Вселенский порядок и… беспорядок

1 (1)«Во вселенной все упорядочено,—пишет сербский святитель Николай (Велимирович).—Священная Книга Божия, в которой ни слова не говорится о каких бы то ни было естественных законах, богата словами, воспевающими божественный порядок существования всего тварного мира.

Закон—это одно, но порядок—другое. Если войти в прекрасно обставленный дом, нелепо будет говорить о законах производства мебели, можно говорить лишь о порядке ее размещения. То же самое касается любого другого ухоженного хозяйства, где, прежде всего, виден порядок, а не закон.

О законе можно говорить только в отношении людей в этом мире или в отношении ангелов на небесах. Но в отношении животного или растительного мира, неживой природы, природных стихий, звездной системы можно говорить только о порядке, но никак не о законе. В первой главе книги Бытия сказано буквально следующее: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт.1. 31). Весь мир сотворен соразмерно, всему указан присущий ему порядок, всему назначен свой путь. Кто присутствовал, когда Бог ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной (Иов. 28. 25-26). Богодухновенный Псалмопевец так говорит о красоте сотворенного мира: «Господи, Боже мой!… Ты облечен славою и величием… Как многочисленны дела Твои, Господи! Все соделал Ты премудро; земля полна произведений Твоих» (Пс. 103. 1, 24).

Итак книги Библии повествуют о порядке и гармонии сотворенного мира. И хотя ученые часто говорят о случае и случайностях, Библия подобного не признает. Согласно этой божественной Книге можно сказать, что все волосы на нашей голове сочтены и каждая капля дождя имеет целесообразное назначение. Нет места для случая не только в природе, но и в нравственной жизни людей.

Вся беспредельная вселенная блистает и дышит святостью. Она и не догадывается о своей святости; понимают это лишь Бог и человек. Если все же говорить о неком законе природы, то о нем следует говорить лишь как об отблеске нравственного закона в ней. Например, он различим в таких моральных категориях, как уважение к родителям, как жертвенная родительская любовь, даже как взаимная любовь,—разве не видим мы всего этого у животных?

Я бы сказал, что вселенная—храм, все стены которого представляют собой скрижали с заповедями нравственного закона Бога. Мы их отчасти по складам разобрали, но не в состоянии прочесть до самого конца. Иероглифами творений и явлений записаны там и закон неотвратимой правды, и закон любви. Колючей проволокой неумолимой правды ограждена божественная любовь, которая есть и основное побуждение к сотворению мира и главная цель его.

Но кто ответит на вопрос о хаосе в природе? Это весьма беспокоит те ученые головы, что говорят о законах природы и часто пугаются и беспокоятся по поводу аномалий, которые не вписываются в рамки их законов. Случай—вот их единственный ответ. Однако, если случай, тогда—нет разума, но если нет разума, тогда под вопросом и законы природы, ибо то, что называется законом, в любом смысле исключает неразумие.

В подтверждение этого можно привести яркий пример. Когда Спаситель умер от рук злодеев, завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись (Мф. 27. 51-?52). Вот оно—то, что мы назвали ответом природы на беззаконие людское. По предсказанию Спасителя, «в последние дни будут глады, моры и землетрясения по местам… солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба и силы небесные поколеблются» (Мф. 24. 7, 29). Из-за чего же все это так будет? Из-за попрания закона Бога. На кого обрушится гнев звездного неба и земли? На грешных людей—из-за того, что возрастут ненависть, безбожие и всяческое беззаконие и «во многих охладеет любовь» (Мф. 24. 12).

Поэтому можно сделать вывод, что вся бескрайняя вселенная—на службе у нравственного закона Бога. Ни сознательно, ни бессознательно, но по промыслу Того, Который не спускает Своего всевидящего ока ни с нее, ни с человека.

 Святитель Николай Сербский (1880-1956)

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.