Минский период Семинарии: 1841—1917

1 (1)Это время для Семинарии оказалось выдающимся по результатам реформирования учебного процесса, но имело печальный финал. Введенный в 1884 году новый Устав православных Духовных Семинарий оказался разрушительным в плане гармоничного процесса взаимодействия системы руководства и учащихся.

Перенесение Семинарии в Минск совпало с весьма знаменательным событием—воссоединением униатов с Православной Церковью. В то время Минскую кафедру возглавлял архиепископ Антоний (Зубко). Сам владыка Антоний, лично принявший управление Семинарией, был до этого Ректором униатской Литовской Семинарии в Жировичах. В 1875 году Минская Семинария располагала собственной домовой церковью святого апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

К этому времени относится реформирование учебного процесса в духовных школах. Семинарскому образованию придавалось направление, «сообразное с нуждами сельских прихожан». На принадлежащем Семинарии земельном участке испытывались новые сорта зерновых, выращивались образцы луговых трав, культивировались аптечные, огородные и другие растения. Наставниками Минской Семинарии написано немало научных трудов по агрономии и растениеводству. Однако с началом 60-х годов значение этих дисциплин теряет прежнее значение.

В 1848 г. Семинарией было издано «Собрание древних грамот и актов городов, монастырей и церквей Минской губернии». В подготовке издания принял участие Ректор архимандрит Геласий. В 1864 г. издано составленное Ректором архимандритом Николаем «Историко-статистическое описание Минской епархии». С 1853 г. обязанности инспектора исполнял игумен Антоний (Станкевич), который написал историческое исследование «О составе древней Туровской епархии».

Выпускники Минской Семинарии обучались в Санкт-Петербургской, Московской, Киевской Духовных Академиях, в Варшавском и Томском университетах и других светских учебных заведениях.

1 (1)

В 1867 году в Семинарии произошли очередные изменения, связанные с реформами императора Александра II. В первую очередь они касались управления учебными заведениями. Был сформирован новый руководящий орган, который состоял из Правления и Педагогического собрания. В Правление входили Ректор, инспектор и 10 членов, избираемых всеми преподавателями Семинарии. Этот орган разрабатывал изменения в учебной программе, составлял расписания занятий, рассматривал и обсуждал годовой отчет Ректора.

В Семинарии было введено преподавание дополнительных предметов: педагогики, психологии, древнееврейского языка и иконописи. При Семинарии открылась собственная библиотека. К 1870 году ее фонд насчитывал более 500 книг.

Реформа 1867 г. привела к некоторым изменениям в воспитательном процессе. Большое внимание стало уделяться воспитанию живого духа истинной церковности и сознательной нравственной дисциплины. Меры исправительного характера по отношению к учащимся предписывалось выбирать со строгой разборчивостью, «всегда сообразуясь с возрастом, первоначальным воспитанием и характером исправляемых», они не должны были быть «грубы и унизительны».

Это время, по мнению современников, стало периодом процветания православного образования вообще и в Минской Духовной Семинарии в частности. В эти годы из стен учебного заведения вышли люди, которые впоследствии стали известными церковными и светскими учеными, краеведами и преподавателями. Среди них такие выдающиеся личности своего времени, как профессор Санкт-Петербургской военно-медицинской академии Ф. Пастернацкий, инспектор Варшавского университета А. Солоневич и директор Азиатского департамента Министерства иностранных дел И. Гошкевич.

Славой и гордостью Минской Духовной Семинарии был И. И. Малышевский, ставший профессором Киевской Академии и доктором богословия. Он 43 года возглавлял кафедру русской церковной истории. За книгу «Святые Кирилл и Мефодий, первоучители словенские» он был удостоен Макарьевской премии.

Весомый вклад в развитие археологии внесли выпускники Семинарии В. З. Завитневич и К. А. Говорский. Е. Ф. Карский, основатель белорусского научного языкознания и литературоведения, также был выпускником Минской Семинарии.

В 1884 году жизнь Духовной Школы изменилась коренным образом. Был введен новый Устав православных Духовных Семинарий, отменивший выборную систему избрания руководства и самоуправление. Этот же документ ужесточил наказания для учащихся.

Естественно, перемены негативно отразились на настроениях семинаристов. А во время революции 1905-1907 годов семинарии во всей России «забродили»: в них часто случались открытые беспорядки и бунты. В этом смысле Минская Семинария не была исключением. В Российской Империи был даже создан Всероссийский союз семинаристов. Святейший Синод забил тревогу, и было решено разработать проект реформ, направленных на реорганизацию духовного образования. Но было уже поздно предпринимать какие-либо меры. Наступил 1917 год, и все проекты остались на бумаге.

В 1918 г. на основании декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» Минская Духовная Семинария была закрыта.

   Николай Парепко,
студент II курса МинДА

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.