Первое возрождение Минской Семинарии

1 (1)Значительные изменения церковно-государственных отношений в военные годы произошли после встречи Митрополитов Московского и Коломенского Сергия (Страгородского), Ленинградского Алексия (Симанского), Киевского и Галицкого Николая (Ярушевича) с председателем Совета народных комиссаров СССР Иосифом Сталиным 4 сентября 1943 г. Советское правительство разрешило в некоторых епархиях открыть Духовные Семинарии.

В соответствии с постановлением СНК СССР № 511-1471С от 23 марта 1945 г. Московской Патриархии было разрешено организовать на территории Беларуси богословско-пастырские курсы с двухгодичным сроком обучения для 25-40 человек.

Согласно этому постановлению для организации учебного процесса данных курсов правительством было выделено помещение.

Летом 1945 года архиепископ Минский и Белорусский Василий (Ратмиров), возглавлявший белорусские епархии с сентября 1944 года, поручил священнику Виталию Боровому организацию духовной школы на территории Жировичского монастыря в специально выделенном для этого двухэтажном корпусе, примыкающем к зданию Свято-Успенского Жировичского Собора. Первый набор состоял из двенадцати человек пожилого возраста. Все они были зачислены после беседы с архиереем без экзаменов.

Преподавательская корпорация состояла из трех человек: Ректора архимандрита Митрофана (Гутовского), инспектора священника Виталия Борового и преподавателя пения и регента хора П. Нэньчука. Позднее, в 1946 году, в педагогический коллектив вошли игумен Леонтий (Бондарь), А. Яблонский и Д. Огицкий.

1 (1)

Условия жизни студентов и преподавателей курсов были весьма тяжелыми. Будучи крайне стесненными в жилищных условиях, они испытывали затруднения и в продовольственом обеспечении. Тогда архиепископ Василий добился у властей выдачи продовольственных карточек. Семинаристы пешком ходили в г. Слоним за хлебом и затем отдавали его в общую трапезную.

С течением времени стало очевидным, что Богословский институт в Москве и пастырские курсы в епархиях не могут подготовить достаточное число священнослужителей для нескольких тысяч приходов. Поэтому Святейший Патриарх Алексий I обратился в Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР с ходатайством о преобразовании Богословского института в Духовную Академию, а богословско-пастырские курсы в Саратове, Ленинграде, Киеве, Львове, Одессе, Минске, Луцке и Ставрополе в Духовные Семинарии с четырехгодичным сроком обучения. На это ходатайство 15 июля 1946 г. последовал положительный ответ председателя Совета Г. Г. Карпова.

С приходом на Минскую кафедру в 1947 г. архиепископа Питирима (Свиридова) положение курсов значительно улучшилось. Именно при нем, 10 сентября 1947 г., было осуществлено преобразование курсов в Семинарию с четырехлетним курсом обучения. Тогда же была закрыта Виленская Духовная Семинария и 20 ее воспитанников были переведены в Жировичи, так что общее число учащихся Минской Духовной Семинарии в 1947/1948 учебном году достигло 110 человек. Было укомплектовано три класса.

1 (1)

Согласно существовавшему тогда «Положению о Православных Духовных Семинариях», в первых двух классах изучались Священная история Ветхого и Нового Заветов, катихизис, церковный устав, краткая история Христианской Церкви, краткая история Русской Церкви, церковно-славянский язык, Конституция СССР и церковное пение.

В старших классах изучали более углубленно Ветхий и Новый Завет, догматическое богословие, нравственное богословие, историю Древней христианской Церкви, историю и обличение раскола и сектантства, литургику, гомилетику, практическое руководство для пастырей, историю Русской Церкви, греческий язык, латинский язык, современные языки.

В 1947 году по настоянию архиепископа Питирима было набрано 67 человек, из которых до выпуска дошло только 25. Архиепископ сам присутствовал на экзаменах. Многие абитуриенты были зачислены по его личному выбору. В последующие годы наборы состояли в среднем из 40 человек, из которых до выпуска доходили около 25.

Наибольшую трудность представляла почти полная богословская неподготовленность тех, кто стремился поступить в Семинарию. Кроме общего образования, данного в советской школе, совершенно чуждого религиозности, поступающие не имели ничего, кроме желания служить Богу в священном сане.

После преобразования богословско-пастырских курсов в Минскую Духовную Семинарию ее первым Ректором был назначен архимандрит Митрофан (Гутовский), преподававший Священное Писание Нового Завета. Инспектором стал священник Иоанн Рей, преподаватель немецкого языка, а секретарем правления—священник Виталий Боровой, преподаватель общей церковной истории и латинского языка. В 1947 году в Семинарию прибыли новые преподаватели: священник Лавр Кляевский (преподавал гомилетику и практическое руководство для пастырей), А. П. Надеждин (катихизис, догматическое и нравственное богословие), В. Ф. Савинич (пение). В то же время в Семинарии продолжали трудиться и преподаватели, зарекомендовавшие себя на богословско-пастырских курсах: Д. П. Огицкий (литургика, сравнительное богословие, греческий язык), П. А. Нэньчук (церковное пение и церковно-славянский язык).

1 (1)

В то время особенно важно было найти оптимальную форму для системы богословского образования, которая, с одной стороны, отвечала бы потребностям Церкви в значительном числе подготовленных пастырей, а с другой—учитывала бы особенности воспитания и образования кандидатов в священство в атеистическом государстве.

Следует отметить, что в довоенное время, в течение без малого тридцати лет, в Советском Союзе вообще не было духовных учебных заведений, не было богословской науки, не выходили книги и периодические издания ни богословской, ни церковной тематики. В новооткрытой Семинарии отсутствовали современные учебные пособия, приходилось пользоваться сохранившимися дореволюционными изданиями. Стараниями протоиерея Виталия Борового они были приобретены в достаточном количестве. Для закупки нужных Семинарии книг каждое лето отец Виталий ездил в Москву, Ленинград, Вильнюс, Ригу и скупал на рынках целые частные библиотеки.

В соответствии с Уставом Православных Духовных Семинарий воспитанники всех классов писали сочинения по всем предметам семинарского курса, кроме пения и языков.

В конце каждого учебного года семинаристы сдавали экзамены. В 1-3 классах их было по 2-3, в четвертом—6. Причем четвертый класс, как выпускной, сдавал программу всей Семинарии.

Лучшей оценкой постановки учебного процесса является свидетельство отца Виталия Борового: «Учебный комитет при Священном Синоде неоднократно указывал другим Духовным Школам, что педагогический процесс в них должен быть налажен по образцу Минской Духовной Семинарии».

Учебный день в Семинарии начинался в 7 часов утра. В 7.30 начиналась молитва, потом завтрак, который обычно заканчивался за полчаса до занятий. Ежедневно было по шесть уроков по 45 минут с перерывом на чай, после занятий—обед. Следует заметить, что вход в столовую в неурочное время был запрещен. Во время обеда читались жития святых. После занятий учащиеся гуляли на свежем воздухе, что для людей, просидевших шесть часов в закрытом помещении, было совершенно необходимо. Индивидуальные занятия начинались в 17 часов, длились 3,5 часа, до ужина.

После ужина сразу же совершалась вечерняя молитва. На молитве каждый класс стоял отдельно рядами по 3 человека. После молитвы до отбоя было свободное время.

Отход ко сну начинался в 23 часа, а в половине двенадцатого был отбой, различные хождения прекращались, все затихало и погружалось в сон.

1 (1)

Жизнь Семинарии в указанный период находилась под контролем властей. В Семинарии отмечались государственные гражданские праздники: день Октябрьской революции, день Конституции и другие.

Особенно пристально государство отслеживало исполнение закона о всеобщей воинской повинности. Молодые люди, поступившие в Семинарию, знали, что через год-другой их могут призвать на воинскую службу. Это, естественно, разрывало учебный процесс, однако почти все отслужившие армию семинаристы, несмотря на идеологическую обработку, которой они подверглись во время службы, возвращались в Семинарию, чтобы продолжить обучение.

Порядок и дисциплина в Семинарии сложились не сразу, это был результат работы не одного года и не одного человека. Ответственным за дисциплину и порядок в МинДС являлся инспектор. В помощь ему давались обычно два помощника. Им вменялось в обязанность постоянно содействовать инспектору в слежении за порядком. Основная работа по воспитанию будущих служителей алтаря Господня лежала на плечах классных наставников.

Для чтения и обсуждения на самоподготовке или в свободное время классный наставник предлагал святоотеческие творения и книги светских классиков: А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В. Скотта и других. В старших классах более говорилось о пастырстве, о его сущности, о подготовке к рукоположению.

В отличие от настоящего времени, в Духовной Школе не было своего актового дня, и главным праздником Семинарии был праздник Жировичской иконы Божией Матери.

В 1946 году в Жировичи прибыл игумен Леонтий (Бондарь), который трудился здесь до своей хиротории в епископа Бобруйского (1956).

Он занимал должность инспектора, преподавал Священное Писание Ветхого Завета и составил пособие по этому предмету для всех классов Семинарии. Отец Леонтий пользовался большой любовью и популярностью среди учащихся. Протоиерей Борис Шишко составил учебные пособия по литургике и нравственному богословию, а священник Виталий Боровой—по истории Древней Церкви.

В апреле 1954 года было начато строительство нового трехэтажного корпуса Минской Духовной Семинарии. К концу 1956 года стройка была окончена. 30 декабря этого же года после Божественной Литургии Митрополит Минский и Белорусский Питирим и епископ Бобруйский Леонтий совершили освящение нового учебного корпуса.

В этом здании были расположены учебные аудитории, читальный зал, учительская, столовая, спальни, квартиры Ректора, инспектора и другие помещения.

Одним из значительнейших событий описываемого периода является прибытие в Минскую Духовную Семинарию в 1956 году архимандрита Антония (Мельникова), который был назначен Ректором Семинарии и наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря.

Прибыв в Жировичи, архимандрит Антоний быстро вошел в тесный контакт с преподавательским составом Семинарии. Он попытался сплотить вокруг себя людей просвещенных, заинтересованных в духовном воспитании и интеллектуальном развитии студентов.

При архимандрите Антонии впервые в Минской Духовной Школе были введены конкурсные приемные экзамены.

Летом 1958 г. отца Антония посетил его близкий товарищ—архиепископ Таллиннский Алексий (Ридигер), будущий Святейший Патриарх. «Семинарию я осмотрел еще до съезда воспитанников,—писал будущий Патриарх,—всюду приложен огромный труд, который вынесли на своих плечах архимандрит Антоний и инспектор Яблонский… Спальни, столовая, классы, читальный зал—просторны и хорошо обставлены».

Смерть Сталина вызвала глубокие перемены в жизни страны, названные позже «оттепелью». Из лагерей стали выпускать на волю осужденных. Но с 1958 года началась новая волна безбожных гонений, направленных советской властью против Православной Церкви.

С 1958 по 1964 годы были закрыты 5540 храмов из 13414, ликвидированы 5 семинарий из 8, число монастырей сократилось с 56 до 16.

1 (1)

Большое внимание власти уделяли закрытию семинарий, в том числе, и Минской Духовной Семинарии. Для отвлечения абитуриентов и студентов от учебы в Семинарии властями использовались разные способы. Поступивших в Семинарию не хотели выписывать с прежнего места жительства, подвергали «идеологической обработке», в результате чего из 50 поступивших в Семинарию на учебу приехало лишь около 30.

С 1 января 1959 года Слонимский горпищеторг прекратил продажу хлеба и других продуктов Семинарии.

С конца 50-х годов власти стали широко практиковать призыв студентов в ряды Советской Армии или на военные сборы. Гродненский уполномоченный рекомендовал Слонимскому райвоенкомату брать на действительную военную службу семинаристов не с последних курсов, а с первого, так как младшекурсника легче перевоспитать в нужном направлении.

Последний набор 1959 года состоял из 9 человек. До выпуска в 1963 году дошло только 5. С 1959 по 1963 гг. наборов в Минскую Духовную Семинарию не было сделано, власти не позволяли произвести новый набор учеников. Ректор Семинарии архимандрит Антоний (Мельников) пытался лично писать Патриарху о положении дел в Семинарии, в котором просил передать полномочия Ректора инспектору Яблонскому.

Инспектор А. Я. Яблонский и преподаватель В. Радугин до последнего пытались препятствовать закрытию Духовной Школы в Жировичах.

Одной из причин, ускоривших закрытие Минской Духовной Семинарии, были частые смены архиереев на Минской кафедре. В 1963 году на Минской кафедре успели побывать архиепископ Варлаам (Борисевич), Митрополит Никодим (Ротов) и архиепископ Сергий (Петров).

В 1963 году состоялся последний (пятнадцатый) выпуск Минской Духовной Семинарии. Выпускников было 5 человек. На новый 1963/64 учебный год набор учащихся не состоялся, и в 1963 году Минская Духовная Семинария фактически прекратила существование.

С октября 1963 г. по февраль 1964 г. из Семинарии уехали многие преподаватели, среди них был и Ректор архимандрит Антоний. На инспектора Яблонского было возложено исполнение обязанностей Ректора Семинарии.

Исходя из такого положения вещей, Учебный комитет при Священном Синоде на заседании от 10 марта 1964 г. постановил исключить Минскую Духовную Семинарию из числа действующих учебных заведений Московской Патриархии.

Часть архива Семинарии и часть библиотеки были переведены в Московскую Духовную Академию. Прочее имущество было передано монастырю.

Минская Духовная Семинария периода 1945-1963 гг. была образцовой духовной школой, воспитавшей прекрасно подготовленных пастырей для Минско-Белорусской епархии и всей Русской Церкви, вырастившей значительных православных церковных ученых. За это время Семинарию окончило 243 человека. Из них в дальнейшем 70 человек получили высшее духовное образование, в том числе 33 человека окончили Московскую Духовную Академию, из них 30 со степенью кандидата богословия и 37—Ленинградскую Духовную Академию, из них 27 со степенью кандидата.

На все последующие десятилетия Минская семинария обеспечила Церковь подготовленными священнослужителями, которые достойно пережили десятилетия стесненного положения Церкви в советском атеистическом государстве. Многие из них во всеоружии пастырского опыта и богословских знаний встретили эпоху церковного возрождения в 90-х годах, составив элиту духовенства, став примером для молодых священнослужителей.

   Александр Пальчевский,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.