Не леченье, а мученье

1 (1)Приходилось ли вам, наши уважаемые читатели, слышать о странном целителе Порфирии Иванове, который почти всегда ходил нагим, считал себя равным Христу, но боялся крестного знамения и никогда не посещал храм. Иванов основал новое учение, которое имеет сегодня многочисленных последователей. Что же это за учение? Давайте разбираться.

В 1898 году на украинском хуторе Верхний Кондрючий в семье простого шахтера родился мальчик, которого назвали Порфирием. В раннем возрасте на глазах у ребенка произошла трагедия, в результате которой погиб его дедушка. Виной тому был сильный порыв ветра, сбросивший старика со стога сена, что явилось причиной смерти. После этого Порфирий начал задумываться о влиянии природы на людей, и у него появилось параноидальное желание побеждать природные стихии.

«Учитель» (так Порфирий сам себя величал) начал слышать странные голоса, призывавшие его к единению с природой. После данного «просветления» он приобрел особые свойства: переносил мороз и стужу, зимой и летом ходил почти всегда голый, мог долго находиться под водой и даже пробовал заниматься врачеванием.

Иванов не раз указывал своим ученикам на изображение распятого Христа и двусмысленно намекал о распятии «своего брата». Но, несмотря на такое «родство», Порфирий Корнеевич в церковь не ходил, Богу не молился, креста боялся, да и последователям объявлял, что в Церкви все ложно.

Порфирий Иванов разработал свое новое учение, которое ласково назвал «Детка». Вот некоторые его пункты:

«1. Два раза в день купайся в холодной, природной воде… 2. Не употребляй алкоголя и не кури. 3. Старайся хоть раз в неделю полностью обходиться без пищи и воды… 4. Здоровайся со всеми везде и всюду… 5. Освободи свою голову от мыслей о болезнях, недомоганиях, смерти 6. Рассказывай, передавай опыт этого дела…»

Примерно с 1933 года Порфирий Иванов начал публичную пропаганду своего учения. Он стал заниматься ложным целительством, благодаря своим «сверхъестественным способностям».

Порфирий неоднократно бывал в психиатрических лечебницах, откуда частенько любил сбегать. В итоге обследований он получил медицинский диагноз: «хроническое душевное расстройство в форме шизофрении» и первую группу инвалидности без права на работу. С этого времени Иванов начал активно воплощать свое «учение» в жизнь, находя себе единомышленников.

10 апреля 1983 года не стало «учителя» Иванова, который умирал в 85-летнем возрасте в страшных и долгих муках. Но после его смерти учение продолжило свое существование и приобрело приверженцев.

В ходе исследований стало очевидным то, что учение П. К. Иванова—это не безобидное учение о здоровом образе жизни, как пытаются представить его некоторые ивановцы и на что хотелось бы надеяться нам. Это религиозная доктрина, являющаяся по отношению к Православию ересью, где нет места Христу, поскольку Его место занято Ивановым, который почитается адептами как божественная личность.

По учению ивановцев, Христос принес соборность людям, а «учитель» Иванов дал более высокую степень соборности людей и природы. Ивановцы не признают церковную иерархию, утверждая, что «для общения с Богом Духом Отцом через природу иерархия не нужна, каждый ивановец сам себе поп» и только «один ходатай за нас перед Богом Духом Отцом и природою—Господь Животворящий Порфирий Корнеевич Иванов».

Однажды из уст Иванова сорвались следующие слова: «Здесь живете—остальное сон, мы живем в природе один раз, а потом умираем на веки веков.Мы не знаем, что будет после нашей смерти, поэтому все дела свои мы делаем здесь и сейчас в нашей земной жизни».

То, что учение Порфирия Иванова—это религиозная доктрина, а не оздоровительная программа, как сегодня пытаются утверждать его адепты, доказывает хотя бы гимн, посвященный «учителю Иванову», который поют практически все ивановцы: «Люди Господу верили как Богу, а Он Сам к нам на Землю пришел. Смерть как таковую изгонит. А жизнь во славу введет. Где люди возьмутся на этом Бугре они громко скажут слово. Это есть наше райское место, человеку слава бессмертна». Религиозный характер учения Иванова подтверждается и его наставлениями в распространяемых его последователями листовках: «Если веришь этому учению, то проси меня как Учителя: «Учитель мой дорогой, дай мне мое здоровье!» Становится очевидным и то, что культ имеет языческую ориентацию, причем некоторые бывшие адепты указывают на возможное смыкание культа с сатанизмом. Вместо Творца ивановцы почитают Порфирия, вознося ему, подобно богу, свои «моления».

Людей в учении и системе Иванова привлекает обещание полного выздоровления от всех болезней и крепкого здоровья на все годы. Ну, ни прелесть ли, одним разом избавиться от всевозможных болезней, мучающих человечество!? Вот именно—прелесть, только в Православном понимании, то есть самообман.

Для достижения выздоровления используются различные механизмы, например, обливание холодной водой… Все ритуалы всегда связаны с разными мистическими действами, в частности, с обращениями к «учителю Иванову», чтобы тот дал энергию.

Последователи Иванова зачастую усугубляют суровость закаливания и голодания по методикам своего «наставника», превращая их в изнурительные, опасные для здоровья процедуры. В этом случае под видом укрепления здоровья пропагандируются ритуалы врачевательной магии, направленные на формирование у человека чувства сектантской избранности, исключительности и божественной просветленности.

Практикующие такого рода магические ритуалы и аскезы, а кроме того и различные оккультные методики составляют так называемый внутренний круг последователей Порфирия Иванова, информация о котором держится от непосвященных в строгом секрете.

Отрицание бессмертия человеческой души вызывает желание жить на земле вечно, что как раз и приводит к тому, что некоторые ивановцы ради развития личного самостроения питаются только раз в неделю, постоянно обливаются холодной водой и терпят другие «подвиги». А это, в свою очередь, приводит к необратимым процессам в сознании и психике адептов П. Иванова. Очевидно, именно подобные вещи и обусловили то, что «внутренний круг» последователей Порфирия Иванова был причислен к разряду деструктивных религиозных организаций.

Люди, решившие порвать с ивановцами, на себе испытали «оздоровительные» последствия пребывания в секте: появление новых болезней и резкое ухудшение здоровья, нарушение психики. Но самое главное последствие—смерть духовная.

Причина болезней по Иванову—удаление человека от окружающей среды, а по мнению Православной Церкви—в грехе человека. Отсюда мы видим различие средств исцеления: Иванов призывает ходить круглый год нагим, а Церковь учит, что для исцеления нужно общение с Богом через Таинства. По мнению святых отцов в болезнях человек менее предается греху и в большей мере задумывается о своей жизни, причинах болезней.

Те же, кто решается на общение с «целителями», колдунами, экстрасенсами, должны знать слова Священного Писания, которые говорят, что идолопоклонники и чародеи Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6, 9). В результате исполнения методик подобных лжеучителей, человек становится легко управляем, им можно манипулировать как бездушной машиной. Человек добровольно открывает себя воздействию демонических сил, и именно это дает ему паранормальные способности: ясновидение, целительство, слышание голосов… Это подтверждают и слова самого Иванова: «Я прошу человека, чтобы он думал обо мне, а я буду думать о нем, таким образом, устанавливаю взаимный контакт, который не должно прерывать».

Святое место пусто не бывает, так и в душе человеческой может находиться или Бог, или суррогаты, которыми человек заполняет себя, отлучаясь от церковного общения.

Иванов заполнил святое место скверною: вместо веры в Бога—вера в природу и поклонение ей, вместо Заповедей Христовых—«Детка», вместо молитвы «Отче наш»—гимн «учителю Иванову»… Поэтому не стоит обольщаться лозунгами о том, что «ивановство»—это всего лишь обливание водой и беговые упражнения в нижнем белье. Секта была организована нездоровым человеком, возомнившим себя богом, и носит в себе явно антихристианскую направленность и отказ от христианства.

Где быть каждому из нас? Давайте решать

 Сергей Шейко,
студент II курса МинДС

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.