Африканский Патриархат

1 (1)Александрийская Церковь, одна из самых древних Православных Церквей, известна как Церковь миссионерская, осуществляющая свое служение на африканском континенте. В статье помещены интервью с Блаженнейшим Патриархом Петром VII и рассказ о жизни православных африканских общин.

Александрийская Православная Церковь, по преданию, основана около 67 г. апостолом Марком.

Александрийская Церковь является родиной монашества. На ее священной земле подвизались основоположники восточного иночества: преподобный Антоний, преподобный Пахомий, знаменитые египетские аввы Паисий и Пимен.

Число верующих в Александрийской Церкви—примерно 500 тыс. человек. Все епархии Александрийской Церкви (21 епархия) находятся на территории Африки. 300 священников окормляют 400 приходов. Имеются три монастыря: святого Саввы, святого Николая, святого Георгия. Действует Православная Патриаршая семинария в Найроби.

Богослужение совершается на древнегреческом и арабском языках.

Возглавляет Александрийскую Церковь 116-й Патриарх Александрийский Блаженнейший Феодор II. Родился в 1954 году. Официальный титул: Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки.


1 (1)—Сталкиваются ли христиане Египта с проблемой исламского экстремизма?

—Напротив, мы не только сосуществуем, но и помогаем друг другу. У нас нет серьезных проблем с исламом. Мы обмениваемся мнениями для того, чтобы улучшать наши отношения. Наши дети рождаются, растут, живут рядом—православные и мусульмане. Мы учим свою паству в каждом человеке, в том числе, мусульманине, видеть образ Божий.

—Каковы Ваши успехи в миссионерской деятельности?

—В Африке достаточно распространена жестикуляция сама по себе. Среди местных жителей принято самовыражаться в танце—африканец совершает порой неимоверное количество телодвижений. Когда африканцы поют псалмы танцуют, принимая таким образом участие в богослужении и телом. Церковь это принимает, потому что Церковь заинтересована в спасении души человека. Ведь человеку ни в коем случае не приносит вред, если он чтит и почитает свои нравы и обычаи.

—Ваше Блаженство, поддерживаете ли Вы идею проведения Всемирного Православного Собора?

—Я надеюсь, что такой Собор состоится. Проведение подобного Собора необходимо. Не секрет, что накопилось огромное количество вопросов, которые необходимо решать. Это возможно только на уровне Всецерковного Собора. Процесс подготовки подобного рода встречи в какой-то момент прервался, но я надеюсь, что она все же состоится на благо наших народов.


1 (1)По праздникам и в воскресенье в церкви многолюдно. Места внутри не хватает, и даже на улице собирается толпа. Хор есть, и очень большой, певчих с удовольствием поддерживают все прихожане. Поют народно, от души, сипловатыми африканскими голосами. Регентов не бывает, зато есть запевала. Священник, встав пред Царскими вратами, чтобы читать Евангелие, возлагает его на головы двух коленопреклоненных подростков. Богослужение в Угандийской Церкви ведется на греческом, английском или на одном из местных языков. При этом официально существует только перевод на язык луганда. Пока на луганда переложены не все церковные песнопения, но уже разработана система гласов для Угандийской Церкви.

В местных храмах нет свечей. Иконостас украшается минимальным количеством необходимых образов, несколько икон висят по стенам, при входе на подставках выставлены еще несколько репродукций. Писаные иконы почти не встречаются. Расписан только иконостас для кафедрального собора во имя святителя Николая в Кампале.

В храмах полно детей. Они сидят в проходах между рядами скамеек, в ногах у певчих и прямо у амвона. Младенцы здесь тихие, если кто иногда и всплакнет, то как-то очень нетребовательно. В храмах установлены скамьи, и священник взмахом ладони указывает пастве, когда сесть, а когда встать. Дверей на Царских вратах нет, а завесу во время службы не закрывают.

Церкви приходится подстраиваться под местные реалии. Например, во время поста здесь не едят соли: угандийцы и так в основном питаются растительной пищей.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.