре, которая сумела сохранить в своей обители монастырские традиции и монашеский устав монастырей дореволюционного периода. «Мы не отделяемся от мира, мы любим этот мир,—говорит матушка Варвара,—мы посвящаем себя каждому нуждающемуся в нас; сострадаем, помогаем. Мы молитвенники за весь мир, за его благополучие. Вышедшие из народа, мы остаемся его, пусть и малой, частью. Не было в истории нашего Отечества ни горестного, ни радостного события, которое иночество не разделило бы с ним». В подтверждение этого скажем, что монастырская ограда отделяет иночествующих лишь от мира греха, соблазнов и разврата. Проблемы мира, его горести и страдания—это горести и страдания монашествующих. Мы стараемся внести в решение этих проблем свою посильную лепту. Известно множество примеров того, как в Великую Отечественную войну монастыри жертвенно разделяли горести и беды народа. Так же радости и истинные достижения нашего общества—наша взаимная радости.

Необходимо сказать и о том, каким образом и в каком состоянии возвращались и по сей день возвращаются святые обители и храмы. Безболезненно возвращаются полуразрушенные монастыри или их руины. Получив полуразрушенный комплекс зданий монастыря, обитель при этом не имеет никаких дотаций и помощи от государства или епархий, которые сами находятся в стадии своего возрождения. Единственный и самый главный источник дохода—это добровольные пожертвования организаций или частных лиц. Да и пожертвования эти, как правило, бывают весьма незначительными. Поэтому, не имея возможности нанимать рабочих, насельницам часто приходится, помимо «единого на потребу», самим принимать самое непосредственное участие в возрождении и восстановлении обители. Большинство к этому относится вполне нормально, понимая, что исполняют послушание во славу Божию и во спасение своей души. Некоторые же покидают эту обитель и ищут другую, где, на их взгляд, существует более высокая духовная жизнь и где не надо, к примеру, носить кирпичи или месить раствор для стройки. Однако, не найдя и в новой обители искомого, они переходят с этого монастыря уже в другой, третий и т. д. О таких монашествующих, если их можно таковыми считать, обычно говорят как об иноках «шаталовой пустыни». Они, к сожалению, забывают, что в уставе любого монастыря РПЦ говорится о послушании как о первенствующем и необходимейшем требовании для желающего подвизаться в обители.

Женские монастыри Беларуси сегодня принимают самое активное участие в жизни Церкви, занимаясь духовным окормлением народа, образовательно-просветительской деятельностью и социальной работой. Монастыри оказывают посильную помощь людям, страдающим алкоголизмом, наркоманией, СПИДом. Очень часто приходится спасать людей, особенно молодежь, которую вовлекают к себе тоталитарные секты. Все это накладывает весомую ответственность на тех, кому Бог благословил не только жить и возрождать обители, но и своим скромным трудом приносить пользу и благо нашим ближним. Сестричества, образованные на базе женских монастырей, возрождают некогда утраченные плоды Любви, Милосердия и Сострадания. Они сохраняют древние традиции Православия Белой Руси. Многие современные монастыри пока еще не имеют своего храма и достаточного числа насельниц, но все же они возрождаются и с каждым годом, невзирая на внешние материальные и экономические трудности, все более самоотверженно служат Церкви Христовой и своему народу.

Святые отцы сравнивают монастыри с термометром. Если обитель начинает свое существование или возрождение, руководствуясь иноческими уставами, если иноки и инокини несут добросовестно свой монашеский крест, значит в этой обители нормальная духовная жизнь, монастырь способен передать духовный опыт и молитвенную энергию своих насельниц окружающим.

 Игумения Гавриила (Глухова),
настоятельница Гродненского Ставропигиального
Свято-Рождества-Богородичного монастыря

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.