Сто лет тому назад

1 (1)Слово Ректора Минской Духовной Семинарии протоиерея Александра Конского по случаю столетнего юбилея Семинарии, произнесенное в семинарском храме в присутствии профессорско-преподавательской корпорации, студенчества и общественности города Минска.

В нынешний благознаменитый день праздника нашего мы призваны принести Господу Богу от полноты душ и сердец исповедание, прославление и благодарение, «яко благ, яко в век милость Его». Вот мы празднуем ныне столетие существования сего духовного рассадника-Семинарии Минской. Целый век прожила она среди многотрудных и самых разнообразных житейских обстоятельств и Всевышний не оставлял ее помощию Своею и хранил ее под кровом Своим.

В прежние времена было не то, что теперь. Нынешние питомцы Семинарии должны всегда радоваться и благодарить Бога за все те милости и благодеяния, коими они осыпаны свыше. Прежние питомцы были в другом положении. Дети большею частью бедного и угнетенного духовенства здешнего края, они были воспитываемы на скудные церковные средства и потому лишены были тех удобств, какими пользуются духовные воспитанники в настоящее время. Несмотря на это, они сохраняли такую горячую преданность Церкви Православной и были одушевляемы такою ревностью о просвещении народа в духе Православия, что мы и в настоящее более благоприятное время можем иметь в них достойные подражания примеры для своей жизни и деятельности.

Не достало бы времени воскрешать образы одних только выдающихся из многочисленной среды достойнейших сынов Православной Церкви и отечества, вышедших из Минской Семинарии в течение истекшего столетия ее существования. Достаточно вспомнить, что на самых высоких поприщах, как духовных, так и светских, и не только в пределах Минской церкви, но и в других местах нашего обширного и великого Отечества с высокою честию и славою проходили и теперь проходят доблестно и плодотворно свое служение бывшие питомцы нашей родной Семинарии. Но вспомним ныне, возлюбленные братья, всех тех минских семинаристов, которые, не помышляя о высоких поприщах жизни, смиренно и благопокорно приняли на себя священное звание сельских пастырей, разошлись по самым глухим весям и поселкам, а часто и сами полагали основание этим селениям, построили там святые храмы и благолепно украсили их, везде устроили сельские церковные школы, когда о нынешних народных и других школах еще и в помине не было, были в них первыми и единственными учителями народа.

1 (1)

Чем объяснить эту ревность, это самоотвержение наших предшественников по Семинарии в деле служения Церкви Православной и Отечеству? Едва ли могли побуждать их к тому земные блага и житейские выгоды, так как в прежние времена средства содержания православного духовенства были весьма скудны, а наград и каких-либо почетных отличий вовсе не было. Единственною двигательною силою был тогда Дух живой и животворящий, который сообщала старая Семинария своим питомцам, и которым они руководились во всю свою жизнь, на всех поприщах своего служения. Вспомним, братья, что в эти смутные времена тяжких испытаний для нашего западного края многие из сельских пастырей претерпели тяжелые страдания и мученическую смерть! Да будет им вечная память! Почтим их доблести, подвиги и труды и поучимся у них самоотвержению, любви и преданности Церкви и Отечеству. Пусть эти самоотверженные пастыри-труженики всегда служат живыми примерами для современных и будущих питомцев нашей Семинарии; пусть их самоотвержение и столь плодотворное служения Церкви Православной всегда напоминает вам, что не только в нашем крае, но и в других местах нашего Отечества для истинного христианского деятеля нет более возвышенного и почетного дела, как возводить людей к единой высочайшей Истине, к невечернему Свету и несказанному блаженству. Пусть эти возвышенные и святые идеалы всегда вдохновляют и нынешних и будущих питомцев Минской Семинарии.

С беспредельной любовью св. Церкви Православной питомцы старой Семинарии соединяли сердечную любовь к воспитавшей их школе и неизменную преданность к ее заветам и преданиям, не смотря на то, что в прежние времена, как мы уже упоминали, семинарская жизнь была далеко не так красна, как в наше время. Питомцы семинарии старых времен жили в такой скудости и бедности, которым и не поверили бы теперь. Спросите находящихся в живых учеников семинарской школы старого времени, и они поведают вам, как бедна была их жизнь во всех отношениях: бедна и одеждою, и пищею, и книгами… Но прислушайтесь к рассказам старых людей, и вы подивитесь той любви к науке, которая побуждала наших предшественников выносить все невзгоды и лишения, а еще более той любви к воспитавшей их Семинарии, которую они выносили с собою из школы и неизменно сохраняли ее во всю жизнь, на всех поприщах своей службы и деятельности. Они выходили в жизнь с любвеобильными воспоминаниями о воспитавшей их матери, с неистощимым запасом товарищеской дружбы, а главное—с твердым навыком к упорному труду и крайнему самоограничению.

Да, старая Семинария была матерью для всех своих питомцев, хотя и бедною, но любимою и объединявшею всех в одну семью. В этом отношении старые годы, прожитые нашею школою, весьма поучительны для нового поколения. Помянем же, братья, дни древние и поучимся той простоте жизни, к которой приучала питомцев старая школа, той искренней неоскудевающей любви к ней, с какою они выходили из нее и вступали в жизнь,—той любви к науке и труду, которою запасались в школе питомцы нашей старой Семинарии и которой они издавна отличались на разных поприщах духовной и светской деятельности.

Еще один и притом главнейший завет оставила нам старая столетняя наша Семинария,—это завет любви и ревности к храму Божию. Многочисленные примеры, сохранившиеся в письменных памятниках и устных преданиях, свидетельствуют, что духовные воспитанники прежних времен были одушевляемы особенным влечением ко храму Божию; они любили посещать церковь Божью, не только в определенные часы, но и во всякое время, свободное от учебных занятий; любили, по выражению псалмопевца, «приметатися в дому Божием паче, нежели жити в селениях грешных» (Ос. 83, 11), любили изливать пред Богом в святом доме Его свои сердца, испрашивать благодатной милости и помощи Божьей в своих занятиях и нуждах, трудах, скорбях и бедствиях. Некоторые следы этой ревности и любви к храму Божию прежних питомцев нашей Семинарии остались и до ныне в нашем св. храме. Столь отрадные и утешительные примеры благочестия из истории прежних времен нашей Семинарии да послужат уроком и для нашего времени.

Пусть духовные питомцы, углубляясь умом в изучение разнообразных полезных наук, входят чистым сердцем в общение с источником истины, Богом, и в св. храме преискренне приобщаются тому высшему и Божественному миру, к которому они и сами стремятся и других приготовляются руководить. Пусть они возбуждают в себе любовь к благолепию дома Божия, к красоте Богослужения, к умилительности чтения и сладкопения церковного, чтобы потом, по выходе из Семинарии, они могли быть истинными и непостыдными служителями Божьими, пастырями народа православного.

Пусть наша столетняя Семинария совокупно и нераздельно со св. храмом под благодатным осенением святого Покровителя нашего Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и ныне и в будущие времена создает скромных, но мужественных и самоотверженных борцов за святое дело истинного служения Богу и просвещения народа в духе православия и благочестия.

Приидите же, братья, «исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его», благословившему духовный вертоград сей—родную Семинарию нашу столетним долголетием во славу святого имени Его, на благо Церкви и отечеству, сохранявшему ее среди всех треволнений и бедствий, воздвигавшему в ней мужей сильных верою и благочестием, мужеством и самоотвержением, потщимся принести Ему—Всеблагому Отцу—щедрость и Подателю всех благ—всеусерднейшее благодарение за все благодеяния, преизобильно изливаемые на Семинарию в течение прошедшего века, и с умилением сердца помолимся Ему, да утверждается в ней и на будущее время дух премудрости и разума, дух истинного христианского ведения и благочестия, дух ревности и любви к Церкви Православной и ко благу русского православного народа. Аминь.

  Ректор Минской Духовной Семинарии
Протоиерей А. Конский

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.