Слово главного редактора

1 (1)Человек давно почувствовал себя богом на земле. Вместо уподобления Богу в Его совершенствах, он сам себя увенчал славою, возвысившись над всем творением. В воле Создателя было поставить его «владыкою над делами рук Своих» (Пс.  8, 7). Но человек стал злоупотреблять данною ему властью. Вследствие греха он потерял связь с Богом. Книга Бытия рассказывает нам, как в результате этого произошло нарушение гармонии между ним и природой. Земля стала рождать «тернии и волчцы»; вместо райских плодов люди были вынуждены питаться «полевою травою» (Быт. 3, 18).

Со временем люди перестали ощущать страх перед силами природы, которые ставили в зависимость благополучие их жизни. Человеческий ум все более постигал сущность окружающих предметов и явлений, находил способы обращения их на службу собственным потребностям. Но люди долго и упорно не хотели замечать, что работа ума приобретала курс на самоистребление.

Человечество стало выделяться из общей системы мироздания, считая себя его центром, полновластным хозяином планеты. Однако нам невозможно быть независимыми от всего творения, поскольку мы лишь часть его. Установление миропорядка принадлежит не нам, а нашему Создателю, поэтому мы обязаны действовать согласно Его целям.

Человек должен понять свое призвание. Оно состоит не в достижении наибольшего комфорта жизни путем безжалостной эксплуатации природы, которая давно перестала быть для нас источником богопознания, а превратилась в орудие для удовлетворения наших материальных потребностей. Мы радуемся все новым благам, которые приобретаем благодаря научно-техническому прогрессу. Но какова этому цена?

Из года в год все явственней проявляются черты глобального экологического кризиса: загрязнение окружающей среды, нарушение теплового баланса, круговоротов веществ и энергии, истощение природных ресурсов. Все меньше на земле рождается здоровых детей, все более сокращается продолжительность нашей жизни. И виной всему этому мы сами. Актуальность слов ветхозаветного пророка не исчезает и сегодня: «…земля осквернена под живущими на ней; ибо они…нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Ис. 24,  4-6). «Скот и птицы гибнут за нечестие жителей ее» (Иер. 12; 4, 11).

Человеку необходимо сознать эту ответственность за весь мир. Нельзя ощущать себя только его хозяином. Мы поставлены Творцом прежде всего на служение миру, чтобы хранить его, способствовать гармоничному взаимодействию его составляющих. Это подобно служению священника в храме, который призван примирять все творение с Богом, искать гибнущее и больное, оберегать, охранять и исцелять его, благословлять и освящать все.

Есть один способ выжить на нашей планете—прекратить войну с природой. Уже сейчас видны страшные последствия этой войны. Но еще не поздно попытаться построить правильные отношения между нами и природой. Сегодня у нас есть выбор: быть священником в мире или оставаться его безжалостным эксплуататором. Это равносильно тому, какой мы путь избираем: путь жизни или смерти. Третьего нам не дано.

 Диакон Евгений Свидерский, студент IV курса МинДС,
главный редактор «Ступеней»

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии пройдут IV Чтения памяти священномученика митрополита Крутицкого Петра (Полянского)

В рамках мероприятия состоятся выступления церковных и светских исследователей, обращенные на осмысление трагической истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.