Богословие в гласах. Глас второй

1В прошлом номере журнала «Ступени» мы вместе размышляли над песнопениями первого гласа. Представляя материал о втором гласе, мы продолжаем знакомить Вас, дорогие читатели, с сокровищницей православного литургического богословия.

При музыкальном исполнении песнопений второго гласа в Русской Православной Церкви сосуществует две музыкальных традиции: санкт-петербургская и московская. В большинстве белорусских православных храмов используется «питерская» традиция, хотя и московская также имеет место. Различия мелодий касаются стихирного и тропарного напевов. В питерской традиции стихирный напев минорно-молитвенный, а в московской—мажорный, жизнеутверждающий. Мелодия ирмосов в двух традициях практически идентичная.

Открываем Октоих на песнопениях второго гласа в субботу вечером:

Завораживающую богословскую панораму спасения человечества мы видим в богородичном догматике гласа на Великой вечерне:

«Прейде сень законная, благодати пришедши, якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея—Христос, спасение душ наших».—Прошла тень (власть, время) закона, пришла благодать (Воплощения): как куст терновника горел и не сгорал (Исх. 3,2), так и Дева (Мария) родила и осталась Девой; и вместо огненного столба (который вел евреев в пустыне ночью—Исх. 13, 21) —воссияло праведное солнце, и вместо Моисея—Христос, спасение наших душ.

Воскресный тропарь гласа светит радостью Пасхальной победы:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе».

Когда Ты, Бессмертная жизнь, снизошел в смерть, тогда блистанием Своего Божества Ты умертвил ад; когда же Ты и всех умерших воскресил, тогда все небесные силы взывали: Жизнодавец Христос Бог наш, слава Тебе!

Канон на воскресной утрени:

Песнь 1. Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.

Когда-то сила Божия потопила войско фараона, а Воплотившееся Слово (Иисус Христос) уничтожило зло из зол — грех. Препрославленный Господь, так славно прославился!

Песнь 3. Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Господи, Твоим пришествием (в мир) пышным цветом расцвела пустыня язычников, которые прежде были духовно бесплодны (потому что не знали истинного Бога—жили в духовной пустыни, а теперь пришли в Церковь Христову); в ней (в Церкви) утвердилось мое сердце.

2Песнь 4. Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей Господи.

От Девы пришел не ходатай, и не ангел, но Сам Воплотившийся Господь (Бог) и спас всего меня, человека. От этого я взываю: Слава Твоей силе, Господи!

Песнь 5. Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже, Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения приведение имамы.

Ты был ходатаем между Богом и человеком, Христе Боже, потому что Тобой, Владыка, мы были приведены из ночи незнания к Начальнику Света, Твоему Отцу.

Песнь 6. В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Валяясь в бездне греха, я призываю неисследованную бездну Твоего милосердия: Боже, возведи меня от тления!

По шестой песни звучит кондак: «Воскресл еси от гроба всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа; тварь же видящи срадуется тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно».—«(Ты) Воскрес из гроба, Всесильный Спас, и ад, увидев (это) чудо, ужаснулся, и мертвые восстали; (все) творение срадуется Тебе, и Адам веселится с Тобой, и мир, мой Спас, воспевает Тебя вечно».

Песнь 7. Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, сый благословен и препрославлен.

В этом и в следующем, восьмом, ирмосах в новозаветной перспективе вспоминаются события, описанные в третьей главе книги пророка Даниила.—Богоборческим распоряжением беззаконного (т. е. не почитающего Бога) Вавилонского царя-мучителя был разожжен сильный огонь; но Христос подал чтущим Бога юношам духовную росу (благодаря чему огонь не повредил им), благословенный и препрославленный (Христос)!

Песнь 8. Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая поющия: благословите вся дела Господня Господа.

Когда-то огненная печь в Вавилоне Божиим повелением разделила свое действие: сожгла вавилонян, оросила (и сохранила в огне невредимыми) верных (Богу) отроков, которые пели: (люди!), благословите все дела Господа!

Песнь 9. Безначальна родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати росточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился нам, чтобы просветить омраченных, собрать рассеянных, поэтому (мы) величаем всепетую Богородицу.

На Литургии прокимен перед чтением Апостола—исповедание христианской надежды: «Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение».

3В понедельник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу мы взываем: «Человеколюбец Господи! Спаси меня, как Петра обдуваемого ветрами лукавого и захлестываемого волнами грехов» (тропарь 6-й песни). «Развращением ума и бесовскими искушениями я исполнился всяческого студа, далек стал от Твоих заповедей, как блудный, сейчас же обращаясь зову: я согрешил, как он, не возгнушайся меня, Иисус, воплотившийся ради меня!»(тропарь 7-й песни).

Во вторник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу мы открываем свою душу Богу: «Леностным дреманием я отяготил свою душу, воздвигни, Христе, меня к бдению покаяния, творить Твои повеления!» (тропарь 3-й песни).

Особенно замечателен тропарь четвертой песни: «Руце и очи оскверних Господи, содеяв яже нелепо есть творити, и в гнев подвигох щедроты Твоя, иждив Твое долготерпение; призрев ущедри мя Блаже».—«Я осквернил руки и глаза, мои поступки нелепы. Твою щедрость я переменил на гнев, долго испытывая Твое долготерпение; призри на меня и яви Свою щедрость ко мне!» (Тропарь 4-й песни).

В среду на утрени в каноне Животворящему Кресту мы находим удивительно емкое выражение христианского учения о спасении: «Не терпел еси зрети заблуждаема, егоже рукама создав, руце распростерл еси Слове на древе умерщвляемь, и оживил еси сего древом древле умершаго».—«Ты не мог смотреть на заблуждающегося человека, которого Ты создал руками, и потому Ты, Слове, распростер Свои руки на древе (Крестном), умерщвляем, и (этим) оживил человека умершего вкушением от древа (познания добра и зла)» (Тропарь 5-й песни).

В четверг на утрени в каноне святым апостолам: «Приношу неисправляющуюся душу и совесть, погребенную грехами, и оскверненное сердце, и загаженный ум и вопию Тебе, Человеколюбец: апостолов ради ущедри меня Твоей милостью!» (Тропарь 9-й песни).

В пятницу на утрени в каноне Кресту мы прославляем и мучеников: «Возлюбленные друзья вас Возлюбившего, избавьте меня льстивой дружбы по плоти, святые Господни мученики; и всем совершающим вашу память испросите просвещение и разрешение лютых прегрешений!» (тропарь 9-й песни).

В субботу мы в очередной, уже последний раз слышим песнопения второго гласа.

  П. В. Бубнов, 
кандидат богословия

Просмотрено: 0 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Представители Минской духовной семинарии приняли участие в Общем собрании Минской епархии

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.