Богословие в гласах. Глас второй

1В прошлом номере журнала «Ступени» мы вместе размышляли над песнопениями первого гласа. Представляя материал о втором гласе, мы продолжаем знакомить Вас, дорогие читатели, с сокровищницей православного литургического богословия.

При музыкальном исполнении песнопений второго гласа в Русской Православной Церкви сосуществует две музыкальных традиции: санкт-петербургская и московская. В большинстве белорусских православных храмов используется «питерская» традиция, хотя и московская также имеет место. Различия мелодий касаются стихирного и тропарного напевов. В питерской традиции стихирный напев минорно-молитвенный, а в московской—мажорный, жизнеутверждающий. Мелодия ирмосов в двух традициях практически идентичная.

Открываем Октоих на песнопениях второго гласа в субботу вечером:

Завораживающую богословскую панораму спасения человечества мы видим в богородичном догматике гласа на Великой вечерне:

«Прейде сень законная, благодати пришедши, якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея—Христос, спасение душ наших».—Прошла тень (власть, время) закона, пришла благодать (Воплощения): как куст терновника горел и не сгорал (Исх. 3,2), так и Дева (Мария) родила и осталась Девой; и вместо огненного столба (который вел евреев в пустыне ночью—Исх. 13, 21) —воссияло праведное солнце, и вместо Моисея—Христос, спасение наших душ.

Воскресный тропарь гласа светит радостью Пасхальной победы:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе».

Когда Ты, Бессмертная жизнь, снизошел в смерть, тогда блистанием Своего Божества Ты умертвил ад; когда же Ты и всех умерших воскресил, тогда все небесные силы взывали: Жизнодавец Христос Бог наш, слава Тебе!

Канон на воскресной утрени:

Песнь 1. Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.

Когда-то сила Божия потопила войско фараона, а Воплотившееся Слово (Иисус Христос) уничтожило зло из зол — грех. Препрославленный Господь, так славно прославился!

Песнь 3. Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.

Господи, Твоим пришествием (в мир) пышным цветом расцвела пустыня язычников, которые прежде были духовно бесплодны (потому что не знали истинного Бога—жили в духовной пустыни, а теперь пришли в Церковь Христову); в ней (в Церкви) утвердилось мое сердце.

2Песнь 4. Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей Господи.

От Девы пришел не ходатай, и не ангел, но Сам Воплотившийся Господь (Бог) и спас всего меня, человека. От этого я взываю: Слава Твоей силе, Господи!

Песнь 5. Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже, Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения приведение имамы.

Ты был ходатаем между Богом и человеком, Христе Боже, потому что Тобой, Владыка, мы были приведены из ночи незнания к Начальнику Света, Твоему Отцу.

Песнь 6. В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли, Боже, мя возведи.

Валяясь в бездне греха, я призываю неисследованную бездну Твоего милосердия: Боже, возведи меня от тления!

По шестой песни звучит кондак: «Воскресл еси от гроба всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа; тварь же видящи срадуется тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно».—«(Ты) Воскрес из гроба, Всесильный Спас, и ад, увидев (это) чудо, ужаснулся, и мертвые восстали; (все) творение срадуется Тебе, и Адам веселится с Тобой, и мир, мой Спас, воспевает Тебя вечно».

Песнь 7. Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, сый благословен и препрославлен.

В этом и в следующем, восьмом, ирмосах в новозаветной перспективе вспоминаются события, описанные в третьей главе книги пророка Даниила.—Богоборческим распоряжением беззаконного (т. е. не почитающего Бога) Вавилонского царя-мучителя был разожжен сильный огонь; но Христос подал чтущим Бога юношам духовную росу (благодаря чему огонь не повредил им), благословенный и препрославленный (Христос)!

Песнь 8. Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая поющия: благословите вся дела Господня Господа.

Когда-то огненная печь в Вавилоне Божиим повелением разделила свое действие: сожгла вавилонян, оросила (и сохранила в огне невредимыми) верных (Богу) отроков, которые пели: (люди!), благословите все дела Господа!

Песнь 9. Безначальна родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати росточенная: тем всепетую Богородицу величаем.

Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился нам, чтобы просветить омраченных, собрать рассеянных, поэтому (мы) величаем всепетую Богородицу.

На Литургии прокимен перед чтением Апостола—исповедание христианской надежды: «Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение».

3В понедельник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу мы взываем: «Человеколюбец Господи! Спаси меня, как Петра обдуваемого ветрами лукавого и захлестываемого волнами грехов» (тропарь 6-й песни). «Развращением ума и бесовскими искушениями я исполнился всяческого студа, далек стал от Твоих заповедей, как блудный, сейчас же обращаясь зову: я согрешил, как он, не возгнушайся меня, Иисус, воплотившийся ради меня!»(тропарь 7-й песни).

Во вторник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу мы открываем свою душу Богу: «Леностным дреманием я отяготил свою душу, воздвигни, Христе, меня к бдению покаяния, творить Твои повеления!» (тропарь 3-й песни).

Особенно замечателен тропарь четвертой песни: «Руце и очи оскверних Господи, содеяв яже нелепо есть творити, и в гнев подвигох щедроты Твоя, иждив Твое долготерпение; призрев ущедри мя Блаже».—«Я осквернил руки и глаза, мои поступки нелепы. Твою щедрость я переменил на гнев, долго испытывая Твое долготерпение; призри на меня и яви Свою щедрость ко мне!» (Тропарь 4-й песни).

В среду на утрени в каноне Животворящему Кресту мы находим удивительно емкое выражение христианского учения о спасении: «Не терпел еси зрети заблуждаема, егоже рукама создав, руце распростерл еси Слове на древе умерщвляемь, и оживил еси сего древом древле умершаго».—«Ты не мог смотреть на заблуждающегося человека, которого Ты создал руками, и потому Ты, Слове, распростер Свои руки на древе (Крестном), умерщвляем, и (этим) оживил человека умершего вкушением от древа (познания добра и зла)» (Тропарь 5-й песни).

В четверг на утрени в каноне святым апостолам: «Приношу неисправляющуюся душу и совесть, погребенную грехами, и оскверненное сердце, и загаженный ум и вопию Тебе, Человеколюбец: апостолов ради ущедри меня Твоей милостью!» (Тропарь 9-й песни).

В пятницу на утрени в каноне Кресту мы прославляем и мучеников: «Возлюбленные друзья вас Возлюбившего, избавьте меня льстивой дружбы по плоти, святые Господни мученики; и всем совершающим вашу память испросите просвещение и разрешение лютых прегрешений!» (тропарь 9-й песни).

В субботу мы в очередной, уже последний раз слышим песнопения второго гласа.

  П. В. Бубнов, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.