Развитие Духовной Школы: 1812—1841

1 (1)Второй период истории Минской Духовной Семинарии начинается после Отечественной войны 1812 года. Духовная Школа, находившаяся по-прежнему в Слуцке, оказалась в весьма затруднительном положении, потерпела значительные материальные убытки, лишилась библиотеки. Возобновление ее деятельности требовало немалых средств и сил. Все чаще звучат предложения, чтобы Духовная Семинария стала Минской не только по названию, но и по месту ее пребывания

В 1812 г. на место архиепископа Иова, переведенного на Екатеринославскую кафедру, в Минскую епархию прибыл архиепископ Серафим (Глаголевский). В июле 1812 г. 120-тысячная французская армия вошла в Слуцк и расположилась во всем городе и его предместье, в том числе и в Троицком монастыре. За три недели пребывания в Слуцке она нанесла немалый ущерб Семинарии. Почти вся мебель и большая часть книг были сожжены, а оставшаяся часть библиотеки хранилась в сыром подвале.

Работа Семинарии, прерванная военными действиями, возобновилась 8 февраля 1813 г. К этому дню прибыло только 30 учеников. Не менее трудным было собрать и преподавателей. В послевоенное время Преосвященный Серафим всячески пытался помочь учителям и ученикам, которые пострадали от разорения французами.

Ректор, архимандрит Лазарь, в 1813 г. заказал для Семинарии учебную литературу, а вместе с ней и сочинения Ломоносова, Державина, Карамзина, собрание сочинений Хераскова. Преосвященный Серафим предписал семинарскому управлению ежемесячно докладывать ему о благосостоянии Семинарии, прописывая в рапорте, с какой регулярностью учителя и ученики посещают занятия. Особое внимание предписывалось уделять преподавателям, чтобы они не только каждый день ходили в свои классы, но и вовремя приходили и уходили из них. Поскольку отпускаемой на Семинарию штатной суммы в 6000 рублей было недостаточно для годового содержания учащихся и преподавателей, владыка Серафим издал распоряжение о том, чтобы продовольствие для содержания Семинарии поставлял Дятловицкий монастырь. Минская Духовная консистория писала о крайней скудости отпускаемых на Семинарию сумм и о неудобстве для нее оставаться в Слуцке, предлагая перенести ее в Минск. Однако эта просьба консистории не была выполнена ни в ближайшие, ни в последующие годы.

В 1816 г. владыку Серафима перевели на Петербургскую кафедру, а его преемником стал епископ Анатолий (Максимович), оказывавший значительное покровительство Семинарии.

В 1817 г. в Семинарии были произведены преобразования, которые предусматривались реформой 1808 г. Из дореформенной Семинарии было образовано три учебных заведения:

1. Приходское училище, включающее два учебных класса.

2. Уездное училище, состоящее из высшего и низшего грамматических классов.

3. Семинария, разделенная на низшее, среднее и высшее отделения с двухгодичным курсом в каждом.

Все науки подразделялись по степени важности на основные и вспомогательные. Основными считались богословие, философия и словесность. По этим основным предметам, каждый из которых изучался в течение двух лет, назывались и сами классы: высшее отделение—богословское, среднее—философское, низшее—отделение словесности или риторики. Главные предметы преподавались на латыни, а на русском излагались археология, литургика, обозрение видов и форм поэзии.

Семинария получила статус среднего учебного заведения. До преобразования обучение зависело в основном от личных вкусов учителей. После реформы учебный процесс получает новую, более совершенную постановку. Наблюдение за ходом учебной части и за успехами учащихся вверялись Ректору Семинарии. Из светских дисциплин в Семинарии преподавались математика, география, гражданская история, словесность, физика и философия, из богословских—Священное Писание, герменевтика, догматическое, нравственное и пастырское богословие, церковная история и церковная археология. Обязательным было изучение древних и новых языков.

Преподаватели Семинарии обязательно должны были иметь академическое образование. По большей части это были выпускники Киевской Духовной Академии, к которой была приписана Минская Духовная Семинария, входившая в Киевский духовно-учебный округ.

Главное внимание в Семинарии уделялось не механическому запоминанию учебного материала, а его свободному творческому усвоению, раскрытию собственных умственных сил. Особое внимание уделялось упражнению учащихся в письменных работах на всех ступенях обучения. Самыми главными считались богословские науки. В их состав входили: богословие изъяснительное, богословие созерцательное, богословие деятельное или нравственное, археология, чтение Священного Писания, на уроках которого разъяснялись правила герменевтической истории.

Дополнительным богословским предметом была церковная история. История Русской Церкви входила в курс общей церковной истории. Этот предмет отличался особой полнотой и обширностью. Гражданская история была дополнительным предметом на низшем отделении. Она разделялась на древнюю и новую, начиная от сотворения мира и заканчивая концом 18 столетия. Во главе философских наук стояла так называемая посредствующая философия, излагающая правила основательности суждения о каждой истине. Логика разделялась на формальную (учение об уме, восприятии, о понятии, суждении, источниках ошибок) и прикладную (о методах или видах мышления). К философским наукам относилось естественное богословие. Сущностная же философия в свою очередь разделялась на метафизику (онтологию и антропологию) и практическую философию (философию нравственности), философию деятельную и философскую историю, где изучалась новейшая по тем временам философия XVIII-го века.

Курс словесности распределялся следующим образом. Начинался он обозрением материальной стороны слога или учением о слове и сочетании слов, о предложениях. Затем шел подробный отдел об украшениях речи, куда входило обозрение разнообразных тропов и фигур. Вторая часть риторики представляла собой довольно сложную систему красноречия. Здесь излагалось общее понятие о речах, темах и особенно об изобретении мыслей и материи для речей. Заканчивалась она учением об ораторском действовании или произношении. Кроме теории, учащиеся должны были упражняться практически под руководством преподавателя. Разбирались лучшие образцы прозы российских и латинских авторов. Словесность готовила учащихся к высшим классам и учила мыслить и изъясняться. С преподаванием риторики соединялось изучение гомилетики. Разбору проповедей еженедельно посвящались особые уроки. Занятия по словесности велись на латыни.

Отдел языкознания составляли языки: греческий, еврейский, французский, немецкий. Для преподавания латинского особых часов не полагалось, так как на нем велись главные предметы и писалось большинство сочинений. Греческий язык преподавался во всех классах. На нем изучалась греческая грамматика, а также переводились творения святых отцов: Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Еврейский язык в первое время не был обязательным предметом. Уроки его посещали по желанию. С 1821 г. изучение этого предмета становится обязательным. В связи с тем, что польский язык являлся на белорусских землях общеупотребительным, в 1823 году было введено изучение польского языка.

В 1836 г. в отдельный предмет из системы нравственного богословия было выделено пастырское богословие. В том же году были выделены из церковной истории в качестве отдельных предметов: церковно-библейская история в философском классе, а в богословском классе—история Русской Церкви.

Каждое воскресенье и каждый праздничный день перед Божественной Литургией было предписано устраивать катехизические беседы. Их должны были проводить преподаватели поочередно.

В процессе обучения преподаватель обстоятельно излагал материал и на каждом уроке опрашивал учащихся. При опросе преподаватель обязан был не только спрашивать предмет, но и задавать вопросы, которые требовали самостоятельного суждения ученика. Обычно первую половину урока занимал опрос, а вторую—объяснение материала. Ответы учеников обозначались отметками в профессорском списке, и на их основании к экзамену формировались по каждому предмету разрядные списки. Особенностью обучения в Семинарии являлось соперничество учащихся за место в этом списке. На уроках проводились «состязания» между претендентами за место в списке.

Внеурочные занятия слагались преимущественно из сочинений и чтения литературы. Сочинения писались в форме кратких рассуждений на предложенные профессором темы. В начале 20-х годов писать сочинения надо было попеременно на латыни и русском. Для упражнения учащихся в русской словесности правление поручило преподавателю гражданской истории давать по этому предмету на русском языке от двух до четырех сочинений в месяц. Таким образом, учащиеся низшего отделения в год писали около пятидесяти сочинений. Кроме текущих сочинений писалась также курсовая работа. При написании работ учащиеся приучались говорить только о главном предмете, последовательно излагать свои мысли и выражать их кратко, точным языком.

При Ректоре архимандрите Аркадии на экзамены приглашались знатнейшие граждане Слуцка. По результатам публичных экзаменов судили о качестве получаемого семинаристами образования. Экзамен представлял собой диспут, во время которого каждый ученик доказывал свою правоту, при этом зачитывались лучшие сочинения и давался концерт.

Уставом 1814 г. были расширены права семинарского правления, которому была предоставлена возможность выбирать инспектора и преподавателей. Дела, касающиеся учебно-воспитательных и экономических вопросов, правление решало на своем собрании. Правление Семинарии состояло из трех человек: Ректора, инспектора и эконома. Ректору принадлежало право наблюдать за действиями каждого преподавателя Семинарии, требовать у них отчета, давать поручения, делать замечания и высказывать одобрения их деятельности. Все Ректоры были монахами и, как правило, имели звание профессора богословия.

В 1830 г. была учреждена новая должность—помощник инспектора, на которого возлагались обязанности надзора за поведением воспитанников. Должность эконома мог занимать человек со средним или домашним образованием. Были учреждены должности врача и секретаря правления. Библиотекарем и секретарем правления мог быть только наставник Семинарии.

Реформа 1810—1817 гг., изменив учебный процесс, дала Семинариям некоторую самостоятельность от епархиальных архиереев и возможность формировать преподавательский состав.

С момента своего открытия Минская Духовная Семинария в Слуцке располагалась в нескольких ветхих деревянных зданиях. Имеющиеся здания с огромным трудом вмещали воспитанников. Кроме тесноты, учащиеся терпели крайнюю скудость в одежде и питании из-за недостаточности средств, выделяемых на их содержание.

Все чаще и чаще стали высказываться мнения о переводе Семинарии в Минск. С этой целью за сходную цену было приобретено недостроенное здание Минского благотворительного общества. После завершения строительства Семинария 1 сентября 1840 г. была переведена в Минск, став Минской не только по названию епархии, но и по месту своего пребывания.

    Александр Волков,
студент III курса МинДС

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.