Когда уходят мечты

1 (1)О чем мечтает современный человек? О счастье, благополучии, признании и внимании. Как воплотить эти мечты в жизнь? На этот вопрос каждый отвечает по-разному, и, в результате, многие мечты рушатся, едва начав осуществляться. Создатели кинокартины «Бумер. Фильм второй» рассказывают о духовной составляющей человеческого благополучия.

Кто виноват?

Прежде чем говорить о ценностях, выраженных в фильмах «Бумер» и «Бумер. Фильм второй», на ум приходят некоторые размышления.

Вопрос об отношении к собственному благополучию с недавних пор стал для многих наших современников самым важным в жизни. Нет, не то, чтобы раньше он никого не беспокоил. Просто в советское время сложнее было улучшить уровень собственной жизни. С началом эпохи «дикого капитализма» многие, почуяв новые возможности, резко ринулись повышать свое благосостояние. Однако полное отсутствие какой-либо культуры предпринимательства вкупе с практически полным отсутствием духовной культуры привели к существованию отталкивающе резких, а порой и явно преступных форм личного обогащения наших соотечественников, в том числе, и к широко развитому и распространенному принудительному отнятию материальных ценностей одними людьми у других. Иначе эта форма обогащения называется бандитизмом. Она, конечно, существовала и в советское время, и еще ранее; но теперь, когда стало больше и потенциальных «жертв», и их финансовых возможностей,—она процвела буйным цветом. Одному из таких соцветий был посвящен первый фильм молодого режиссера Петра Буслова «Бумер».

Момент истины

Фильм повествовал об увядании одной из небольших бандитских групп, состоявшей из четырех человек, которым в результате случайного, но, тем не менее, кровопролитного конфликта, пришлось долго скрываться на необъятных российских просторах на автомобиле «БМВ» седьмой модели. При этом очень часто у них возникали различные неприятности, вплоть до финальной сцены, когда в результате неудачного вооруженного налета на компьютерную фирму двое из четырех друзей погибли в перестрелке с милицией, один удачно уехал, а один остался в кадре под прицелом милиционеров. Создатели фильма ненавязчиво проводят мысль, что случайного ничего в этих приключениях нет.

«Серьезные ребята» предстают в своих скитаниях просто беспомощными. У них есть хорошая машина, но нет денег на бензин. Им некуда податься: в одном предполагаемом месте укрытия их уже ждут, в другом их не ждет никто, им приходится ютиться в маленькой съемной квартире. По мобильным телефонам звонить нельзя, «высовываться» нельзя—и дружба мгновенно разваливается. В одной из «случайных» неприятностей фактический виновник этих скитаний серьезно ранен—все просто из рук вон плохо.

«Бумер. Фильм второй» поведал, что уцелевший от пуль и от наручников товарищ стал бизнесменом, а другой выживший осужден на 15 лет и отбывает срок заключения. Первый платит «хорошие деньги» за то, чтобы второго выпустили, при их встрече первого убивают вместо второго, и второй начинает вновь скитаться по стране на автомобиле «БМВ» Икс-пятой модели. В своих странствиях он также встречает много неприятностей, встречает девушку, которая также хочет повысить уровень жизни, и в финальной сцене, желая спасти девушку, напрасно гибнет от пуль милиционеров.

Люди вокруг нас

Помимо событий, определяющих сюжет, фильм (как первый, так и второй; но, все же, особенно второй) рисует картину российского общества. Молодой паренек с завистью и восхищением смотрит на серьезных парней в черном «бумере», приехавших к нему на заправку. Они покорили его, он хочет им подражать. Молодые ребята замышляют, у кого бы отобрать деньги, и даже нашли «ствол»—пистолет. Молодая девушка решает вымогать деньги у своего отца-предпринимателя с помощью подруги, которая тоже мечтает о красивых странах и о больших деньгах. А сам отец организовывает убийство конкурента по бизнесу. И никто из знаковых героев не думает: «Буду честно работать и разбогатею». Довершает эту ужасающую на самом деле картину сюжет, в котором главная героиня решает ограбить турфирму. В тот момент когда она была уже близка к выполнению своего плана, в офис врывается банда молоденьких ребят с битами и ружьем. Вот так! На одну фирму уже две банды!

Особого внимания заслуживает представление в двух фильмах работников правоохранительных органов. Здесь они берут крупные взятки, вымогают деньги у автолюбителей, продают заключенных на «волю», снабжают героев внутренней информацией.

На самом деле фильм ничего не преувеличивает. Эту страсть к легкой наживе встречаешь сплошь и рядом. Не оправдывая и не обвиняя, невольно задаешься вопросом: но почему? Откуда взялась эта болезнь? Почему в первую очередь молодежь ориентирована на достижение благополучия любыми путями?

Что не делать?

1 (1)

А кто первый бросит камень в этих людей? Кто скажет, что так делать нельзя и на какой авторитет при этом сошлется? Идеалы советской морали повержены, ничего иного, кроме проповеди быстрого и внеморального обогащения многие из таких людей в период формирования своей личности не получили. А что же вообще нужно, чтобы люди мыслили по иному, чтобы они психологически были готовы к долгому созидательному труду для достижения собственного благополучия?

Для начала, похоже, надо признать, что никакое благополучие невозможно построить на несчастье других. Эта истина не нова, но все новые и новые поколения пытаются ее забыть. Скорби, неприятности заставляют задуматься и вспомнить ее, как это происходит с героями «Бумера». Но только все они начали думать слишком поздно. Вспоминаются слова Священного Писания: «Упорство невежд убьет их, и беспечность глупцов погубит их» (Притч. 1, 32), которые как нельзя лучше подходят к судьбе персонажей фильмов «Бумер» и их многочисленных прототипов. Где сейчас многие из «авторитетов» 90-х? На кладбищах и в безвестных могилах, павшие от рук своих соперников в бесконечных переделах территорий и сфер влияний.

Законы, заложенные Богом в человеческое общество, необратимы. Ответ перед Богом держать нам всем и за все свои дела. Есть один простой закон Божий, который и сохраняет от насилия по отношению к другим и приносит благополучие: делай другим то, чего желаешь себе. Авторы фильма «Бумер» попытались проиллюстрировать этот закон. У тех героев фильма, кто совершил зло другим, как говорят, «на ровном месте», возникают серьезные жизненные проблемы. Дальнобойщика, отплатившего неблагодарностью, придавило кабиной, а главное—зло возвращается и к главным героям. И хотя их злодеяния остались за кадром, понятно, что натворить они успели многое.

Что делать?

Итак, не делай зла. Хорошо. Но что же делать? То, чего желаешь себе. То есть, хочешь ты себе благополучия, сделай хотя бы что-нибудь для благополучия хотя бы одного человека. И, главное, не в ожидании собственного «чудесного» обогащения, а именно ради этого человека. Собственно, концентрация на деле и его результате, а не на прибыльном аспекте дела, является, наверное, самым важным. Если делать свою работу качественно и ответственно, не глядя на сиюминутные финансовые выгоды, только в таком случае возможна перспектива роста благополучия. Если плоды твоей работы будут нужны людям, будет и благополучие. Если же думать лишь о том, как заработать побольше денег, такой перспективы не будет. «Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том; наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». (Лк. 12, 29-31). Эти слова—не призыв к бессрочному отпуску, а призвание к ответственной работе.

Невозможно искать Царствия Божия и небрежно, некачественно выполнять свою работу. Духовный поиск преображает все стороны жизни человека, в том числе и профессиональную. Если предприниматель ищет Царствия Божия, он не может изготавливать или продавать плохие товары, он должен делать все, чтобы улучшить жизнь своих клиентов посредством изготавливаемых/продаваемых товаров или предоставляемых услуг. Разбой начинается, когда мы делаем свою работу некачественно и, таким образом, обворовываем, грабим того, кто купит результаты нашей работы.

Как обеспечить себе достойный уровень жизни? Вновь и вновь вспоминаешь слова Священного Писания: «Жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12, 15). Попробуем начать с самих себя. «Ищите прежде всего Царствия Божия и это все приложится вам».

Хочется верить, что эти фильмы разочаровали тех молодых людей, для кого образ бандита был идеалом. Мечтать о том, чтобы стать «серьезным парнем» в известном смысле этого понятия, теперь не модно. Пришло время, когда эти мечты должны уйти. Те, кто еще идет по этому пути рано или поздно, даст ответ. Большее беспокойство вызывают те, кто мечтает об этом, кто видит в этом свой жизненный идеал. Было бы неплохо, если бы в будущем российский кинематограф представлял именно такую сторону жизни, а не поэтические саги про «романтиков с большой дороги». Пусть напрасные мечты уходят побыстрее.

  П. В. Бубнов, 
кандидат богословия

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.