Бог—причина бытия

1 (1)От симфонии в отношениях между Богом и людьми зависит гармония в природе. Грехопадение человека нарушило его идеальный союз с Творцом и положило вражду со всей тварью. Повествование Ветхого Завета еще не указывает прямой путь к восстановлению потерянного мира, но ставит человека ответственным за все творение.

В библейские времена люди жили ближе к природе, чем мы сейчас. Они наблюдали красоту гор и моря, цветов и птиц, животных. Они видели циклы природы и движение небесных тел. Им была известна грандиозность шторма и трагедия голода. Они жили и умирали с осознанием своей зависимости от мира вокруг них и от Бога, Который содержит этот мир.

Основополагающий ветхозаветный взгляд радикально отличается от современной концепции естественного закона, системы, которая действует посредством самоподдерживающих сил и регулирующих принципов. В Ветхом Завете верили не в естественный закон, но в Бога, непосредственно владеющего всем, и все обычное и необычное, «естественное» и «чудесное» являлось действием Бога.

Во-первых, Бог есть Творец. Важно помнить, что в ветхозаветной мысли Бог не отождествляется с природой. Все, что есть на земле, было вызвано к существованию посредством Божественного действия. Бог не в дожде или ветре, в циклах времен года, в плодородии земли и животных, не в успехах людей, Он не в движении небесных тел. Бог стоит за всеми этими вещами; благодаря Богу все эти вещи происходят. Они не божественны; они являются делом рук Божества.

Во-вторых, человечество является частью естественного порядка. Мы были сотворены в том же процессе, в котором появились все остальные вещи (Быт. 1, 1-31). По сведениям более древней истории, Бог сотворил человечество из праха земного (Быт. 2, 7). Мы, как и все остальное, являемся творением. Следовательно, мы едины со всем существующим: с любой другой формой жизни, как животные и растения; со всей остальной материей—живой и неживой; с землей, водой и воздухом.

В-третьих, человеку уделяется особое и исключительное: «владычествовать» над всем сотворенным и использовать всю тварь на свое благо. Владычество человека над природой не бесконтрольно, но дано Богом. Созерцание творения вызывает мысль человека к исследованию его и восхищению его величием, что приводит к признанию власти Бога. Гармоничные отношения человека и Бога влекут за собой гармонию в отношениях человека и окружающего мира. Человек имеет право пользоваться творением и покровительствовать ему. «Взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15). Основной элемент ответственности человека—назвать всех животных. Ответственность человечества выражена в Божьем повелении людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).

В-четвертых, все, созданное Богом,—хорошо. Автор Бытия подводит итог каждой стадии в процессе творения словами: «И увидел Бог, что это хорошо». В заключение финальной стадии творения бытописатель говорит: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Ни в одной из историй о творении нет даже никакого намека на дихотомию материи и духа. Нет предположения, что одно конфликтует с другим, нет дуализма, когда одна сила—демоническая, а другая—ангельская. Творение—благо, потому что оно—произведение Бога.

Последствия греха Адама и Евы вызывают нарушение природного порядка. Тогда как в идеале творения Божьи должны жить в гармонии друг с другом, теперь между ними возникает вражда. Возделывание прекрасного сада, в который человека поместил Бог, стало бременем. Человеческий грех нарушает гармонию Божьего благого творения.

 Дмитрий Нецветаев,студент I курса МинДС
по книге «Основы христианской этики»

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.